Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20

г.Минеральные Воды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

классного часа

в 9 классе

«900 блокадных дней»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

учитель музыки

МБОУ СОШ №20

г.Минеральные Воды

Рыбцова

Татьяна Александровна

 

 

 

 

г.Минеральные Воды

2024г.

 

1.Введение

 

Актуальность тематики мероприятия выражается в том, что данный классный час разработан накануне 80-й годовщины со дня освобождения блокадного Ленинграда.

Часто ли мы задаёмся вопросом, что такое подвиг, каково его настоящее значение? В преддверии исторической даты в средствах массовой информации активно начинают говорить о великом событии, рассказывают истории, подчёркивают факты. Это действительно важно, чтобы люди не забывали историю, не забывали своё прошлое.

Задача учителя – донести до учащихся значение подвигов героев Отечества, чтобы ребята чувствовали и понимали, какой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Во время рассказа о событиях того времени у многих ребят на глазах появлялись слёзы. Подчёркивая подвиг простых жителей, которые ценой своей жизни отстояли город, показывается историческая хроника 1942 года.

Новизна классного часа представлена в видео, составленным современным поколением. Все материалы произвели огромное впечатление на эмоциональное состояние обучающихся.

Цель – сформировать представление о героической блокаде Ленинграда, об удивительной стойкости и мужестве ленинградцев, пробудить интерес учащихся к более глубокому изучению истории Великой Отечественной войны.

Задачи: 
Обучающая – познакомить обучающихся с основными датами и событиями блокады, фактами подвига ленинградцев.
Развивающая – развивать умение анализировать полученный материал, развивать речь, память, умение выступать перед аудиторией, умение высказывать свою точку зрения. 
Воспитательная - совершенствовать духовно – нравственное и патриотическое воспитание обучающихся в рамках месячника оборонно-массовой работы;

-воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, уважения и гордости за подвиг своего народа, за свою страну;

воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к ветеранам, памятникам войны;

воспитывать сострадание и сочувствие к погибшим в блокаде жителям Ленинграда.

Условия применения: классный час разработан для проведения в 9 классе, учитываются возрастные особенности учащихся.

Рефлексия – анализ своих чувств при прослушивании фрагмента симфонии, определение для себя роли патриотизма и способах его проявления в мирное время.

 

 

 

Ожидаемые результаты:

получили новые знания о событиях Великой Отечественной войны и в частности о блокаде г. Ленинграда;

высказали слова благодарности в адрес погибших и выживших участников трагических событий тех лет;

осознали роль каждого человека в судьбе своей Родины его вклад в Великую Победу;

получили представление о гражданском долге, мужестве, героизме людей в годы войны;

смогли обобщать и сделать выводы, высказать свою точку зрения.

Яркие и трагические факты, примеры самоотверженной работы ленинградцев, участие школьников и студентов в жизни блокадного города, воспитывают у обучающихся чувство патриотизма, уважения и гордости за подвиг своего народа, за свою страну.

Именно такие мероприятия позволяют подросткам понять и почувствовать, насколько тяжело и какой ценой добились победы наши деды и прадеды, что именно благодаря им мы сейчас живём в мирное время.

 

2.Основная часть

 

900 блокадных дней

 

Раздел 1. Блокада Ленинграда

 

1.1Ленинград 1941г.

 

Стоит над Невой город, большой и красивый. Город – герой, город  - солдат, город – труженик. О каком городе идет речь, ребята?

У каждого города своё лицо, своя судьба. Не раз за свою историю он менял имя: Санкт-Петербург,  Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург.

Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Что вам известно об истории этого города? Какая участь постигла его в годы Вов?

Тема нашего классного часа – «900 блокадных дней».

 

Тот  самый   длинный – день в году,

С его безоблачной погодой,

Нам выдал общую беду –

Одну, на все четыре года.

               Это было 22 июня 1941 года. Согласно плану Барбаросса, немцы двигались на нашу страну огромной лавиной. 190 дивизий – 5,5 млн. человек. Войска противника по численности превышали наши в 3 раза. Одной из задач Гитлер поставил перед своей армией захватить и уничтожить город Ленинград. 8 сентября город оказался в блокадном кольце. Там находилось 2,5 млн. человек. Среди них были старики, женщины, дети. Все жители Ленинграда, кто был способен держать оружие вышли на защиту города.

Песня «Священная война»

Вокруг города были вырыты противотанковые рвы, сооружены заграждения. В помощь советской армии поднялись отряды народного ополчения. Город стал неприступным, и его так и не удалось взять штурмом.
И тогда фашисты решили задушить город кольцом блокады, уморить его жителей голодом, подавить сопротивление снарядами и бомбами.
В ноябре 1941г. Гитлер заявил: «Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободиться, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью.» Однако это не произошло. Почти 900 дней с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года Ленинград жил и боролся во вражеском кольце.

