Классный час для учащихся 5–6 классов «Здоровье на болезнь не меняй»
Пояснительная записка к презентации
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
и технология развития критического мышления
средствами чтения и письма
Классный час для учащихся 5 – 6 классов
«Здоровье на болезнь не меняй»
Цель: продолжить формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни
Задачи:
Расширение знаний обучающихся о составляющих здорового образа жизни, в частности о гигиене одежды и обуви, гигиене жилища
Развитие навыков здорового образа жизни
Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни
Оборудование:
Доска, магниты
Компьютер, проектор, экран
Карточки для работы учащихся в парах
Вещи, необходимые для проведения задания на стадии рефлексии: тапочки, панама, носовой платок, влажные салфетки и др.
СТАДИЯ «ВЫЗОВ»
Актуализация
СЛАЙД 2
Учитель: «Существует пословица «Здоровье на болезнь не меняй». Неужели есть люди, которые добровольно и сознательно меняют здоровье на болезнь?»
Ученики отвечают: «Нет…»
Учитель: «Каков же смысл данной пословицы?»
Ученики отвечают, что, если люди не соблюдают определенные правила, то начинают болеть
Учитель: «Почему люди не соблюдают правила и начинают болеть?»
Ученики говорят свои версии.
Активизация и мотивация
СЛАЙД 3
Учитель: «А может здоровые люди не всегда понимают, как изменится их жизнь, если они заболеют. Есть такая поговорка: «Кто не болел, тот здоровью цены не знает». Давайте попробуем определить, что такое здоровье и что такое болезнь. Одним-двумя словом определите, что такое болезнь и что такое здоровье»
СЛАЙД 4
ЗДОРОВЬЕ |
БОЛЕЗНЬ |
Например, Хорошее настроение Хороший аппетит Красота Бодрость |
Например, Боль Врач Лекарство Вялость |
Учитель: «Мы определили разницу между здоровьем и болезнью. А чему должен учиться каждый человек: сохранять здоровье или лечить болезни? Почему?»
Ученики отвечают, что сохранять здоровье, объясняют, почему. СЛАЙД 4 – появляются надписи «сохранить», «лечить»
Учитель: «Исходя из сказанного, вы можете сделать вывод, что мы будем сегодня изучать».
Ученики отвечают: «Способы сохранения здоровья»
Учитель: «Далее говорим только о здоровье, о том, как его сохранить, чтобы забыть о болезнях.
СЛАЙД 4 – исчезают надписи «лечить», «болезнь», картинка с больным ребенком
СЛАЙД 4 – появляется надпись «как» и картинка «чистить зубы»
Классный час наш назовем пословицей «Здоровье на болезнь не меняй».
КНОПКОЙ «Назад» на СЛАЙД 2
И во время занятия не раз еще обращаться будем к народным пословицам и поговоркам о здоровье и здоровом образе жизни».
СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ»
Учитель: «Мы с вами уже проговорили, что такое здоровье. В младших классах вы не один раз говорили о способах сохранения здоровья. Давайте коротко вспомним, что вы уже знаете».
Кнопкой «Вперед» на СЛАЙД 5
Ученики отвечают.
Учитель: «Если обобщить все, что было сказано, то можно разделить все способы сохранения здоровья на 3 группы:
- занятия физкультурой, спортом
- правильное питание
- соблюдение режима дня
Учитель на доске вывешивает таблички с надписями: «спорт, физкультура», «правильное питание», «режим дня».
