Классный час для 4 класса «Память о Холокосте»
Классный час для 4 класса «Память о Холокосте»
Цель классного часа: формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида; формирование патриотизма, гражданственности; ознакомление с хронологией трагедии Холокоста.
Ход классного часа
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
-Посмотрите на доску. На ней записано несколько дат. Между этими датами есть какая-то связь. Подумайте, чем могут быть связаны данные даты?
-Данные даты связаны с понятием «ХОЛОКОСТ».
-Что такое Холокост?
-Определите задачи нашего классного часа.
(Узнать, что такое Холокост. Какая связь между этим понятием и датами 1933, 1935, 1938, 1941-1945).
-В нашем календаре есть очень много различных памятных дат, с двумя из них мы познакомимся на этой неделе.
-Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Он был установлен 1 ноября 2005 г. Генеральной Ассамблей ООН. В 2021 году дату справляют 16-й раз.
-27 января жители всей планеты вспоминают о мучениках Холокоста: почитают оставшихся в живых и скорбят по погибшим.
-Давайте узнаем, как всё это было…
-Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».
-Холокост (от англ. holocaust, из древне-греческого ὁλοκαύστος — «всесожжение») — преследование и массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны.
-Кто такие евреи?
-Евреи – это нация. Это народ семитского происхождения, живущий во многих странах мира, однако с 1948 года существует также еврейское государство Израиль.
-Чтобы понять масштаб трагедии, приведу статистику. По оценкам «Энциклопедии Холокоста» погибло:
до 3 миллионов польских евреев,
1,2 миллиона советских евреев из них:
140 тысяч евреев Литвы
70 тысяч евреев Латвии;
800 тысяч евреев – Белоруссии.
560 тысяч евреев Венгрии,
280 тысяч — Румынии,
140 тысяч — Германии,
100 тысяч — Голландии,
80 тысяч евреев Франции,
80 тысяч — Чехии,
70 тысяч — Словакии,
65 тысяч — Греции,
60 тысяч — Югославии.
-Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответсвенности за все это – Адольф Гитлер.
-Гитлер пришел к власти в январе 1933. Уже в 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии: немцев и не немцев.
-Согласно этой политике австрийцы и немцы были объявлены господствующими, чистокровными расами, остальные же - недочеловеками, годными лишь к обслуживанию арийцев, - славяне, цыгане, евреи и представители многих других национальностей подлежали полному уничтожению. Среди всех народов, обреченных нацистами на физическое истребление, евреи ими были объявлены главным врагом и, по их планам, этот народ надо было уничтожить.
9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.
Евреев обязали носить особые знаки на одежде, повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы…
Затем немцы начали создавать концентрационные лагеря. От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать акты сопротивления Тех, кто заболевал или просто ослабел от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран с 1933 до 1945 года действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане России. Выжили чуть больше миллиона. Лагеря называли «фабрики смерти», т.к они были созданы фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».
Самые известные из концлагерей – Бухенвальд, Освенцим, Силаспилс, Дахау, Майданек, Треблинка и другие.
-Хотелось вам напомнить о школьнице Тане Савичевой, жительницы Ленинграда, которая вела дневник в страшные дни блокады.
Когда умерли все родные, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда её вывезли на Большую землю. Два года врачи боролись за её жизнь, но спасти Таню так и не смогли… Ленинград находился в блокаде более двух лет.
-До нас дошёл дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, которая оформляла его в виде писем воображаемой подруге Кити. Анна мечтала стать журналисткой, дневник она вела в течение трёх лет, пока всех прятавших в убежище не схватили по доносу и не отправили в концлагерь. Анна Франк умерла от голода в концлагере. Погибли все – мать, сестра, друзья, выжил только отец Отто Франк, он и опубликовал дневник дочери после войны.
(Выдержки из дневника из брошюры «Катастрофа. День памяти»)
-Предлагаю прочитать вам только 2 дневниковые записи Анны и на их основе составить короткое сообщение о жизни евреев в годы войны.
Пятница, 9 октября 1942 г.
Милая Китти!
Сегодня у меня очень печальные и тяжелые вести. Многих евреев — наших друзей и знакомых — арестовали. Гестапо обходится с ними ужасно. Их грузят в теплушки и отправляют в еврейский концлагерь Вестерборк. Это — страшное место. На тысячи человек не хватает ни умывалок, ни уборных. Говорят, что в бараках все спят вповалку: мужчины, женщины, дети. Убежать невозможно. Заключенных из лагеря сразу узнают по бритым головам, а многих и по типично еврейской внешности.
Если уж тут, в Голландии, так страшно, то какой ужас ждет их там, куда их высылают! Английское радио передает, что их ждут газовые камеры, и, может быть, это еще самый быстрый способ уничтожения. Мип рассказывает ужасные случаи, она сама в страшном волнении. Она ждала машину гестапо, которая собирает всех подряд. Старуха дрожала от страха. Зенитки гремели, лучи прожекторов шарили в темноте, эхо от грохота английских самолетов перекатывалось среди домов. Но Мип не решалась взять старуху к себе. Немцы за это карают очень сурово.