900 дней и ночей, 900 долгих дней и ночей!!!
Вы только вдумайтесь в это число. Именно столько длилась самая продолжительная в истории Второй мировой войны битва – битва за Ленинград. Именно столько сражался блокадный город…

В кольце блокады оказалось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе 400 тысяч детей, а также войска фронта и Балтийского флота. Потребление большое, а рассчитывать на скорое поступление продовольствия не приходилось. Был проведен учет припасов, еды оставалось на месяц… Было принято решение экономно расходовать продукты. Имевшийся скот предлагалось забить, а мясо сдать на пункты для распределения, зерно для корма животных перевезти на мельницы, перемолоть и использовать как примесь к муке.

1.2.Трагические дни Ленинграда

 

В первые дни блокады вражеские бомбы попали в продовольственные склады, где хранились запасы продуктов. Они были уничтожены. Доставка продуктов в город прекратилась. Город переживал трагические дни. Не было продуктов, прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод, паровое отопление. Людям приходилось ходить за водой на реку Неву, зимой добывать воду из проруби. В домах были построены печки – «буржуйки». На них готовили еду. Топливо по ценности приравнивалось к хлебу. Рубили на дрова мебель, жгли ненужную бумагу, а иногда и книги.

Хлебный паёк.

         Хлеб стали выдавать по карточкам. Норма хлеба трагически уменьшалась.

Норма хлеба на день.

Для рабочего – 250 грамм.

Для детей – 125 грамм.

Это был чёрный хлеб. В муку добавляли опилки, жмых, солод, овес, целлюлозу, а летом лебеду, крапиву.

Видео «Память» (про хлеб)

Жителям выдавалось так мало хлеба, что люди стали умирать от голода. В ноябре от истощения скончалось 11 тысяч человек. А в декабре более 50 тысяч…

Ленинградцы варили суп из столярного клея, из кожи животных готовили студень, в домашних аптечках взяли все, что можно, казалось, применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. Варили суп из дрожжей. Из водорослей готовили кисели. Одним из «популярных» продуктов в городе стал мучной клей, на котором держались обои в домах. Его отскребали от бумаги и стен, затем смешивали с кипятком и делали хоть немного питательный суп. Из кожаных изделий – курток, сапог, ремней - варили желе.

Видео (про столярный клей)

Рассуждение с детьми: А как вы считаете, если бы современный человек оказался бы в такой ситуации, смог бы он выжить при таких низких нормах еды?

Но еды все равно не хватало. Люди съели почти всех собак и кошек. Но порой кошки спасали жизнь своим хозяевам. Они ловили и приносили им мышей и крыс, спасая тем самым и людей, и последние запасы зерна. Люди держались, как могли…

1.3. Дневник Тани Савичевой

 

Одним из страшных свидетельств ужасов войны стал дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой. Эти записи девочка вела во время блокады, когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц…стали настоящей летописью смерти… В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния. Только констатация жутких фактов..

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941 года.»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942г.»

«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942г.»

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942г.»

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня, 1942г.»

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942г.»

«Савичевы умерли.»

«Умерли все.»

«Осталась одна Таня.»

Позже девочку эвакуировали в поселок Шатки. От истощения Таня еле передвигалась. В течение двух лет врачи боролись за ее жизнь, но спасти Таню так и не удалось. 1 июля 1944г. Тани Савичевой не стало…

Таня оказалась не права, написав, что Савичевы все умерли, с фронта вернулся брат Миша, а из эвакуации - старшая сестра Нина, она и нашла дневник Тани..

Видео (о Тане Савичевой)

Давайте почтим всех погибших за Родину минутой молчания.

Минута молчания

 

Раздел 2. Стойкость ленинградцев

 

2.1.Борьба с врагом

 

Как мог выстоять Ленинград? Худые, изможденные ленинградцы, похожие на ходячие скелеты. Но люди жили, работали, боролись с врагом, с голодом, холодом и смертью. 

Отбиваясь от воздушных атак противника, строился порт на берегу Ладоги, была оборудована водная трасса, которая связывала город с Большой землей. В начале декабря, как только встал лед, по Ладожскому озеру прошли первые конные обозы, а уже затем машины с продовольствием. Так была открыта единственная, хрупкая дорога-ниточка, которую все называли «Дорогой жизни». По этой дороге на Большую землю вывозились раненые солдаты, измученные от голода дети, женщины и старики. По этой же дороге в город везли продовольствие.

Примером мужества и стойкости самих ленинградцев, а также защитников города могут служить такие факты, как налаживание выпуска снарядов и танков под непрерывным обстрелом тяжелых орудий. Вместо ушедших на фронт к станкам и машинам становились женщины и подростки. Заводы работали на полную мощность, выпуская военную продукцию. Ленинградцы не только создавали боевую технику. Они мужественно защищали свой город от бомб и снарядов. Наряду со взрослыми защищали свои дома и школьники. Перед лицом войны все были равны: и стар, и млад.

 

2.2. Искусство поднимает силу духа

 

Жизнь продолжалась в осажденном Ленинграде. Несмотря на невыносимые условия, продолжали работать театры и кинотеатры, издавались газеты, создавались музыкальные и литературные произведения. Рождались дети. Город не сдавался! Каждый день из репродукторов звучали передачи и сводки радио. Ленинградцев поддерживала своими стихами поэтесса Ольга Берггольц, ежедневно обращаясь к мужеству жителей города.

