12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена22
Стаж педагогической работы 32 года. Являюсь директором техникума, преподаю историю студентам 1-2 курсов.
Россия, Костромская обл., Чухлома

ОГБПОУ «Чухломский лесопромышленный техникум

имени Ф.В.Чижова Костромской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час на тему:

«Холокост – память поколений»

 

 

 

Подготовила:

Преподаватель истории

Ксенофонтова Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час «Холокост – память поколений»

Место проведения – аудитория техникума

Время проведения – 27 января 14.00

Целевая аудитория – студенты 1-2 курсов

Цели:

Образовательная:

Ознакомить обучающихся  с историческими фактами трагедии Холокоста и блокады Ленинграда;

повысить информационную грамотность обучающихся;

Развивающая:

развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;

развитие навыков монологической речи;

умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;

Воспитательная:

воспитать у обучающихся стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;

научить защищать идеи гуманизма;

обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.

Задачи классного часа:

Способствовать  пониманию обучающимися проблем, связанных  с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами гено­цида.

Познакомить с историей лагерей Освенцим, Майданек, Дахау и др., как трагической страницей периода Второй мировой войны.

Воспитывать уважительное отношение к людям – гражданам  России и представителям других народов, ответственность за свои дела и поступки.

Формировать чувство патриотизма и гражданственности.

Материалы и оборудование:

ПК, мультимедиа проектор, колонки.

Презентация,

Методы: наглядные, словесные

Ход внеклассного мероприятия

Зажженная свеча на столе преподавателя.

Преподаватель: Сегодня 27 января мы отмечаем сразу две даты:73 года назад 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда, которая длилась 900 дней и ночей. Ольга Берггольц и ее стихи – это символ осажденного Ленинграда, умирающего, но не сдавшегося врагам. Ее поэмы, посвященные блокадному городу и его жителям, принесли ей славу и всенародную любовь, а строки ее стихов выбиты на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где нашли последний приют 470 000 ленинградцев, погибших в годы блокады.

(слайд 1 звучит 7 симфония Шостаковича)

 

 

...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.

Преподаватель: И сегодня 27 января весь мир отмечает Международный день памяти жертв Холокоста. Наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. 

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Именно в этот день в 1945 Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши. За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима) уничтожили более 2 млн.чел. Давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ». ( слайд2 )

Холокост – слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг., а также представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам. (слайд 3)

Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей…

Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся с вами найти ответ.

Студент:

Холокост – унес жизни 6 миллионов жизней, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.

Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Как детям объяснить: шесть миллионов
Исчезнувших в застенках…  навсегда… 
Замученных, отравленных  «Циклоном»,
Расстрелянных, повешенных, сожжённых?
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
Весь мир был равнодушен, как всегда.

Шесть миллионов…  Нам представить страшно,
В какую бездну их толкнули ниц.
Шесть миллионов — напрочь стёртых лиц,
Шесть миллиoнов — целый миp  за каждым.
Шесть миллионов с будущим рассталось,
Потухло взглядов, закатилось лун,
Сердец шесть миллионов разорвалось,
Шесть миллионов отзвучало струн.
А сколько не свершившихся открытий,
Талантов?..  Кто узнает их число?
Шесть миллионов оборвалось нитей,
Шесть миллионов всходов полегло.

Как объяснить  «шесть миллионов» детям?
По населенью — целая страна,
Шесть миллионов дней — тысячелетья,
Шесть миллионов жизней — чья вина?
Как вышло так: прошли десятилетья,
И через реки крови, море слёз
То тут, то на другом конце планеты
Подонки отрицают Холокост?
Как детям объяснить шесть миллионов?..

Ведущий: Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.

Студент 1 :

Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли...

Студент 2:

Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года, был поделён на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки…Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников.
В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Студент 3:

Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран.

Из них 70 тысяч погибло.

Ведущий:

В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау (нем. Auschwitz-Birkenau), комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т. к. располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 человек – стали его жертвами.

(воспоминания узницы лагеря – Слайд 4)

Студент (читает стихотворение «Хрустальный звон»)

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!

Ведущий:

Саласпилс – концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший   печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

Ведущий. Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым  от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

Ведущий. Одна  из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

Ведущий. В 1941-1942г.г. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок. В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.

Ведущий 2.  В память о детях поэт и композитор А. Розенбаум написал  песню «Бабий Яр». Слайд 5

Студент (читает отрывок из стихотворения)

Дождь стучит за окном,

Дождь не даёт мне покоя.

Я не могу забыть…

Да разве забудешь такое?

Преподаватель: В каждой российской семье живут воспоминания о родственниках, переживших войну и её тяготы. Мой дедушка Чистяков Александр Константинович в 1941 году попал в окружение под Москвой и был захвачен в плен немцами. Как и многие другие был принудительно отправлен в Германию в трудовой лагерь, в котором провёл тяжёлых 4 года. Он неохотно рассказывал о времени, проведённом в немецком лагере. Вспоминал лишь о том, что трудились по 12-16 часов в день, питались падалью, тухлыми продуктами. По пути на работу, если кто- то делал шаг в сторону, чтобы подобрать валявшийся кусок еды, его расстреливали на месте, остальных гнали дальше. Выжить помогла вера в спасение. (слайд 6)

Ведущий читает «Равенсбрюкскую молитву».(слайд 7)

Да воцарится мир в душах людей злой воли,
И да положит это конец мщению
И разговорам о казнях и насилии. 

Жестокость несовместима
Ни с какими нормами и принципами,
Она вне пределов человеческого понимания,
Из-за нее так много мучеников в этом мире. 

И тогда мы, когда все это закончится,
Может быть, сможем жить,
Как люди среди людей,
И, может быть, снова воцарится мир
На этой многострадальной земле
Для людей доброй воли,
А потом этот мир придет
И ко всем остальным.

Давайте почтим память жертв Холокоста минутой молчания ( слайд 8)

Студент 1. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

Студент 2. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Студент 3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Студент 4. Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

(Слайд 9)

Преподаватель: Наш классный час хотелось бы закончить словами российского историка и философа, основателя Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтера:

«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает ХОЛОКОСТ».

(слайд 10)

Спасибо вам за ваше внимание! Сегодня, мне кажется, мы все посмотрели на будущее глазами прошлого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных ресурсов

Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.:  Фонд «Холокост», 2001.

Дойчкрон И. Я носила жёлтую звезду. – М.:  Текст,  2001.

Захаров В., Кулишов  В. В преддверии Катастрофы.– М.: Фонд «Ковчег», 2003.

Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),  2005.

Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: www.holocf.ru

Государственный музей Освенцима-Биркенау: www.auschwitz.org.pl

Немецко-фашистский концлагерь Освенцим. Фотолента работ советских фронтовых фотографов: 9may.ru/galery/m5138/gallery/page0

8) www.holofond.ru/

9) www.yadvashem.org/

10)https://yandex.ru/video/search?text=%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B0%D1%83%D0%BC%20%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D1%80%20%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF&path=wizard&parent-reqid=1485703336125142-8668315374819172879292160-man1-3581&noreask=1&filmId=16947397685033802385

11) https://youtu.be/MHBnwzFrinY (международный день памяти видео)

12) https://youtu.be/D99iMLc09qA (видеовоспоминание)

13) https://youtu.be/qAl6oYMiV94 (блокада Ленинграда)

14) - http://www.peterburg.biz/olga-berggolts.html#ixzz4XAQl36pi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.