Классный час во 2 классе «27 января 1944 года — полное снятие блокады Ленинграда»
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя школа г. Лузы»
Классный час на тему:
«27 января 1944 г.- полное снятие блокады Ленинграда».
2 класс.
Нехлюдова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
Направление внеурочной деятельности | гражданско-патриотическое |
Тема классного часа | 27 января 1944 г.- полное снятие блокады Ленинграда. |
Цель | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Знакомство с трагическими страницами истории своей страны. |
Задачи | 1.Познакомить учащихся с печальными страницами в истории нашей страны. 2.Познакомить с понятием «блокада». 3.Пробудить в учащихся чувство сострадания и гордости за стойкость и мужество своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью поэтических и музыкальных произведений. |
Формируемые УУД | Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; развитие чувств понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; умение слушать и понимать речь других; учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
Формы организации познавательной деятельности | - фронтальная; - парная; - индивидуальная |
Время | 35-40 мин |
Средства обучения | -наглядность на доску; -карточки с заданиями; -компьютер; -мультимедийный проектор; -экран; -презентация. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, история, литература, музыка. |
Технологическая карта классного часа:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||
1.Эмоциональный настрой. Самоопределение к деятельности | - Послушаем стихотворение и узнаем, о чём пойдёт речь на классном часе. -О чём говорится в стихотворении? -Назовите тему классного часа. | Стихотворение «Пусть дети не знают войны» читает наизусть подготовленный ученик. -В стихотворении говорится о войне. -Тема «Война». | Личностные: -осознание своей национальной принадлежности; - развитие чувств понимания и сопереживания чувствам других людей. Познавательные: -находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные: -умение слушать и понимать речь других. | |||||||||||||||
2.Актуализация знаний | -Кто знает, какая самая страшная и кровопролитная война была в прошлом веке? Назовите годы ВОВ. (Если дети затрудняются с ответом, учитель сообщает сам). (Учитель размещает на доску тему классного часа:(карточка) «Война 1941-1945») -Как вы думаете, почему война называется «Отечественная» и «Мировая»? (Если дети затрудняются с ответом, учитель сообщает сам). - Почему оказалась втянутой в войну и с кем воевала наша страна? (Учитель дополняет исторические сведения). -Какие у вас возникают ассоциации (что представляете), когда слышите слово «ВОЙНА»? Учитель записывает слова-ассоциации детей. Появляется «ассоциативный куст». Если дети не называют ассоциацию с войной «Блокада Ленинграда», то эту её предлагает учитель. -Какое слово вам непонятно? Сегодня «откроем», что значит слово «БЛОКАДА». | -Великая Отечественная война или Вторая Мировая война. 1941-1945. -Отечество – синоним слова Родина. Вся наша большая страна воевала за свободу своей Родины. Мировая, потому что весь мир был втянут в эту страшную войну. Ответы детей. Дети сообщают свои ассоциации со словом «ВОЙНА». смерть голод разруха страх война горе, беда взрывы блокада Ленинграда | Личностные: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Регулятивные: -учиться высказывать своё предположение. Познавательные: -овладение логическими действиями установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: -излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; -осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | |||||||||||||||
3. Постановка проблемы Слайд 2 | -Тема нашего классного часа «Война 1941-1945. Блокада Ленинграда» не случайна. Сегодня наша страна отмечает 75 годовщину снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась почти 900 долгих и тяжелых дней с 21 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. (Учитель размещает на доске даты блокады). С целью создания проблемной ситуации и столкновения различных мнений, учитель использует приём «Верю-не верю». - Если согласны с высказыванием – ставите + в графе «верю», не согласны - + в графе «не верю». -Что вам захотелось узнать? На какие вопросы найти ответы? | Дети читают высказывания на карточке, самостоятельно отмечают. При пошаговой проверке появляются разные мнения учеников.