Но настоящим праздником для блокадного Ленинграда стало 9 августа 1942 года. В этот день по всему городу звучала грандиозная седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, позже получившая название «Ленинградская». Дата премьеры была выбрана не случайно. Полная расправа над городом Петра Великого была назначена по плану немцев именно на 9 августа. Они хотели отпраздновать победу над осажденными в городе, но их планам не суждено было сбыться. И когда город наполнила музыка, немцы стали невольными слушателями произведения. Нашим войскам был отдан приказ: «Пока будет идти концерт – враг должен молчать!» Советская артиллерия обеспечила спокойствие и фактически прикрывала всех артистов оркестра. Симфония транслировалась по радио, через громкоговорители. Люди слушали и не могли скрывать свои эмоции, плакали и аплодировали стоя, были переполнены чувством гордости за страну.

Слушание (7 симфония Шостаковича)

Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа. Один из немецких солдат после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть всё, и голод, и смерть.»

После подписания капитуляции в новостях Европы было сказано: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне думается, что нет. Это неповторимый подвиг!»

Рассуждение с детьми: А какие чувства у вас вызывает симфония Шостаковича?

 

Мнения детей

 

2.3. Снятие блокады

 

На протяжении всего 1943 года шла напряженная подготовка к полному снятию блокады Ленинграда. И день разгрома наступил. 27 января 1944 года вошло в историю как день освобождения советскими войсками блокадного Ленинграда. Над городом гремел праздничный салют.

Далее были освобождена почти вся Ленинградская область, наши войска вступили в Эстонию. Гитлеровцы были отброшены от Ленинграда на 250 километров.

Рассуждение с детьми: Как вы считаете, является ли подвиг ленинградцев примером для современного человека и проявлением патриотизма? (Сравните ментальность жителя блокадного Ленинграда и современного поколения. Мобилизация (готовность принять быстрое решение) душевных и моральных сил народа.)

Можно ли проявить патриотизм в мирное время, и как он может быть реализован?

 

27 января наша страна будет отмечать 80-ю годовщину со дня освобождения блокадного Ленинграда. Погибшие завещали беречь нам мир. В героическом прошлом Родины мы берем силы, чтобы бороться за этот мир. И с особой остротой понимаем, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали всё, что смогли, для защиты и процветания Родины.

Видео («От героев былых времен»)

27 января 1944 года.

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало...

Казалось, что все небо грохотало...

Приветствуя великое начало 

Весны, уже не знающей преград!

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых, прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди.

 

Подвиг защитников Ленинграда, отстоявших свой город в условиях тяжелейших испытаний, вдохновлял всю армию и страну, заслужил глубокое уважение и признательность государств антигитлеровской коалиции. В 1942г. советским правительством была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой были удостоены около 1,5 млн. защитников города.

 

3.Список литературы

 

Арутюнян, В. М. Ленинград в осаде: борьба за деблокирование города в гг. [Электронный ресурс] / В. М. Арутюнян, А. И. Бурлаков // Управленческое консультирование. – 2005. – № 1. – С. 14-31. – Доступ из ЭБ «E-Library».

Воронов Ю. Сборник стихотворений. Блокада http://www.wysotsky.com/0009/533.htm

Грановская, Р. М. Социально-психологические причины стойкости жителей блокадного Ленинграда ( гг.) [Электронный ресурс] / Р. М. Грановская // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2013

Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Классные часы.10 класс - М:ВАКО, 2015

Измайлов, А. Ф. Блокадный Ленинград: творческая личность в городской среде [Электронный ресурс] / А. Ф. Измайлов // Управленческое консультирование. – 2010Голоса из блокады. Ленинградские писатели в осажденном городе (1941-1944)/Шефановская И.-Наука,1996

Ковальчук В.М., Чистиков А.Н. Ленинград и ленинградцы в годы блокады/ -Лики России,2014

Крупенчик М.В. Классный час на тему “Блокадный Ленинград” / http://festival.1september.ru/articles/650196/

Сапаров, А. В. Дорога жизни : докум. повесть / А. В. Сапаров. – Ленинград: Лениздат, 1968. – 268 с.

Сульдин А. Блокада Ленинграда. Полная хроника - 900 дней и ночей/А.-Аст,2015

Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда/ДЕТГИЗ, 2005

Фотографии для презентации http://1941-1945.at.ua/

Видеоматериалы https://www.youtube.com/

 

4.Оглавление

 

1.Введение……………………………………………………………………..2

2.Основная часть. 900 блокадных дней……………………………………..4

Раздел 1. Блокада Ленинграда………………………………………………..4

1.1Ленинград 1941г…………………………………………………………...4

1.2.Трагические дни Ленинграда…………………………………………….5

1.3. Дневник Тани Савичевой………………………………………………..6

Раздел 2. Стойкость ленинградцев…………………………………………..6

2.1.Борьба с врагом……………………………………………………………6

2.2. Искусство поднимает силу духа………………………………………..7

2.3. Снятие блокады…………………………………………………………..8

3.Список литературы………………………………………………………….9

4.Оглавление…………………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации