Технологическая карта урока ОБЖ «Классификация ЧС природного характера и их последствия» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 13 December 2020

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Гончарова Наталья Владимировна

Класс: 9 «А»

Предмет: ОБЖ

Тема: Классификация ЧС природного характера и их последствия.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков (урок освоения новых знаний)



Место и роль урока в изучаемой теме: урок № 14 в первом разделе Основы безопасности личности, общества и государства.

Цель: сформировать и освоить знания распространенных чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствиями





Планируемые результаты



Предметные знания, предметные действия

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

I. образовательные:

ознакомить с общими понятиями и классификацией чрезвычайных ситуаций природного характера;

ознакомить с характеристикой чс природного характера;

владеть правилами поведения при получении сигналов МЧС о чрезвычайной ситуации

II. оздоровительные и развивающие:

развивать умения применять полученные знания в области безопасности на практике;

проектировать модели личного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера;

формировать умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники

III. воспитательные:

способность освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;

развивать умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий



умение действовать по инструкции преподавателя; удерживать учебную задачу

работать с текстовой информацией учебника


построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения


понимание важности собственного знания приемов действия в чрезвычайных ситуациях природного характера





































Ход урока:



Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы УУД

I.

Организационный

Активизация обучающихся

Приветствие к классу. Проверка отсутствующих.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

II. Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их

Вам были розданы термины и определения, которые связаны с темой нашего урока. Ваша задача к каждому понятию подобрать определение.  Работаем в парах. (Приложение 1)

Начнем с первого определения. Безопасность – это…

Угроза безопасности – это…

Обеспечение безопасности жизнедеятельности – это…

Опасное природное явление –это…

Чрезвычайная ситуация – это…


Выполняют задание.

Дают определение понятиям

Личностные: осознание своих возможностей

Регулятивные: умение регулировать свои действия

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

III. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Исходя из понятий, с которыми вы работали, сможете ли вы сказать, о чем мы сегодня будем говорить?

Запишем тему урока «Классификация ЧС. ЧС природного характера»

Почему мы поднимает эту тему?

Абсолютно верно. Сегодня мы с вами определим виды ЧС, обратим особое внимание на ЧС природного характера и действия в случае возникновения ЧС.

Отвечают на вопросы:

О ЧС? ЧС природного характера?

ЧС могут произойти, когда и где угодно. Никто не застрахован от попадания в ЧС.


Открывают тетради и записывают число, тему урока.

Регулятивные: целеполагание, планирование

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

IV. Изучение нового материала

развивать у обучающихся умение анализировать, делать выводы, слушать сообщения товарищей

Вспомним, на какие виды можно разделить все ЧС.

Приведите примеры к каждому виду ЧС.

Сегодня подробно разберем ЧС природного характера.

На дом было задано домашнее задание, приготовить сообщение с презентацией, различных природных явлений, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека, по месту их возникновения.

1.Геологические – Тен О.

2.Метеорологические – Мосейчук Я.

3.Гидрологические – Гуськова Д.

4.Природные-Житенева А.

5.Биолого – социальные Исаева А.

6.Космические–Олейник П.

Слушают сообщения товарищей, задают вопросы


Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: давать определения новым понятиям темы.

V. Проверка и закрепление знаний

Обеспечить осмысление, усвоение и закрепление знаний

Поработаем в группах. 4 группы. Каждая группа составит памятку по поведению в разных видах ЧС на листе ватмана. Памятка должны быть понятна каждому человеку. Может быть выполнена в виде схемы, рисунка. 1 –наводнения, 2- природные пожары, 3- ураганы, бури, 4 – оползни.

Можете пользоваться учебниками, дополнительной литературой. На работу вам дается 10мин. Каждую памятку будет защищать 1-2 представителя группы. На защиту не более 3хминут

Работают в группах Предъявляют результаты самостоятельной работы, осуществляют контроль, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно и адекватно воспринимают предложения учителя и сверстников по исправлению допущенных ошибок.




Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе

V I. Рефлексивно-оценочный этап


Раздаются листы с таблицей, где нужно отметить знакомые, не знакомые и интересные понятия. (Приложение 2)

Спросить мнения нескольких человек.

Почему мы рассмотрели именно эти ЧС, а не цунами или сели, например?



Отмечают в листах.

Эти ЧС возможны на территории нашей области.

Да


VII. Подведение итогов урока


Теперь мы сможем действовать в условиях ЧС? Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Что нового вы узнали на уроке? Какие новые понятия вы изучили сегодня? Где можно применить полученные знания на практике? Какие затруднения у Вас возникли?

Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности. Выставляет оценки за урок.


Цели достигнуты



VIII. Домашнее задание


Параграф 2.2,

страница 43, вопрос 2,3 устно. 
Подготовить сообщение о ЧС природного характера, произошедшего на территории нашей области.

Записывают задание в дневник.










































Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

Понимание и определение понятий: «ЧС», «Опасная ситуация техногенного характера»

Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении практической работы.

Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные: учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).









п/п

Этапы урока

Времямин

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы УУД

1

Организационный момент

2

Активизация учащихся

Приветствует обучающихся, создает положительный эмоциональный настрой, настраивает детей на восприятие учебного материала.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки. Организует обобщение актуализированных знаний



Тема: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация »

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формируют цель урока, определив границы знания и незнания.

Записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные: целеполагание, планирование

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

3

Актуализация знаний

5

Выявить уровень знаний и систематизировать их

Учитель проводит вводную беседу по актуализации.

 Человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. Мы знаем что в оболочках Земли постоянно происходит обмен веществ  и энергии, который приводит к возникновению различных природных явлений геологического (землетрясения, вулканы), метеорологического (ураганы, смерчи), гидрологического (наводнения, цунами), биологического (природные пожары, эпидемии) происхождения. Эти явления служили и являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера(аварии  и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера.

контроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность,

взаимодействуют с учителем и одноклассницами во время опроса

Личностные: осознание своих возможностей

Регулятивные: умение регулировать свои действия

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

15

развивать у учащихся умение анализировать, делать выводы

I. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

II. Причины ЧС техногенного характера

III. Классификация ЧС техногенного характера



В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера, как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.



Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного характера» также определяет три признака, позволяющие отнести то или  иное событие к чрезвычайной ситуацией техногенного характера:

1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);

2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий:

человеческие жертвы;

ущерб здоровью;

ущерб окружающей среде;

материальные потери и нарушения жизнедеятельности и др.

3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной деятельности человека.



Классификация ЧС техногенного характера.



Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам

масштабу распространения

темпу развития

природе происхождения

развивают умения получать информацию из текста и строить сообщения в устной форме,

развивают умения строить простые рассуждения.

Конспектируют основные моменты.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности выполнения работы

5

Первичное проверка и закрепление знаний

5

Обеспечить осмысление, усвоение и закрепление знаний

Предлагает задание на новое

Практическая работа

Тест по теме «ЧС техногенного характера»

Обучающиеся читают задание, отвечают на вопросы

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

6

Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

3

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

Предлагает рассказать о результатах выполнения работы. консультирует, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Задает вопросы:

Что вы понимаете под ЧС техногенного характера?

Назовите причины техногенных аварий и катастроф

Какие существуют классификации ЧС техногенного характера?

Приведите несколько примеров техногенных аварий

Предъявляют результаты самостоятельной работы, осуществляют контроль, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно и адекватно воспринимают предложения учителя и сверстников по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7

Информация о домашнем задании

2

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Выучить основные определения урока. Подобрать примеры ЧС техногенного характера, имевшей место в нашем регионе. Укажите причину ее возникновения.

Записывают домашнее задание.


8

Подведение итогов урока

3

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Что нового вы узнали на уроке? Какие новые понятия вы изучили сегодня? Где можно применить полученные знания на практике? Какие затруднения у Вас возникли?

Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности. Выставляет оценки за урок.



9

Рефлексия деятельности.

2

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Все ли успели сделать?

Понравился ли урок?

Поблагодарить учеников за работу на уроке.























Приложение 1

Безопасность

 состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Угроза безопасности

совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье.

Опасное природное явление

 событие природное происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Чрезвычайная ситуация

обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.



Безопасность

 состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Угроза безопасности

совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье.

Опасное природное явление

 событие природное происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Чрезвычайная ситуация

обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.



















Приложение 2

Понятия

Знал

Не знал

Было интересно

Виды ЧС




Действия при наводнении




Действия при возникновении природного пожара




Действия при урагане, буре




Действия при оползне






Понятия

Знал

Не знал

Было интересно

Виды ЧС




Действия при наводнении




Действия при возникновении природного пожара




Действия при урагане, буре




Действия при оползне






Понятия

Знал

Не знал

Было интересно

Виды ЧС




Действия при наводнении




Действия при возникновении природного пожара




Действия при урагане, буре




Действия при оползне






Понятия

Знал

Не знал

Было интересно

Виды ЧС




Действия при наводнении




Действия при возникновении природного пожара




Действия при урагане, буре




Действия при оползне






Понятия

Знал

Не знал

Было интересно

Виды ЧС




Действия при наводнении




Действия при возникновении природного пожара




Действия при урагане, буре




Действия при оползне






Понятия

Знал

Не знал

Было интересно

Виды ЧС




Действия при наводнении




Действия при возникновении природного пожара




Действия при урагане, буре




Действия при оползне






Понятия

Знал

Не знал

Было интересно

Виды ЧС




Действия при наводнении




Действия при возникновении природного пожара




Действия при урагане, буре




Действия при оползне




Безопасность

 состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Угроза безопасности

совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье.

Опасное природное явление

 событие природное происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Чрезвычайная ситуация

обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.



Безопасность

 состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Угроза безопасности

совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье.

Опасное природное явление

 событие природное происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Чрезвычайная ситуация

обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.