Классный час «Все мы равные... Или что такое толерантность?» (3 класс)
Тема классного часа: Все мы равные… Или что такое толерантность?
Ход мероприятия
1 . Монтаж
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро! – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
2. Здравствуйте, друзья!
Мы рады встрече с вами.
Мы – это девчонки и мальчишки,
Песенки и книжки, и , конечно, я!
Мы – это слово короткое очень,
Но нет слова волшебней его.
В нем, между прочим, две буквы всего!
3. Мы – звонче слова в мире нет!
Мы – это песня и рассвет!
Мы – это значит, ты и я!
вместе
Мы – значит, встретились друзья!
4. Пожалуйста, прошу вас всех,
И взрослых, и детей,
Поверьте, красота спасет
От войн и от смертей!
5. Красиво можно рисовать!
Красиво петь и шить!
Но можно, вопреки всему,
Красиво, дружно жить!
Мы в школе учимся такой,
Где мир и красота
Нас учат там всему-всему
От лап и до хвоста!
Мы знаем:
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете.
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна.
Кружится планета, большая планета,
Ладонями солнца она обогрета.
Но греют планету намного теплей
Улыбки и смех разноцветных детей.
Наша школа обычная.
Средняя школа, почти типичная.
В ней не ведут отбор детей.
Любой, любой учиться может в ней.
Сейчас для нас открыты все пути,
Нам с вами выбирать куда идти!
Мы тоже ищем, пробуем, идем,
И за собою всех желающих зовем!
Вступительное слово учителя
Слайд 1
На сегодняшнее занятие я попросила вас принести по 1 шарику. Мы не обсуждали с вами, какой это будет шарик. Я сказала: «Любой. Тот, который тебе понравится». И что мы видим? Все шарики разные, но какие они красивые и как они украсили наш класс!
Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое, похожих друг на друга?
Поднимите руку те, кто сам для себя выбирал хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку, глаз или рот…
Все люди разные. В чем-то они похожи, но различия есть обязательно. В каждом есть что-то свое интересное, симпатичное. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, религий, Социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культуру как своего народа, так и представителей другой культуры.
Слайд 2 Просмотр м\ф о толерантности
Ребята, сегодня у нас день сюрпризов. И первый сюрприз приготовила Хадзиева Лаура. Она изъявила желание озвучить м/ф, который я попросила вас посмотреть во время каникул. Должна вам сказать у нее это получилось неплохо для первого раза. Посмотрим, что у нас получилось, а затем ответим на вопросы.
Анализ просмотренного м/ф.
- Почему все смеялись над зеленым человечком?
/ он не такой как все/
- О чем этот м/ф?
/ о том, что не следует смеяться над другими, если они не такие как ты. О том, что надо учиться жить дружно разным людям/
Слайд 3 Цели и задачи мероприятия
Постановка цели мероприятия
- Кто догадался , о чем пойдет сегодня речь на классном часе?
Дети формулируют цель и тему
Слайд 4. Сегодня наш разговор посвящен толерантности. А что это такое?
Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы еще не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоев. И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Как это слово определяется на разных языках?
Слайд 5-9. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
- Что же объединяет эти определения? /слово «терпимость»/
Слайд 10 Давайте вспомним, как в разных странах принято приветствовать друг друга?
В Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном.
В Новой Зеландии маори приветствуют друг друга, потираясь носами.
Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком по голове и плечам.
Французы целуют друг друга в щеку.
На Тибете показывают язык друг другу.
А в России принято пожимать руку
--Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим, уважительно относиться друг к другу.
- А сейчас давайте поиграем
Упражнение «Белая ворона»
Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка). Одному сообщается слово «ворона». Задание детям:. Не говоря ни слова, а произнося только звуки, которые издают эти животные, найдите «своих»
Вопросы для обсуждения:
-Как вы узнали, где ваша группа?
- Легко ли было найти своих?
Обращаясь к «вороне»:
- Почему никто не обращал на тебя внимания?
-Как ты себя чувствовал?
- Ребята, почему вы не обращали на него внимания?
- Хотели бы вы быть на месте вороны?
- Тяжело ли быть не похожим на всех?
- Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
Слайд 11. Интересно, что символом толерантности является радуга. Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности: прочитаем, что написано на лепестках этого цветка
Толерантность – это прощение.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение прав других.
Толерантность – это сотрудничество.
Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это гармония в многообразии.
Толерантность – мир и согласие.
Толерантность – милосердие.
Слайд 12: 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают: (Слайд 13) Прочитайте глазками
- Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом, но многонациональном городе, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.
Слайд 14: Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что « Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
Защита мини-проекта А сейчас еще один сюрприз от Булацевой Лауры.
- О том, что люди должны жить в согласии писали классики литературы на разных языках. Давайте вспомним басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, щука и рак» (Хором)
- Похожее произведение есть и в осетинском фольклоре (Гадиаты Секъа, «Касаг, хафс ама цъиусур»
Слайд 16 Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!
Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»
Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать.
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых.
Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом.
-Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.
Учитель: В последнее время наблюдается рост всевозможных форм асоциального поведения. В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Сценка о терпимом отношении к людям
Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)
Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)
Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».
Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?
Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)
Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)
Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!
Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым? На эти вопросы вы ответите, выполнив работу в парах. Решите, кто пишет характеристики толерантной личности, а кто интолерантной
Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками
Толерантная личность |
Интолерантная личность |
Уважение мнения других, доброжелательность, |
Непонимание, игнорирование, эгоизм, |
Ведущая: Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.
Слайд 17: Ребята, посмотрите какие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. В нашей стране чаще всего «выращивают» дерево толерантности. А мы с вами сделаем «Солнце толерантности».
КТД: Перед вами лежат листы цветной бумаги, карандаши, ножницы. Обведите свою ладошку. Теперь аккуратно вырежем их и приклеим эти ладошки- лучики на плакат.
Вот какая яркая работа получилась. Вывешивается на доску
Слайд 18 Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?
Рефлексия: Я попрошу вас подвести итог нашему мероприятию.Ответьте на вопросы :
Понравился вам классный час?
Что именно понравилось?
Что нового вы узнали?
Слайд 19: А напоследок я зачитаю китайскую притчу «Ладная семья»
Толерантность
PPT / 5.23 Мб
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.