Формулируют цели классного часа. -Узнать, что такое блокада. Кто и зачем взял Ленинград в блокаду? Как завершилась блокада? и др. | Регулятивные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; -формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: -готовность признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою точку зрения; -осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | |||||||||||||||
4. «Открытие» новых знаний Слайды 3, 4, 5 | -Давайте проверим, кто же из вас был прав. -Зачитайте первое высказывание. Узнать, что значит слово «блокада» и проверить правильность суждений сможем, когда поработаем с текстом в паре. -Прочитайте текст и подчеркните слово, что удалось сделать фашистам с Ленинградом, когда они подошли к нему вплотную? -Какое слово подчеркнули? Сделайте вывод, что значит блокада? -Кто ответил «не верю» сотрите + и поставьте его в графе «верю». (Рассказ учителя) - Какой город – столица России? Почему же именно Ленинград выбрали фашисты? -«Москва – это сердце России, а Ленинград - её душа», - говорили фашисты. Как человек не может без души, так и страна потеряет боевой дух, если лишится Ленинграда. Ленинград (нынешний Санкт-Петербург) во все времена считали культурной столицей России. Посмотрите, как красив этот город. | - Блокада – это окружение города. Дети работают в паре. -Окружить. Блокада - это окружение города. Осуществляют самоконтроль. -Москва. Рассматривают достопримечательности города Санкт-Петербурга. | Личностные: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, -осознание своей этнической и национальной принадлежности; -развитие чувств понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные: -формирование умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом; -учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; -установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; -овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; -находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные: -готовность слушать собеседника и вести диалог; -осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; -умение слушать и понимать речь других; -учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |||||||||||||||
Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 | - Гитлеровское командование бросило к городу огромные силы. Но фашисты просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город. Несмотря на героизм наших войск, город всё же был плотно окружён немцами и отрезан от страны. Началась блокада. Ленинград постоянно бомбили, обстреливали ежедневно и днем и ночью. Люди прятались в бомбоубежищах, город пустел. И только стук метронома по радио, которое было в каждом доме и на улице, как стук сердца города, сообщал о том, что город живет и борется. На защиту города поднялись все жители. -Как вы думаете, что выходило из строя при бомбежках, обстрелах? -Жители города не сдавались, после каждого нового обстрела, бомбежки чинили линии электропередач, разбирали завалы. За водой в мороз ходили за несколько километров на реку Неву, на которой стоит город. А морозы тогда стояли лютые. Собирали, где могли, дрова, топили печь, чтобы хоть немного согреть свои квартиры. Люди стойко держались. -Что произойдет, когда город долгое время отрезан от страны? -Зачитайте второе высказывание. Проверить правильность ответа поможет сравнение. Посмотрите на слайд или тарелку (учитель может для наглядности положить на тарелку 250 граммов хлеба). -Сколько здесь хлеба? -Работающему человеку на сутки по карточкам выдавали всего 250 гр. хлеба, кто не работал и того меньше. То, что люди получали, и хлебом-то назвать было сложно, так как добавляли много различных примесей. Если карточки теряли, то вновь их не выдавали, и человек или семья оставались без хлеба. -Какой ответ будет верный. Поработайте на карточке, исправьте свой ответ, если неверно отметили. -Как вы считаете, достаточно ли столько хлеба человеку на сутки? Что происходило с людьми? -Люди умирали целыми семьями. Так, например, случилось и с семьёй ленинградской девочки Тани Савичевой. Послушаем. -Люди умирали у станков на заводе. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались. | Слушают рассказ учителя и звук метронома, рассматривают фото на слайде. -Здания, водопровод, отопление, линии электропередач, мосты. -Заканчивается продовольствие. Людям было нечего есть. -На день в дни блокады человеку давали булку хлеба. -Маленькая часть от целой булки хлеба. Вносят коррекцию в ответ. -Хлеба очень мало. Люди голодали и умирали от голода. (Рассказ подготовленного ученика) -Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Семья жила на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13. Это была обычная большая семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали её, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт- Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. | ||||||||||||||||
-Страшное было время. Зачитайте третье высказывание. Проверим правильность выполнения. Послушайте стихотворение. -Какой будет верный ответ? -В окруженном городе в первую блокадную зиму работали 39 школ. В школах стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки мерзли, мел выскакивал из пальцев, но дети все равно учились и стремились к знаниям с верой в лучшее будущее. А ещё они помогали взрослым: ходили за хлебом, на реку за водой, выступали с концертами перед ранеными бойцами в госпитале, работали на заводах с 12 лет, в госпиталях, рыли окопы и работали на огородах, хотя сами едва держались на ногах от голода. | -В блокаду дети не ходили в школу. Слушают стихотворение «В школе» Ю. Воронова, читает наизусть подготовленный ученик. Корректируют свои ответы. | |||||||||||||||||
Слайд 9 Слайд 10 | -Зачитайте четвертое высказывание. Проверить правильность ответа поможет видео. Послушайте внимательно песню и постарайтесь найти ответ на вопрос: «Город Ленинград был полностью отрезан от страны в течение всей блокады?» -Как поняли, была ли связь со страной? -Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года (через 2 месяца) по тонкому льду Ладожского озера, которое соединяет Ленинград со страной, начала действовать дорога, которую назвали «Дорогой Жизни». «Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины (полуторки) по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. По «Дороге Жизни» эвакуировали жителей города. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перестанут защищать город и сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу. Ленинград! Для всех этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. 27 января 1944 г. почти через 900 долгих дней блокада Ленинграда была полностью снята. Город праздновал своё освобождение салютом. | -Город Ленинград в годы блокады был полностью отрезан от страны. Слушают песню, смотрят хронику военных лет. Отвечают на вопрос. | ||||||||||||||||
4.Закрепление знаний по теме Слайд 11 | - Сейчас вы поработаете в паре с текстом на карточке. Надо вставить в тексте пропущенные слова.
