Конспект урока на тему «Кто такие насекомые» (биология, 5-6 класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Пестречинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Урок по предмету «Живой мир»
в 5 б классе
«Насекомые»
провела учитель биологии и географии
I квалификационной категории
Юсупова Н.В.
февраль, 2019 г.
Открытый урок по теме "Кто такие насекомые»"
Цели урока:
образовательная: знакомство с многообразием насекомых, выделение их существенных признаков;
развивающая: развитие у учащихся внимания, наблюдательности, речи, логического мышления;
воспитывающая: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.
Тип урока: комбинированный
Используемое программное обеспечение: учебник-тетрадь по предмету "Живой мир" Т.М. Лифановой (5 класс), CD "Презентация урока по теме "Насекомые".
Оборудование: раздаточный материал: «подпиши части насекомого», «собери насекомое», фотографии и рисунки насекомых, энциклопедии для детей разных изданий.
Организационный момент.
Психологический настрой на урок ( Мотивация к учебной деятельности)
- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю всем нам.
А я приглашаю вас в увлекательное путешествие.
Девиз нашего урока: «Внимательно слушай – и все услышишь,
Внимательно смотри – и все увидишь,
Думай - и все поймешь»
II. Повторение. Актуализация знаний
? - Давайте вспомним, на сколько групп делят всех животных , перечислите их;
? - Приведите примеры: насекомых. рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей
Обобщение знаний учащихся об изученных группах животных. (Слайд 3)
III. Формирование новых понятий и способов деятельности.
1. Постановка учебных задач.
- А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадки. (По мере отгадывания загадок, на экране по щелчку появляются изображения насекомых ) (Слайд 4).
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел…
2 .Красненькие крылышки,
черные горошки.
Кто это гуляет
по моей ладошке?
3. Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …
- Как вы уже догадались, сегодня мы будем более подробно знакомиться с группой животных под названием «Насекомые» (Слайд 5 "Насекомые")
Дети рассказывают стихи о насекомых (дом. задание)
Наша задача- сегодня на уроке УЗНАТЬ:
- кто такие насекомые?
- их отличительные признаки от других групп животных. (слайд 6)
2. Работа с текстом. Читаем текст учебника на стр.89-90
3. Обсуждение прочитанного: – Что мы узнали о строении насекомых ? Рассмотрите рис.139
а). Отличительные признаки класса насекомых:
- на сколько частей разделено тело жука? Назовите их;
- посчитайте, сколько у насекомых ног? (6 ног - 3 пары)
в). Среда обитания животных. - Ребята, а вы видели насекомых? Где же они обитают? Где их можно встретить? (Насекомых можно встретить всюду: в воде, в воздухе, в почве).
Какие из насекомых проживают в наших лесах, полях, лугах?
- Подумайте, а чем питаются насекомые?
- Многие насекомые питаются растениями, но есть среди них и хищники. Стрекоза охотится на комаров, мошек. Комары-самцы питаются нектаром цветов, самки - кровью человека и животных.
4 . Физминутка (слайд 7) Все дети встают и под чтение стихотворения выполняют движения:
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз-росой она умылась
Два-изящно покружилась
Три нагнулась и присела
На четыре-улетела
5. Игра «Собери НАСЕКОМОЕ» ученики получают конверты в них пазлы, из которых надо собрать насекомое ( жук, муха, пчела и т.п.) (Слайд 8- фонограмма)
6. Включение нового в систему знаний. - 1) Самостоятельная работа: «Отметь все части тела насекомого» (Слайд-11)
7.Самостоятельная работа: «Отметь все части тела насекомых» (ученики получают карточки-задания разных насекомых)
8. Дидактическая игра «Угадай насекомое» (необходимо зачеркнуть двойные буквы и прочитать слово из оставщихся)
О Б П О Р В А Ж С Н И В К С П - БРАЖНИК
З М П У О Р З А О В П Е Й -МУРАВЕЙ
С И Т П Р В Е П К О В З А И
О К Р У Я З Н Е Ч О Р И К Я
Я М Р У Х Я А Р
Л Ж М С У С М К Л
У К Б О З М У Б А З Р
Я М Р У Х Я А
9. Закрепление Практическая работа «Изучение насекомых по плану»:
Назовите части тела насекомого. (Голова, грудь, брюшко).
Вывод: тело насекомых разделено на 3 части (рассечено, сделаны насечки).
Сколько лапок у насекомых? (6)
Вывод: у насекомых 6 лап.
Что помогает передвижению насекомых? (Крылья) Посчитайте, пожалуйста, сколько их? (4, 2 пары)
Вывод: у большинства насекомых 2 пары крыльев.
Теперь мы можем ответить на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные, у которых тело разделено на 3 части, есть 6 лап и 2 пары крыльев).
10. Рефлексия. Итог урока (Слайд 11) Я познакомился …; Я узнал … ; Я понял ….
На доске –изображение дерева без листьев.
-Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Если урок прошёл для вас плодотворно, и вы остались очень довольны им, прикрепите к дереву красный листок. Если урок прошёл хорошо, но вы сомневались в чём-то, то выберите зелёный лист. А если вы считаете, что недостаточно работали на уроке, то ваш листочек – жёлтого цвета.
(Дети выходят к доске и прикрепляют листья на дерево)
Не нужно грустить, если что-то не получилось. На следующем уроке, я верю, вы будете успешнее. Вы все хорошо потрудились на уроке!
11. Д/З чтение текста и ответ на вопросы.
12. Оценки.
Приложение №1
Укажи цифрами части тела муравья и признаки насекомых
- Число ног - __________
Приложение №2 «Угадай насекомое»
О Б П О Р В А Ж С Н И В К С П
З М П У О Р З А О В П Е Й
С И Т П Р В Е П К О В З А И
О К Р У Я З Н Е Ч О Р И К Я
О Б П О Р В А Ж С Н И В К С П
З М П У О Р З А О В П Е Й
С И Т П Р В Е П К О В З А И
Я М Р У Х Я А Р
Л Ж М С У С М К Л
У К Б О З М У Б А З Р
Я М Р У Х Я А
Л Ж М С У С М К Л
У К Б О З М У Б А З Р
Я М Р У Х Я А Р
Л Ж М С У С М К Л
У К Б О З М У Б А З Р
С И Т П Р В Е П К О В З А И
Приложение№3
«Изучение насекомых по плану»:
Назовите части тела насекомого. (Г__________ , г__________ , б____________ ).
Вывод: тело насекомых разделено на ____ части
Сколько лапок у насекомых? ( ____ )
Вывод: у насекомых ____ лап.
Что еще помогает передвижению насекомых? (К__________ ) Посчитайте, пожалуйста, сколько их? (_____ пары)
Вывод: у большинства насекомых _____ пары крыльев.
Приложение №4 (укажи части тела насекомого)
Приложение № 5 «Собери НАСЕКОМОЕ»