Технологическая карта урока литературы в 10 классе «В Петербурге Достоевского»

12
1
Материал опубликован 1 September 2019

Автор: Морозова Н.А.

Предмет: литература

Класс: 10 класс, программа Г.В.Москвина

Тип урока: урок творческого поиска, 2 часа

Технологическая карта урока литературы в 10 классе

Тема

 

«В Петербурге Достоевского» (анализ 1 части романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения содержания)

Осмысление произведения, открытие многогранности и глубины романа

Задачи педагога

Предметные

-формировать умение анализировать текст художественного произведения,

- развивать внимание к авторскому слову, умение выразить свои мысли, обобщать, делать выводы.

-формировать представление о позиции автора в литературном произведении,

-интерпретировать художественный текст,

-развивать творческое воображение,

-характеризовать героев романа

Метапредметные

- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас,

- развитие культуры речи школьников, работа над выразительным чтением учащихся,

Личностные

- воспитывать качества нравственной личности;

-умение работать в группе: умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.

 

 

Основные понятия

Роман, автор, авторская позиция, герой романа, портрет, пейзаж, интерьер, психологизм, антитеза, художественная деталь, лейтмотив, исповедь героя, диалог, микродиалог, монолог

 

Межпредметные связи

 

ИЗО, русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 

Иллюстративный, кинематографический материалы

Организация пространства

 

Компьютер, проектор

 

Технология проведения (этапы)

 

 

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Планируемые результаты

УУД

 

 

Определение цели и задач урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация работы в группах

 

 

 

 

Консультация учителя и подготовленных учеников руководителей групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к выступлению: структурирование материала, формулирование основных положений работы, оформление творческой работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление каждой группы

 

 

 

 

 

 

 

 

Переосмысление результатов анализа текста с учётом новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка работы в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

Работа с эпиграфом, формулирование темы и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Группа 1 «В Петербурге Достоевского»

- Каким изображен Петербург в главе 1 первой части романа?

- Чьими глазами видит его читатель?

- Городской пейзаж, его психологическая нагрузка (пейзаж, интерьер, художественная деталь, запахи, краски, лейтмотивы (ведущие мотивы )в изображении Петербурга).

Творческое задание: составить синквейн «Петербург»

 

 

 

 

Группа 2 «Интерьер в романе Достоевского». «Комната, где живет человек, есть ландшафт его души»

- Заглянем в каморку Раскольникова. С чем сравнивает каморку Раскольникова Достоевский? (ч.1гл.1)

- Какие детали, штрихи-описания бросаются в глаза? Обратили ли вы внимание на цвет каморки?

- Комната Мармеладовых (ч.1 гл.2). Комната Сони. Что было в комнатушке Сони, чего не было в «гробу» Раскольникова? Какие детали комнаты Сони связаны с ее судьбой и с ее душой? (ч.4 гл.4)

Творческое задание: четверостишие на данную тему или эссе (сочинение-миниатюра в свободной форме)

 

 

Группа 3 «История семьи Мармеладова»

- В чем смысл слов Мармеладова: «Человеку некуда пойти»? (ч.1 гл.1)

- Почему к одному Раскольникову обращены слова исповеди Мармеладова в распивочной?

- Какие между ними есть точки соприкосновения? Согласны ли вы со следующей интерпретацией сцены: «Между ними есть возможность взаимного понимания, нет оснований ручаться за то, чтобы те испытания, которые погубили Мармеладова, не обнаружили своего мертвящего и разлагающего влияния на Раскольникова»? Мысли Раскольникова после этой встречи.

Творческое задание: вопросы литературному герою – задать пять вопросов Мармеладову от лица Раскольникова.

 

Группа 4 «Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка, пока мир стоит»

- Каковы раздумья Раскольникова относительно судьбы Сонечки Мармеладовой? (ч.1 гл.2)

- Как Родион Раскольников относится к такому устройству мира, в котором жизнь покупается ценой преступления, ценой ущемления в людях собственного достоинства? Не пойди Сонечка на улицу – умерли бы с голоду ее братишка и сестренки, чахоточная мачеха и пьяница отец. Но пойти на улицу – значит тоже преступить законы морали и совести, надругаться над своей душой. Добро Сони по отношению к детям требует «зла» по отношению к себе.

-Какой голос девушка должна была принять за голос совести – тот ли, который говорил: «Сиди дома до конца, умирай с голоду вместе с отцом, матерью, сестренками и братишкой, но сохраняй свою нравственную чистоту…», или тот, который говорил: «Не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, накорми и обогрей их хоть на неделю во что бы то ни стало»?

- Раскольников рассуждает о человеческой подлости. Можно ли назвать подлым поступок Сони? Можно ли на основе этого обвинить все человечество?

- Если мир так устроен, можно ли считать человека, ущемляющего себя ради других, подлецом?

Двойственность мыслей Раскольникова: помогите герою разрешить внутренний спор.

 

Группа 5 Размышления Раскольникова по поводу письма матери (ч.1 гл.4)

Решение сестры выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь брату – положение Дуни, аналогичное ситуации Сонечки Мармеладовой, когда надо помочь близким людям. Герой хочет спасти сестру от нравственной гибели, от «Сонечкина жребия».

- Может ли сделать что-нибудь герой?

- Почему он вспоминает слова Мармеладова: «Некуда больше идти»?

- Какая мысль приходит в голову Раскольникову? Уводит ли жизнь героя от обдуманного решения?

 

Творческое задание: монолог Раскольникова после получения письма от матери – «великолепный образец микродиалога», с кем в нем вступает в спор герой? В чем суть этого спора? Восстановите диалог, прочитайте выразительно по ролям.

 

 

 

 

 

Индивидуальные задания на следующий урок.

Сколько раз в 1 части романа встречается цветовой эпитет «желтый» и в каких сочетаниях?

 

Какие события укрепляют Раскольникова в задуманном преступлении?

Проект «Образ Петербурга в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского», буклет по проекту

Обязательное задание

Чтение 2 части романа,ответ на вопрос «Какие события укрепляют Раскольникова в задуманном преступлении?»

Создание презентации «В Петербурге Достоевского» (слайды по группам)

 

-Вступительное слово учителя

«Город – трагическая судьба человека. Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порождённый человеком в его отщепенстве и скитальчестве»

Н. Бердяев

 

 

 

 

 

-Организует работу в группах

-Даёт задание каждой из групп, задания напечатаны на карточках

-Консультирует при необходимости ответственных за работу в группе

-Объясняет, как выполнить творческое задание

 

 

 

 

 

 

 

-контролирует записи в тетрадях синквейна, выводов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-помогает сформулировать выводы

- контролирует записи в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-помогает распределить роли для интервью

- помогает сформулировать выводы

(Сонечка отдала себя за кусок хлеба для голодных детей, однако на эти деньги не покупается кусок хлеба, а напивается несчастный отец, и сама жертва равнодушно растаптывается)

- контролирует записи в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- контролирует запись таблицы или кластера в тетрадях

- помогает сформулировать выводы

(«Ко всему-то подлец-человек привыкает!» Герой возмущён, он не принимает такого устройства мира, в котором жизнь покупается ценой преступления. Парадоксальный вывод Раскольникова – задуманное преступление не противоречит человеческим законам, ибо так живут все.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- помогает распределить роли диалога

- контролирует запись выводов в тетрадях

(Раскольников не может принять жертвы от матери и сестры: «Знаете ли вы, Дунечка, что Сонечкин жребий ничем не сквернее жребия с господином Лужиным».)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-организует самооценку работы в группах

- по каким критериям можно оценить свою работу в группе?

Совместно с обучающимися разрабатываются критерии оценки работы каждого в группе:

1.Знание текста.

2.Умение ориентироваться в тексте, подбирать цитатный материал.

3.Какое участие приняли при ответе на вопросы.

4.Ваше участие в творческой работе, в интерпретации текста.

5.Представление результатов работы группы. Оформление на ватмане синквейна, стихотворения, таблицы или кластера; чтение по ролям, инсценирование.

 

Что получилось в работе на уроке особенно хорошо?

Что следует учесть на подобных уроках на будущее?

Что бы вы посоветовали изменить в уроке, включить в такой урок?

 

В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений. Сам Петербург и его «вонючий, пыльный, заражённый городом воздух провоцируют Раскольникова на идею и поступок.

Цель урока-ответить на вопрос:

Как писателю удаётся добиться эффекта сопричастности происходящему, нарисовать «духовный» пейзаж, изобразить душу Петербурга – душу Раскольникова?

 

Группа1

Творческое задание: составить синквейн «Петербург»

Ключевое слово (тема)

Два определения, характеризующих главное слово

Три глагола, обозначающих действия в рамках заданной темы

Короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней

Синоним ключевого слова (метафора)

 

 

Например:

Петербург

Пыльный, душный

Гнетёт, провоцирует на преступление, губит

«Когда уже некуда больше идти»

Призрак

 

Группа 2

 

Творческое задание: четверостишие на данную тему или эссе (сочинение-миниатюра в свободной форме)

Например:

 

«Каморка», «гроб», «клетушка», «скорлупа –

Нет выхода отсюда никуда,

И только в мыслях я – Наполеон,
Способный быть великим, как и он…

А, может, «тварь дрожащая» и «вошь»?

Где в этом мире зло, а где добро –

не разберёшь…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 3

Творческое задание: вопросы литературному герою – задать пять вопросов Мармеладову от лица Раскольникова.

Например:

- Почему Катерина Ивановна вышла за Вас замуж?

- Почему и как Катерина Ивановна стала причиной падения Сонечки?

- Чего Вы ищете в жизни? Как смогли привыкнуть к такой обстановке? Не жаль Вам дочь?

- Как можно было бы изменить Вашу жизнь?

- Какой вы представляли себе судьбу Сонечки, у Вас ведь такая «сладкая» фамилия Мармеладовы, а судьба - горькая?

Представить сценку «Интервью у героя романа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 4

Двойственность мыслей Раскольникова: помогите герою разрешить внутренний спор. Составьте таблицу «за» и «против» поступка Сонечки Мармеладовой.

Например:

«за»:

-спасла маленьких детей от голода,

-утешает семью, обогрела детей,

-вселяет надежду на лучшую жизнь

«против»:

-загрязняет себя,

-унижает,

-совершает нравственное преступление

 

В Соне Родион Раскольников видит преступницу, считает, что они похожи, что они пойдут «по одной дороге», НО:

- она загубила свою жизнь, а он чужие;

- у неё не было другого выхода, а он проверял теорию на практике. И идея о бездушном, механическом счастье не удалась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 5

Творческое задание: монолог Раскольникова после получения письма от матери – «великолепный образец микродиалога», с кем в нем вступает в спор герой? В чем суть этого спора? Восстановите диалог, прочитайте выразительно по ролям.

Например:

 

- Мамаша, зачем Дуня выходит замуж за Лужина?

- Родя, это дело очевидное.

- Почему же вы не просите моего совета?

- Думаем, ты нас обязательно поддержишь в нашем решении.

- Дуня, вы же меня обманываете, что господин Лужин – порядочный человек?

- Он деловой человек, рациональный.

- Ты любишь его?

- Привыкну, кажется, он добрый и уже имеет свой капитал.

- Дунечка! Это «кажется» всего великолепнее! Ты за это «кажется» замуж идешь?

- Родя, милый, тебе ведь как-то надо доучиться в университете!

- О мамаша, Вы не понимаете, что жертвуете дочерью ради меня?

- Родя, ты наше упование, наше всё! Дунечка многое может снести.

- Да, мамаша! Она за тебя, за меня себя продаст! Не хочу я Вашей жертвы, не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!

 

Возможно инсценирование созданного диалога

 

 

Возможен просмотр фрагментов из художественного фильма по роману «Преступление и наказание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные:

 

- совершенствование умения творческого чтения,

-формирование умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью,

-совершенствование умения анализа романа.

-интерпретация эпического произведения,

-развитие творческих способностей,

-углубление знаний по теме «Средства создания художественного образа» (портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, лейтмотив, психологизм, монолог, микродиалог),

- умение видеть авторскую позицию,

- анализ, синтез, обобщение, выделение главного;

 

 

 

Коммуникативные:

 

-организация работы в группе,

-умение распределить обязанности в группе,

-предотвращение конфликтных ситуаций,

-умение слушать выступающего ученика;

 

 

 

Регулятивные:

 

-выдвижение целей,

-планирование работы в группах,

-самооценка работы в группах,

-рефлексия;

 

 

Личностные:

 

-развитие мыслительной деятельности,

-обращение к нравственным проблемам.

-расширение кругозора.

-реализация духовных запросов личности,

-приобщение к духовному потенциалу человечества,

-развитие мотивации к учебной деятельности,

-самореализация личности;

-развитие творческих способностей обучающихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Наталья Алексеевна, за серьезную работу!

1 September 2019

Похожие публикации