Учитель: Сейчас давайте опять обратимся к пословицам и поговоркам. По очереди вы вытягиваете листок с пословицей или поговоркой, читаете вслух и вешаете на доску под соответствующей записью: либо это физкультура, либо правильное питание, либо режим дня. Если не можем определить, к какой группе относится пословица, размещаем ее отдельно»
Ученики вытягивают и на магнитах приклеивают пословицы в соответствующий сектор
СПОРТ ФИЗКУЛЬТУРА |
ПИТАНИЕ |
РЕЖИМ ДНЯ (жизненный график) |
??? |
Быстрого и ловкого болезнь не догонит Ходи больше, жить будешь дольше. От лежанья да сиденья хвори прибавляются. Движение — спутник здоровья Физкультура — враг старости Быстрого и ловкого никакая болезнь не догонит Спорт и туризм укрепляют организм |
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится. Чем лучше пищу разжуешь, тем дольше проживешь. Умеренность в еде полезнее ста врачей. Коли ешь все подряд, еда — яд. Болезнь ищет жирную пищу Ешь чеснок и лук — не возьмет недуг. Всходы крепнут от воды, ребенок здоровеет от молока Рыба на столе — здоровье в доме |
Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни. Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой Съеденное на ночь - впрок не пойдёт Кто не спит, тот и нервный Недосыпаешь — здоровье теряешь |
В чистом ходить — здоровым вечно быть Не желай быть нарядным, а старайся быть опрятным Чистая вода — для любой хвори беда Болезнь с грязью – всегда в дружбе Оденешься в мороз теплее — будешь здоровее. В дом, куда не заглядывает солнце, заглянет врач. |
Учитель: «Как бы вы назвали наш 4й столбец, куда мы поместили пословицы и поговорки, не относящиеся к первым трем?»
Ученики говорят свои версии, например, правила по уходу за телом, правила содержания жилища.
Учитель: «Такие правила, соблюдение которых положительно влияет на наше здоровье, называют гигиеной – гигиеной тела, гигиеной одежды и обуви, гигиеной дома.
СЛАЙД 6
В Древней Греции была богиня здоровья, которую звали Гигиея. Таким образом слово «гигиена» греческого происхождения, переводится как «приносящий здоровье». Т.е. гигиена – это наука, которая изучает все влияния, оказываемые на наше здоровье различными факторами – едой, одеждой и т.д. Поэтому и второй столбец мы можем назвать «Гигиена питания», существует гигиена физических упражнений и спорта.
О гигиене тела вы много говорили в начальной школе. Давайте вспомним, какие правила ухода за собой, направленные на сохранения здоровья, вы знаете?»
СЛАЙД 7
Ученики отвечают: «Умываться по утрам и вечерам. Мыть руки. Принимать душ. Чистить зубы не реже двух раз в день, а зубную щетку менять не реже 1 раза в 3 месяца. Расчесываться (у каждого должна быть своя расческа). Следить за чистотой ногтей»
Учитель: «Сегодня мы с вами изучим гигиену одежды и гигиену жилища.
СЛАЙД 8
Вы будете работать в парах (три группы пар). Одна группа пар будет изучать гигиену одежды, вторая – гигиену обуви, третья – гигиену жилища. Затем вы друг другу расскажете то, что изучили».
Учитель раздает материал.
Ученики работают в парах.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
1я группа пар
ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ
Первое требование гигиены одежды состоит в ее соответствии сезону - летние вещи должны уберегать от перегрева и солнечных ожогов, осенью и весной от ветра и сырости, а зимой от холода.
Второе требование – соответствие того, что мы надеваем, своему предназначению. Есть более-менее универсальные вещи, но все же существуют занятия, предъявляющие особые требования к одежде, так как только специальная одежда в этом случае сможет выполнить свою защитную функцию. Например, врачу нужно купить медицинскую одежду, потому что она наилучшим образом подходит для работы в больнице. Спортсмену необходим спортивный костюм, не стесняющий движения, мотоциклисту – защитный шлем, и т.д.
Третье условие гигиены одежды: она не должна причинять неудобства. И если вы надели красивое дорогое платье, но вам в нем трудно ходить и дышать, то оно, несмотря на чистоту и красоту, не соответствует гигиеническим требованиям. Это касается не только покроя, но и материалов. Материал, из которого изготовлена одежда, не должен препятствовать нормальным функциям организма, например, потоотделению. Именно поэтому вещи из натуральных тканей гораздо полезнее.
4. Одежду и обувь необходимо регулярно стирать, чистить. Недопустимо пользование чужой одеждой и обувью.
5. В любое время года по приходу домой с улицы надо переодеваться в чистую домашнюю одежду.
2я группа пар
ГИГИЕНА ОБУВИ
Выбор обуви нужно производить в соответствии с сезоном, тщательный подбор размера поможет избежать появления мозолей или ухудшения кровоснабжения в области стопы, предпочтение следует отдавать натуральным материалам, каблук повседневной обуви не должен быть слишком высоким.
