Урок «Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Личность Достоевского» (Литература, 10 класс)
Класс 10 Предмет русская литература
Учитель: Брулевич Ольга Викторовна
Тема: Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Личность Достоевского.
Цель: образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством
Ф.М.Достоевского;
развивающая: развивать монологическую речь учащихся;
воспитательная: продолжать работу по воспитанию интереса к русской
литературе.
Ожидаемый результат: Научатся: синтезировать все полученные знания;
анализировать, рассуждать, обобщать и работать в группе.
Оборудование: ИД, флипчарты, тетради, учебник, листы А3, маркеры, раздаточный материал, пазлы.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. |
Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. Делит класс на группы при помощи сундучков с именами. |
Здороваются с учителем. Занимают свои места. |
II. Подготовка к восприятию новой темы. |
Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме. Задание: определить писателя. На доске … читает весь мир, впечатление от его романов огромно и неоднозначно. … сложен и противоречив. Он – величайший писатель-реалист, знаток жизни, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия. Всю свою сознательную жизнь писатель был озабочен судьбой своего народа и человечества. Он всегда стоял особняком в русской литературе, оставаясь не вполне понятным и оцененным. … по праву называют “самым трудным в мире классиком”. Чтобы понять этого писателя, надо узнать логику его мышления, строй его понятий и терминов. Многое у … “не как у людей”. Он стремился к обособленной оригинальности. - Как определили личность писателя? - Назовите ключевые слова в описании писателя. Кто он? Откуда же, из каких корней возрос этот гений? Какими были детство и юность писателя? |
Работают на флипчарте. слайд №1 (определение темы) Работают на флипчарте. слайд №2 (определение целей урока) |
III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации. |
1.- Сейчас, используя имеющиеся у вас ресурсы, такие, как учебники, материал, подготовленный вами дома и др., вы создадите карту опыта. Работа в группах: 1 группа «Семья». 2 группа «Учёба и творчество». 3 группа «Каторга». 2. Защита постеров. Проверка усвоения знаний. 3.Физминутка. 4. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИКТАНТ: (в тетрадях) Кем был отец Федора Михайловича Достоевского по профессии? (лекарем) Какое событие произошло в жизни Достоевского 23 апреля 1849 года? (арест и заключение в Петропавловскую крепость) Куда Достоевский был отправлен на каторжные работы? (в Омский острог) Какой тяжелый недуг преследовал Федора Михайловича всю жизнь? (эпилепсия) В каком ныне казахстанском городе служил Достоевский? (в Семипалатинске) Сколько детей было в семье у Достоевских.(9) Кто был литературным «отцом» Достоевского? (Пушкин) Отметьте количество правильных ответов: 7 «+» - 5 6 «+» - 4 5 «+» - 3 4-0 «+» - 2 |
Работа в группах, создание карты опыта. Оценивание стикерами (на лучшую работу) Самостоятельно. Выставляют оценку. |
IV. Итог урока. |
Контролирует результат учебной деятельности. Систематизирует и обобщает совместное достижение. - Итак, с творчеством какого замечательного писателя мы познакомились? - Что в биографии Достоевского удивило или поразило вас больше всего? - О чём бы вы хотели узнать больше? - Для этого я вам подготовила список дополнительной литературы, в которой полно и ярко раскрывается жизнь русского писателя. - Предлагаю вам завершить изучение биографии Ф.М.Достоевского написанием синквейна (в группе). |
«Горячий стул» Изучают список. Зачитывают синквейн. |
V. Рефлексия. |
- Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли своей цели? -С каким настроением уйдёте с урока? |
Отвечают на вопросы. |
VII.Выставление оценок. |
Листы оценивания. |
|
VI. Домашнее задание. |
Дифференцированное д/з: Прочитать роман «Бедные люди». Написать письмо другу, в котором рассказать о судьбе Достоевского. Выполнить иллюстрацию к произведению «Бедные люди». |