Элли тоже стала тихой и грустной. Ее друга отправили в Германию на принудительные работы. Она боится, чтобы его не убило при бомбежке. Английские летчики сбрасывают тонны бомб. Я считаю, что дурацкие шутки вроде: «Ну, вся тонна на него не свалится!» или «Одной бомбы тоже хватит!» — очень бестактны и глупы. И не только Дирк попал в беду, далеко нет. Каждый день увозят молодежь на принудительные работы. Некоторым удается удрать по дороге или скрыться заранее, но таких очень мало.
Моя печальная повесть еще не кончена. Знаешь ли ты, что такое заложники? Тут немцы придумали самую утонченную пытку. Это страшнее всего. Хватают без разбора ни в чем не повинных людей и держат в тюрьме. Если где‑нибудь обнаруживают «саботаж» и виновника не находят, то имеется повод расстрелять нескольких заложников. И потом в газетах появляются предостережения. Что за народ эти немцы! И я тоже когда‑то принадлежала к ним. Но Гитлер давно объявил нас лишенными гражданства. Да, большей вражды между такими немцами и евреями нигде на свете нет!
Среда, 13 января 1943 г.
Милая Китти!
Сегодня мы опять страшно расстроены, нельзя спокойно сидеть и работать. Происходит что‑то ужасное. Днем и ночью несчастных людей увозят и не позволяют ничего брать с собой — только рюкзак и немного денег. Но и это у них тоже потом отнимают!
Семьи разлучают, отцов и матерей отрывают от детей. Бывает, что дети приходят домой из школы, а родителей нет, или жена уйдет за покупками и возвращается к опечатанной двери — оказывается, всю семью увели!
И среди христиан растет тревога: молодежь, их сыновей, отсылают в Германию. Везде горе!
Каждую ночь сотни самолетов летят через Голландию бомбить немецкие города, каждый час в России и в Африке гибнут сотни людей. Весь земной шар сошел с ума, везде смерть и разрушение.
Конечно, союзники сейчас в лучшем положении, чем немцы, но конца все равно не видно.
Нам живется неплохо, лучше, чем миллионам других людей. Мы сидим спокойно, в безопасности, мы в состоянии строить планы на послевоенное время, мы даже можем радоваться новым платьям и книгам, а надо было бы думать, как приберечь каждый цент и не истратить его зря, потому что придется помогать другим и спасать всех, кого можно спасти.
Многие ребятишки бегают в одних тонких платьицах, в деревянных башмаках на босу ногу, без пальто, без перчаток, без шапок. В желудках у них пусто, они жуют репу, из холодных комнат выбегают на мокрые улицы, под дождь, ветер, потом приходят в сырую, нетопленую школу. Да, в Голландии дошло до того, что дети на улице выпрашивают у прохожих кусок хлеба! Я бы могла часами рассказывать, сколько горя принесла война, но мне от этого становится еще грустнее. Нам ничего не остается, как спокойно и стойко ждать, пока придет конец несчастьям. И все ждут — евреи, христиане, все народы, весь мир... А многие ждут смерти!
-Что вы узнали о Холокосте из писем Анны Франк.
-Последняя дата в дневнике датирована 1 августа 1944 г. На этом дневник Анны обрывается. Анна умерла в марте 1945 года в концлагере Берген‑Бельзен, за два месяца до освобождения Голландии.
-Предлагаю послушать воспоминания выживших во время Холокоста.
27 января - Советские войска освобождают Освенцим.
11 апреля - 4 мая - войска союзников освобождают концлагеря в Бухенвальде, Берген-Бельзене, Дахау, Маутхаузене, Терезине.
8 мая - капитуляция Германии.
Октябрь 1945г. - ноябрь 1946г. - суд над военными преступниками в Нюрнберге.
Послушайте высказывание И. Бауэра "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями".
-Давайте обсудим, что оно может означать, и как вы его понимаете.
-Вернемся снова к тем датам, которые вы видели на слайде в начале классного часа. Что вы сейчас можете рассказать о них?
https://zvukipro.com/music/1458-tragicheskaja-muzyka-dlja-fona-bez-slov.html
4 мелодия
(На фоне музыка)
-Мы, современные люди, не просто должны помнить ужас тех лет, но и стать толерантными, то есть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.
Наш классный час мне хотелось бы закончить стихотворением (Учитель читает стихотворение).
Говорят погибшие. Без точек.
И без запятых. Почти без слов.
Из концлагерей. Из одиночек.
Из горящих на ветру домов.
Говорят погибшие. Тетради.
Письма. Завещанья. Дневники.
На кирпичной, на шершавой глади
Росчерк торопящейся руки.
На промозглых парах железякой.
На стене осколками стекла.
Струйкой крови на полу барака
Расписалась жизнь — пока была.
Говорят погибшие. Дыханье
В грудах пепла раздувает жар.
Маутхаузен. Орадур. Дахау.
Бехенвальд. Освенцим. Бабий Яр.
У меня мечта есть у живого:
В эти мне отпущенные дни
Вымолвить хоть слово, хоть полслова,
Но из тех, что унесли они.
Заимствованные источники:
https://poisk-ru.ru/s12539t6.html
https://infourok.ru/material.html?mid=9088
https://infourok.ru/klassniy-chas-v-pamyat-o-holokoste-2332135.html
Картинки:
Медведева Татьяна Ивановна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна