Технологическая карта урока по химии «Соли и их классификация» (8 класс)
Конспект урока
педагог Краснова Оксана Владимировна
Предмет Химия Класс 8
Тема урока «Соли в свете ТЭД , их свойства. »
Цели и задачи:
Образовательная. Сформировать знания учащихся о солях – как классе неорганических соединений, научить называть соли по формулам и составлять формулы солей по названиям. Выявлять общие черты и различия в составе кислот и солей по формулам. Научиться записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Уметь применять полученные знания и умения на практике.
Развивающая. Развивать умения давать характеристику солям, распознавать кислые, основные и средние соли , уметь составлять ионные уравнения химических реакций свойственных солям, развивать творческие навыки, мышление, интерес к химии, навыки работы с дополнительной литературой, работы в Интернете, создания мультимедийной информации.
Воспитательная. Воспитывать творческое отношение к учебе, интерес к предмету, повышение самооценки учащихся, трудолюбие.
Этапы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1 |
Организационный момент взаимное приветствие учащихся и учителя Проверка домашнего задания ( фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку) Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закрепить пройденный материал подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; Методы: словесные, письменные |
- Здравствуйте - Ребята, я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением. - Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на новую ступеньку в познании окружающего мира Этап «Вхождение в контакт» Определяет готовность к уроку ,инструктаж по работе с листом самооценки. приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места; организация внимания; уточнение критериев оценки осознанное и произвольное построение речевого высказывания Прогнозирование своей деятельности умение выделять нравственный аспект поведения - Мы продолжаем с вами тему прошлого урока «Соли в свете ТЭД и их классификация» прежде ,чем продолжить, давайте повторим основные понятия о солях Двое учащихся у доски работаю с карточками, пока ведется опрос Что называют солями с точки зрения ТЭД? Какие бывают соли по составу?, в чем их различие? Выберите из предложенных на доске? ( средние, кислые, основные) Как правильно называть соли, назовите по номенклатуре… На прошлом уроке мы с вами изучали соли , давайте проверим как мы это усвоили , запишите по названию формулы химический диктант , (хлорид серебра, сульфат алюминия, фосфат магния, гидросульфит кальция, карбонат натрия, гидрокарбонат калия, нитрат бария) Дополнительно на усмотрение учителя – с какими солями вы встречаетесь каждый день? Давайте посмотрим на поваренную соль и мел. Какой цвет у поваренной соли, мела? Какое агрегатное состояние у поваренной соли, мела? Растворимость этих веществ вы определите сами . |
улыбаются Благодарят, садятся Умение слушать и вступать в диалог Отвечают на вопросы ( примеры ответов) 1. 2. 3. Самостоятельно выполняют задание в тетради Используют знаково-символические средства для составления формул солей в соответствии с номенклатурой.
Находят в тексте информацию о важнейших представителях солей Обсуждают где их можно использовать в жизнедеятельности человека Совместная работа, обсуждение Используют таблицу растворимости в учебнике |
2 |
Постановка целей и задач Цель, которая должна быть достигнута учащимися: активизировать познавательную деятельность на последующих этапах Цель, которую хочет достичь учитель: организовать целенаправленную познавательную деятельность |
Сообщает тему, цель, задачи, характеризует практическую значимость изучаемого материала. Тема урока «Соли в свете ТЭД , их свойства. » Цели и задачи: Сформировать знания учащихся о солях – как классе неорганических соединений. Выявлять общие черты и различия в составе кислот и солей по формулам. Научиться записывать уравнения химических реакций солей в молекулярном и ионном виде. Уметь применять полученные знания и умения на практике. |
Записывают тему урока, получают представление о предполагаемом результате деятельности. |
А) Б) |
Изучение учебного материала Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Зафиксировать индивидуальное затруднение: проверка тетрадей по рядам Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог. Постановка учебной задачи Цель, которая должна быть достигнута учащимися: зафиксировать индивидуальное затруднение: Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить затруднение и сформулировать задачи урока. Организовать целенаправленную познавательную деятельность. Метод: побуждающий к выдвижению гипотезы диалог, проблемные вопросы. |
- Сегодня мы рассмотрим на практике химические реакции солей с кислотами, в ходе изучения темы «Кислоты» мы уже немного знакомы теоретически с этим типом реакции Взаимодействие солей с кислотами (Л/оп.№ 31 стр.255) ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ - какое условие должно выполняться для протекания ионных реакций?
