12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Булавина Александра Сергеевна339
По образованию я - учитель географии. Уже больше года работаю воспитателем в детском саду. Увлекаюсь декоративно-прикладным искусством, музыкой, научными экспериментами. Активно внедряю эти области в свою повседневную жизнь и работу.
Россия, Архангельская обл., Архангельск

Урок на тему «Класс насекомые»

Цель урока: изучить особенности строения представителей класса насекомые

Задачи:

Обучающие:

- изучить особенности внешнего строения насекомых

- изучить особенности внутреннего строения насекомых

Воспитательные:

- экологическое воспитание (раскрыть роль насекомых в природе)

Развивающие:

- развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций – анализ и синтез, сравнение и обобщение.

- продолжать формирование умения работать с учебником

- развитие познавательного интереса

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:

- учебник (Сонин «Многообразие живых организмов»)

-мультимедийный проектор

Презентация класс насекомых

- таблица «Комнатная муха. Внешнее строение»

- таблица «Внутреннее строение насекомого»

 

Ход урока

Элемент урока

Содержание

Методы и приёмы

Организационный момент (1 мин)

Приветствие. Отметить отсутствующих. Сообщение темы и цели урока.

 

Мотивация к учению (1 мин)

К типу членистоногие относятся 3 класса. Два из них мы уже изучили. Какие?

Сегодня мы начнем знакомство с классом насекомые.

 

Изучение нового материала (30 мин)

Внешнее строение насекомого

Тело взрослых насекомых, как и у всех членистоногих, покрыто хитиновым покровом, выполняющем роль наружного скелета.

Тело разделено на голову, грудь и брюшко, что отличает их от других членистоногих. Грудь насекомых состоит из трёх сегментов: переднегрудь, среднегрудь и заднегрудь.

Голова и грудь несут конечности, брюшко сохраняет иногда лишь недоразвитые (рудиментарные) конечности.

На груди насекомого имеются три пары конечностей. На голове находится ротовой аппарат, который может иметь разную форму в зависимости от того, чем насекомое питается. Губчатый или трубчатый ротовой аппарат приспособлен для всасывания жидкой пищи, а крепкие челюсти нужны, чтобы крошить добычу.

По бокам головы расположены 2 больших сложных глаза, между ними могут находиться несколько мелких глаз. От верхней стороны головы отходит пара усиков.

Характерная особенность многих насекомых – способность к полёту. Одна или две пары крыльев расположены на грудных сегментах. У разных насекомых передние и задние крылья развиты по-разному. У стрекоз обе пары крыльев развиты одинаково. Для того чтобы быстро и ровно лететь, стрекозы машут четырьмя крыльями. А взмахивая попеременно то передними, то задними крыльями, они могут проделывать удивительные акробатические номера, быстро меняя направление полета, неподвижно зависая в воздухе и даже летать задом наперед.

Для жуков характерно преобразование передних крыльев в толстые и твёрдые надкрылья. Надкрылья почти не участвуют в полёте, зато защищают спинную сторону тела.

У мух задние крылья превращены в небольшие булавовидные придатки - жужжальца. Во время полета они поднимаются и опускаются, создавая противовес основным крыльям. Жужжальца служат стабилизаторами полета и рулями. Без них муха не могла бы летать.

Ноги насекомых различаются в соответствии с их использованием. У таракана длинные тонкие конечности приспособлены для бега, а медведка своими широкими мощными ногами роет землю. Водяные жуки плавают в воде, отталкиваясь своими похожими на весла ногами, окаймленными волосками, а волоски на ногах пчелы собирают пыльцу.

Зарисуйте, пожалуйста, себе в тетрадь схему «Внешнее строение жука» из учебника стр. 160

(7 мин)

Продолжая изучение класса насекомых, мы познакомимся с их внутренним строением.

Задание для учащихся.

По тексту параграфа составьте таблицу внутреннее строение насекомых. (15 мин)

Система органов

Чем представлена, особенности

Функция

Нервная система

Надглоточный нервный узел(головной мозг), подглоточный узел, брюшная нервная цепочка

Связь с внешним миром, более сложное поведение.

Кровеносная система

Незамкнутая, трубковидное «сердце»

Снабжать ткани и органы питательными веществами

Органы дыхания

Система трахей, 10 пар дыхалец

Доставка кислорода и удаление углекислого газа.

Пищеварительная система

Рот, глотка, кишка

Питание

Органы выделения

Мальпигиевы сосуды, открывающиеся в кишечник

Выведение жидких продуктов обмена.

Репродуктивная система

Раздельнополые.

Половые железы парные. У самцов – семенники, у самок - яичники

Продолжение рода.

Совместная проверка таблицы

Рассказ

Беседа

Иллюстрация

Практическая работа по заполнении таблицы

Первичное закрепление материала (10 мин)

Внешнее строение:

Давайте вспомним особенности внешнего строения насекомых, которые мы сегодня узнали. На стр. 166 вашего учебника, выполните задание «Какие утверждения верны?» (3 мин)

1, 4, 5, 7, 8, 11, 12

Обсуждение

Внутреннее строение:

Насекомые – это самый большой класс среди членистоногих. Он включает огромное количество видов.

Давайте теперь с вами подумаем, какие особенности строения насекомых позволили им процветать? (5 мин)

· УСЛОЖНЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ТРАХЕЙНОЙ СИСТЕМЫ)

· СОЧЕТАНИЕ ПРОЧНОСТИ И ЛЁГКОСТИ НАРУЖНОГО ХИТИНОВОГО СКЕЛЕТА

· СПОСОБНОСТЬ К ПОЛЁТУ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ

· ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНОЙ ПИЩИ

· ХОРОШО РАЗВИТЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ

· ЗАПОЛНЕНИЕ МЕСТ ОБИТАНИЯ, НЕДОСТУПНЫХ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ

· ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Обсуждение

Практическая работа

Итог урока

Поблагодарить всех за работу. Отметить самых активных. Выставить оценки.

 

Домашнее задание

Стр. 158 - 163

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.