-Как вы думаете, сколько человек погибло в блокаду в Ленинграде? -За свое освобождение Ленинград заплатил дорогую цену. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. -Какие памятники ставят погибшим войнам? -Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. На граните высечены слова. Прочитаем их хором. «Никто не забыт, ничто не забыто». -Память погибших чтят минутой молчания. | Зачитывают получившийся текст. Предположения детей. Ответы детей. Читают хором: «Никто не забыт, ничто не забыто». (Минута молчания) | Личностные: - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, -развитие чувств понимания и сопереживания чувствам других людей. Познавательные: -овладение логическими действиями обобщения. Регулятивные: -учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом; -учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: -учиться работать в паре. | |||||||||||||||
5.Рефлексия | -По какой теме работали на классном часе? -Почему мы сегодня затронули тему «Война 1941-1945. Блокада Ленинграда»? -На какие вопросы вы хотели получить ответ? -На какие вопросы мы ответили? -А сейчас мы наденем «Ленточки Ленинградской поды» и будем ходить в них весь день, отдавая дань памяти и скорби всем, кого затронула страшная блокада. Дома расскажите своим родным о блокадном Ленинграде. Ленточка, распространяемая в рамках акции — это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зелёного. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зелёный — цвет жизни. Они также повторяют цвета колодки медали «За оборону Ленинграда» — главной награды блокадников. -Что бы вам ещё хотелось узнать про ВОВ? -Мы будем беседовать по теме ВОВ ещё не раз. Через год наша страна будет отмечать 75 годовщину победы в ВОВ. | Отвечают на вопросы. Подводят итог работы. Надевают ленту. Отвечают на вопрос. | Личностные: -формирование основ российской гражданской идентичности; -формирование интереса к истории своей страны. Познавательные: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: -осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. |
Список используемой литературы:
1.Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/ авт.-сост. И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011. – 118 с.
2.Планируемые результаты начального образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. ]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения).
3.Формирование универсальных учебных действий обучающихся 1-2 классов на предметном содержании: учебно-методическое пособие / Е. В. Арасланова, О. Н. Бершанская, О. А. Багина, Н. Г. Богданова, Т. И. Шатунова, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2018. – 116 с. (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»).
Электронные источники:
1. https://funread.ru/stihi/pust-deti-ne-znayut-voyny/ (стихотворение « Пусть дети не знают войны»)
2. https://yandex.ru/images/search?text= георгиевская ленточка
3.https://yandex.ru/images/search?text= фото Санкт-Петербурга
4. https://regnum.ru/pictures/2413013/12.html (Ленинград во время войны)
5. https://noisefx.ru/skachat-zvuk-metronoma.html (звук метронома)
6. https://yandex.ru/images/search?text= хлеб в блокадном Ленинграде
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Савичева,_Татьяна_Николаевна
9. https://sasha-p.livejournal.com/68509.html (стихотворение Ю. Воронова «В Школе»)
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленточка_Ленинградской_Победы
11. https://www.spb.kp.ru/daily/theme/14793/ (материалы о блокаде Ленинграда)
12.https://www.youtube.com/watch?v=gRWkPE4GFvA (видео «Дорога жизни»)
13. http://gz.raz-vmeste.ru/2017/08/12/k-godovshhine-blokady-leningrada/ (салют)
Презентация к классному часу "Блокада Ленинграда".
PPTX / 18.55 Мб