Технологическая карта урока ОБЖ «Классификация ЧС природного характера и их последствия» (9 класс)
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Гончарова Наталья Владимировна
Класс: 9 «А»
Предмет: ОБЖ
Тема: Классификация ЧС природного характера и их последствия.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков (урок освоения новых знаний)
Место и роль урока в изучаемой теме: урок № 14 в первом разделе Основы безопасности личности, общества и государства.
Цель: сформировать и освоить знания распространенных чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствиями
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные |
I. образовательные: ознакомить с общими понятиями и классификацией чрезвычайных ситуаций природного характера; ознакомить с характеристикой чс природного характера; владеть правилами поведения при получении сигналов МЧС о чрезвычайной ситуации II. оздоровительные и развивающие: развивать умения применять полученные знания в области безопасности на практике; проектировать модели личного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера; формировать умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники III. воспитательные: способность освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера; развивать умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий | умение действовать по инструкции преподавателя; удерживать учебную задачу | работать с текстовой информацией учебника | построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения | понимание важности собственного знания приемов действия в чрезвычайных ситуациях природного характера |
Ход урока:
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Приемы УУД |
I. Организационный | Активизация обучающихся | Приветствие к классу. Проверка отсутствующих. | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, настраиваются на работу. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
II. Актуализация знаний. | Выявить уровень знаний и систематизировать их | Вам были розданы термины и определения, которые связаны с темой нашего урока. Ваша задача к каждому понятию подобрать определение. Работаем в парах. (Приложение 1) Начнем с первого определения. Безопасность – это… Угроза безопасности – это… Обеспечение безопасности жизнедеятельности – это… Опасное природное явление –это… Чрезвычайная ситуация – это… | Выполняют задание. Дают определение понятиям | Личностные: осознание своих возможностей Регулятивные: умение регулировать свои действия Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
III. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | Исходя из понятий, с которыми вы работали, сможете ли вы сказать, о чем мы сегодня будем говорить? Запишем тему урока «Классификация ЧС. ЧС природного характера» Почему мы поднимает эту тему? Абсолютно верно. Сегодня мы с вами определим виды ЧС, обратим особое внимание на ЧС природного характера и действия в случае возникновения ЧС. | Отвечают на вопросы: О ЧС? ЧС природного характера? ЧС могут произойти, когда и где угодно. Никто не застрахован от попадания в ЧС. Открывают тетради и записывают число, тему урока. | Регулятивные: целеполагание, планирование Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
IV. Изучение нового материала | развивать у обучающихся умение анализировать, делать выводы, слушать сообщения товарищей | Вспомним, на какие виды можно разделить все ЧС. Приведите примеры к каждому виду ЧС. Сегодня подробно разберем ЧС природного характера. На дом было задано домашнее задание, приготовить сообщение с презентацией, различных природных явлений, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека, по месту их возникновения. 1.Геологические – Тен О. 2.Метеорологические – Мосейчук Я. 3.Гидрологические – Гуськова Д. 4.Природные-Житенева А. 5.Биолого – социальные Исаева А. 6.Космические–Олейник П. | Слушают сообщения товарищей, задают вопросы | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: давать определения новым понятиям темы. |
V. Проверка и закрепление знаний | Обеспечить осмысление, усвоение и закрепление знаний | Поработаем в группах. 4 группы. Каждая группа составит памятку по поведению в разных видах ЧС на листе ватмана. Памятка должны быть понятна каждому человеку. Может быть выполнена в виде схемы, рисунка. 1 –наводнения, 2- природные пожары, 3- ураганы, бури, 4 – оползни. Можете пользоваться учебниками, дополнительной литературой. На работу вам дается 10мин. Каждую памятку будет защищать 1-2 представителя группы. На защиту не более 3хминут | Работают в группах Предъявляют результаты самостоятельной работы, осуществляют контроль, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно и адекватно воспринимают предложения учителя и сверстников по исправлению допущенных ошибок. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе |
V I. Рефлексивно-оценочный этап | | Раздаются листы с таблицей, где нужно отметить знакомые, не знакомые и интересные понятия. (Приложение 2) Спросить мнения нескольких человек. Почему мы рассмотрели именно эти ЧС, а не цунами или сели, например? | Эти ЧС возможны на территории нашей области. Да | |
VII. Подведение итогов урока | | Теперь мы сможем действовать в условиях ЧС? Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Что нового вы узнали на уроке? Какие новые понятия вы изучили сегодня? Где можно применить полученные знания на практике? Какие затруднения у Вас возникли? Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности. Выставляет оценки за урок. Цели достигнуты | | |
VIII. Домашнее задание | | Параграф 2.2, страница 43, вопрос 2,3 устно. | Записывают задание в дневник. | |
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Стремление к совершенствованию своих умений | Понимание и определение понятий: «ЧС», «Опасная ситуация техногенного характера» Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении практической работы. | Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные: учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). |
№ п/п | Этапы урока | Времямин | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Приемы УУД |
1 | Организационный момент | 2 | Активизация учащихся | Приветствует обучающихся, создает положительный эмоциональный настрой, настраивает детей на восприятие учебного материала. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 3 | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует обобщение актуализированных знаний Тема: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация » | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формируют цель урока, определив границы знания и незнания. Записывают тему урока в тетрадь. | Регулятивные: целеполагание, планирование Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