- в каком случае реакции не возможна ?
- составьте молекулярные и ионные уравнения проведенных реакций взаимодействия солей с кислотами _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- проверьте свои реакции |
Смотрят демонстрацию.
Самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия Отвечают на поставленные вопросы, ( выделяется газ или выпадает осадок ) Умение выражать свои мысли, осуществляют контроль ,коррекцию и оценку своих действий Высказывают предположения. Записывают в тетрадь реакции
Проверяют, исправляют ошибки. |
В) |
Изучение нового материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обсудить проект решения учебной задачи , сделать анализ и сравнение ХЭ, на практике применить полученные знания. Цель, которую хочет достичь учитель: рассмотреть распространненость ХЭ галогенов в природе, охарактеризовать галогены по составу, строению, свойствам. Методы: учебный диалог, моделирование, опора на жизненный опыт, беседа с демонстрацией средств наглядности, самостоятельная работа с текстом, выполнение письменных работ. |
- Сейчас я продемонстрирую реакции, с которыми вы не знакомы Взаимодействие солей с металлами (Л/оп.№ 34 стр. 257) Используя ряд напряжения металлов и соблюдая правила ряда напряжений: каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы , расположенные правее его в ряду напряжений это правило выполняется , если выполняется ряд условий: а) обе соли ( и реагирующая и образующаяся в результате реакции) должны быть растворимыми б) металлы не должны взаимодействовать с водой, т.е. искл. Ме I и II групп ПСХЭМ, т.к. они не вытесняют другие металлы из растворов солей - Какие элементы металлов мы исключим из ряда напряжений? - Почему? Физминутка – релаксация Когда вы зашли в класс наверное вы заметили , что на вашем столе находится мел, мрамор, поваренная соль. В виде чего мы записываем формулы этих веществ? Отдохнули ? приступим к закреплению материала. |
Смотрят демонстрацию Работают с учебником, таблицей растворимости и рядом напряжений металлов
Поиск и выделение необходимой информации Проверяют Ответ учащихся : ( в виде солей, минералов) |
3 |
Закрепление учебного материала Цель, которая должна быть достигнута учащимися: зафиксировать новое знание во внешней Установить уровень осмысления учащимися полученных знаний Цель, которую ставит перед собой учитель: - установить уровень осмысления учащимися полученных знаний. Задачи: -развитие умений применять - зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности. Методы: репродуктивные, расшифровка, ситуация успеха. Словесно –наглядно - практические |
Первичное закрепление во внешней речи. Проверим. - Достигли ли мы цели урока? - А какую цель дальше себе поставим? Для закрепления изученного материала выполним задание
Используя этикетку от минеральной воды, исследуйте ее солевой состав: сделайте заголовок – название воды; найдите химический состав, в тетради запишите отдельно катионы (ионы +) и анионы (ионы - ) составьте из ионов формулы солей (+) например: 2Na+ + SO42- Na2SO4 подчеркните формулы кислых солей, назовите их. подсчитайте общее число получившихся формул солей Обсудить полученные результаты. Где расположен источник? С какой глубины происходит подъем воды? К какому типу минеральных вод она относится? Какая еще информация есть на этикетке? Личное отношение к минеральным водам. - предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины для систематизации и обобщения новых знаний учитель подводит итог данного этапа урока; |
Применить новые знания на практике. Отвечают на вопросы. Проверяют реакции. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы |
4 |
Рефлексия Цель, которая должна быть достигнута учащимися: зафиксировать новое содержание, осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса Цель, которую ставит перед собой учитель: организация рефлексии и самооценки обучающимися собственной учебной деятельности. |
Итог. - Какие вы узнали виды солей? -Что нового вы узнали на уроке? - Какую цель ставили на уроке? - Удалось ли достичь поставленной цели? - Какой вид работы вам больше всего понравился? проводит диагностику уровня усвоения учащимися новых знаний: предложение заполнить лист самооценки. отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на урок |
Ответы детей
Заполняют лист самооценки. |
5 |
Домашнее задание Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закрепить пройденный материал, правильно выполнить домашнее задание. Цель, которую хочет достичь учитель: сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику выполнения Методы : Словесные |
- § 42 зад.1 ,2 ,5 Инструктирую, проверяю, как учащиеся поняли содержание работы |
Слушают, записывают, задают вопросы |
Оркиш Елена Геннадьевна