3 | Актуализация знаний | 5 | Выявить уровень знаний и систематизировать их | Учитель проводит вводную беседу по актуализации. Человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. Мы знаем что в оболочках Земли постоянно происходит обмен веществ и энергии, который приводит к возникновению различных природных явлений геологического (землетрясения, вулканы), метеорологического (ураганы, смерчи), гидрологического (наводнения, цунами), биологического (природные пожары, эпидемии) происхождения. Эти явления служили и являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека. Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера(аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера. | контроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность, взаимодействуют с учителем и одноклассницами во время опроса | Личностные: осознание своих возможностей Регулятивные: умение регулировать свои действия Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
4 | Этап изучения новых знаний и способов деятельности | 15 | развивать у учащихся умение анализировать, делать выводы | I. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. II. Причины ЧС техногенного характера III. Классификация ЧС техногенного характера В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера, как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей. Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного характера» также определяет три признака, позволяющие отнести то или иное событие к чрезвычайной ситуацией техногенного характера: 1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения); 2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий: человеческие жертвы; ущерб здоровью; ущерб окружающей среде; материальные потери и нарушения жизнедеятельности и др. 3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной деятельности человека. Классификация ЧС техногенного характера. Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам масштабу распространения темпу развития природе происхождения | развивают умения получать информацию из текста и строить сообщения в устной форме, развивают умения строить простые рассуждения. Конспектируют основные моменты. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности выполнения работы |
5 | Первичное проверка и закрепление знаний | 5 | Обеспечить осмысление, усвоение и закрепление знаний | Предлагает задание на новое Практическая работа Тест по теме «ЧС техногенного характера» | Обучающиеся читают задание, отвечают на вопросы | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. |
6 | Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. | 3 | Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования. | Предлагает рассказать о результатах выполнения работы. консультирует, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Задает вопросы: Что вы понимаете под ЧС техногенного характера? Назовите причины техногенных аварий и катастроф Какие существуют классификации ЧС техногенного характера? Приведите несколько примеров техногенных аварий | Предъявляют результаты самостоятельной работы, осуществляют контроль, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно и адекватно воспринимают предложения учителя и сверстников по исправлению допущенных ошибок. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7 | Информация о домашнем задании | 2 | Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Выучить основные определения урока. Подобрать примеры ЧС техногенного характера, имевшей место в нашем регионе. Укажите причину ее возникновения. | Записывают домашнее задание. | |
8 | Подведение итогов урока | 3 | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Что нового вы узнали на уроке? Какие новые понятия вы изучили сегодня? Где можно применить полученные знания на практике? Какие затруднения у Вас возникли? Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности. Выставляет оценки за урок. | | |
9 | Рефлексия деятельности. | 2 | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Все ли успели сделать? Понравился ли урок? Поблагодарить учеников за работу на уроке. | | |
Приложение 1
Безопасность | состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. |
Угроза безопасности | совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. |
Обеспечение безопасности жизнедеятельности | сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье. |
Опасное природное явление | событие природное происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду. |
Чрезвычайная ситуация | обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. |
Безопасность | состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. |
Угроза безопасности | совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. |
Обеспечение безопасности жизнедеятельности | сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье. |
Опасное природное явление | событие природное происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду. |
Чрезвычайная ситуация | обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. |
Приложение 2
Понятия | Знал | Не знал | Было интересно |
Виды ЧС | | | |
Действия при наводнении | | | |
Действия при возникновении природного пожара | | | |
Действия при урагане, буре | | | |
Действия при оползне | | | |
Понятия | Знал | Не знал | Было интересно |
Виды ЧС | | | |
Действия при наводнении | | | |
Действия при возникновении природного пожара | | | |
Действия при урагане, буре | | | |
Действия при оползне | | | |
Понятия | Знал | Не знал | Было интересно |
Виды ЧС | | | |
Действия при наводнении | | | |
Действия при возникновении природного пожара | | | |
Действия при урагане, буре | | | |
Действия при оползне | | | |
Понятия | Знал | Не знал | Было интересно |
Виды ЧС | | | |
Действия при наводнении | | | |
Действия при возникновении природного пожара | | | |
Действия при урагане, буре | | | |
Действия при оползне | | | |
Понятия | Знал | Не знал | Было интересно |
Виды ЧС | | | |
Действия при наводнении | | | |
Действия при возникновении природного пожара | | | |
Действия при урагане, буре | | | |
Действия при оползне | | | |
Понятия | Знал | Не знал | Было интересно |
Виды ЧС | | | |
Действия при наводнении | | | |
Действия при возникновении природного пожара | | | |
Действия при урагане, буре | | | |
Действия при оползне | | | |
Понятия | Знал | Не знал | Было интересно | |
Виды ЧС | | | | |
Действия при наводнении | | | | |
Действия при возникновении природного пожара | | | | |
Действия при урагане, буре | | | | |
Действия при оползне | | | | |
Безопасность | состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. | |||
Угроза безопасности | совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. | |||
Обеспечение безопасности жизнедеятельности | сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье. | |||
Опасное природное явление | событие природное происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду. | |||
Чрезвычайная ситуация | обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. |
Безопасность | состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. |
Угроза безопасности | совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. |
Обеспечение безопасности жизнедеятельности | сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье. |
Опасное природное явление | событие природное происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду. |
Чрезвычайная ситуация | обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. |