Правила гигиены летней обуви
Правила гигиены летней кожаной обуви предусматривает нанесение крема вечером и протирку тряпочкой утром. Если обувь качественная, то будет лучше не использовать крем так часто, а просто ежедневно протирать тряпочкой. Такую обувь нежелательно мыть, поскольку она пропитывается водой и через какое-то время подошва просто может отойти от основы. Летнюю обувь нельзя мазать кремами, в которых содержится воск, поскольку к ней будет очень быстро прилипать пыль и грязь.
В течение дня не рекомендуется использовать разнообразные губки для гигиены обуви. Лучше, если видно, что обувь загрязнилась, протереть ее обычной тряпочкой. Если Вы летом носите тряпочную обувь, то рекомендуется оттирать загрязнения, используя мыльный раствор. Для гигиены замшевой обуви желательно купить специальные щеточки, используя которые можно быстро привести обувь в порядок.
Правила гигиены зимней обуви
Гигиена зимней обуви подразумевает нанесение крема на восковой основе для создания водоотталкивающего эффекта. Вечером обувь нужно намазать, за ночь крем впитается, а утром обувь нужно протереть тряпочкой.
Зимой мы сталкиваемся с проблемой сушки обуви. Ботинки промокают, ноги потеют и т.д. Следует помнить, что сушить обувь на батарее нельзя, иначе подошва может развалиться и отклеиться. Обувь разрешается ставить под батарею: так будет высыхать только верх. Лучшим вариантом сушки обуви является приобретение специальных тепловых форм, вставляемых внутрь. Многими для сушки используется газета или старая бумага. Ими можно набивать обувь, но стоит их менять по мере того, как в них впитывается влага.
И зимой, и летом по приходу домой надо переобуваться в чистую домашнюю обувь. В школе обязательно надо иметь сменную обувь.
3я группа пар
ГИГИЕНА ЖИЛИЩА
Гигиена жилища должна обеспечивать достаточное количество солнечного света. Чтобы обеспечить полное проникновение солнечных лучей, не нужно на подоконники ставить слишком много комнатных растений или других предметов, которые будут препятствовать солнечному свету.
Проветривание – неотъемлемая часть в гигиене вашего дома. Если не обеспечивать доступ свежего воздуха в помещение, происходит большой расход кислорода, из-за чего появляются головные боли и усталость. Поэтому, проветривать жилище следует несколько раз за день, независимо от того, какая на улице погода. В летнее время, во время сильной жары, проветривать помещение следует утром до восхода солнца и вечером после его захода, чтобы наполнить жилище прохладным воздухом. На ночь можно оставлять форточку открытой, для лучшего сна.
Температура в доме не должна быть выше двадцати двух градусов по Цельсию, так как наиболее комфортной температурой для организма человека считается 18-22 градуса, что не позволяет перегреться или переохладиться.
Полы требуют особого внимания, так как это самая загрязняемая часть в жилище. Поэтому, ежедневно, проводите влажную уборку. Мыть полы рекомендуется повсюду, даже под диванами, креслами, шкафами и кроватями, так как там наиболее часто скапливается пыль. Если у вас есть ковры, будь то настенные или напольные, то их следует каждый день пылесосить. Протирать пыль с остальных поверхностей, таких как шкафы или тумбочки, тоже желательно ежедневно и влажной тряпкой.
Не храните долго грязные вещи во избежание неприятного запаха и размножения микробов. Сейчас нет ничего легче, чем загрузить стиральную машину и, пусть она стирает.
Соблюдение чистоты и гигиены на кухне является залогом здоровья. Ведь на этой территории происходит приготовление пищи. Перед готовкой, рекомендуется протирать все рабочие поверхности и споласкивать всю необходимую посуду под струей воды. Грязную посуду мойте сразу же после использования, чтобы не развелись микробы.
Гигиена туалета и ванной комнаты должна проходить тоже ежедневно. Унитаз - настоящий источник размножения микробов и бактерий. Хорошо подойдут специальные средства для их уничтожения при ежедневной уборке. Ванную комнату мойте после каждого приема душа или ванны, проветривайте её, чтобы воздух был не прелым.
СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
Учащиеся рассказывают классу то, что изучили, с помощью иллюстраций презентации.
ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ: СЛАЙДЫ 9 – 14
ГИГИЕНА ОБУВИ: СЛАЙДЫ 15 – 18
ГИГИЕНА ЖИЛИЩА: СЛАЙДЫ 19 – 23
СЛАЙД 24
Учитель: «Мы вспомнили те, правила гигиены, которые знали, и изучили новые. Но это была теория. Теперь давайте применим наши знания на практике. На столе и рядом со столом лежат различные предметы. Вы по очереди подходите к столу, берете один из предметов и объясняете, какое отношение этот предмет имеет к гигиене, как помогает сохранить здоровье».
НА СТОЛЕ ПРЕДМЕТЫ
ТАПОЧКИ
ПАНАМА
НОСОВОЙ ПЛАТОК
ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ
КРОССОВКИ (спортом заниматься нужно в спец обуви)
ЧИСТАЯ ВОДА
ЗУБОЧИСТКА
РАСЧЕСКА
ЩЕТОЧКА ДЛЯ НОГТЕЙ
ЗОНТИК
ШВАБРА С ТРЯПКОЙ
МЫЛО
ГУБКА ДЛЯ МЫТЬЯ ПОСУДЫ
КРЕМ ДЛЯ ОБУВИ
ФАРТУК
ЩЕТКА ДЛЯ ОДЕЖДЫ
ПЛЕЧИКИ ДЛЯ ОДЕЖДЫ
СРЕДСТВО ДЛЯ УБОРКИ
Учитель: «Почему же мы так много говорим о здоровье?»
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель: «Есть поговорка, которая также является ответом на этот вопрос. Но чтобы ее узнать, отгадаем кроссворд».
СЛАЙДЫ 25 – 28
Кроссворд о здоровье, чтобы по вертикали получилась поговорка
З |
Н |
Ч |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А |
А |
С |
У |
И |
Р |
К |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Р |
П |
С |
Е |
Р |
О |
Л |
С |
Ы |
Ф |
А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я |
Р |
Т |
К |
М |
Б |
С |
Ф |
С |
Е |
Д |
Ы |
Т |
Б |
У |
Ш |
|||||||||||||||||||||||||||||
з |
д |
о |
р |
о |
в |
ь |
е |
д |
о |
р |
о |
ж |
е |
б |
о |
г |
а |
т |
с |
т |
в |
а |
||||||||||||||||||||||
А |
К |
Г |
О |
Н |
Е |
Я |
Г |
У |
Н |
У |
К |
И |
Ж |
К |
Т |
А |
Б |
А |
У |
И |
||||||||||||||||||||||||
К |
А |
У |
Е |
Ь |
Л |
Ш |
К |
М |
Д |
А |
А |
Н |
О |
Л |
Р |
Т |
||||||||||||||||||||||||||||
А |
Л |
Н |
К |
О |
Т |
А |
Т |
Л |
Ф |
И |
В |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Л |
К |
И |
И |
С |
Е |
Е |
С |
М |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я |
А |
Е |
И |
Л |
Т |
Т |
И |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т |
П |
И |
К |
Н |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ь |
Е |
А |
Ы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С |
Д |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Водой холодной обливаться – это значит… (закаляться)
Здоровье в порядке – спасибо … (зарядке)
Сохранить красивую фигурку поможет вечерняя… (прогулка)
Держит в норме давление веселое и бодрое… (настроение)
В зимние деньки на катке нужны… (коньки)
Ни для кого, конечно, не секрет – здоровый транспорт – двухколесный… (велосипед)
Жить, здоровье не губя, помогает дружная… (семья)
Сохранять здоровье век помогает быстрый … (бег)
Недуг вас обойдет даже в период стуж, коль ходите вы регулярно в теплый… (душ)
Никогда не будешь утомлен, если у тебя хороший… (сон)
Ежедневно нужный нам продукт – это сочный и полезный… (фрукт)
Вырастешь красив ты и высок, если будешь пить из фруктов… (сок)
Проблем мы многих избежим, не нарушая свой… (режим)
Не знает только невежда, что по сезону должна быть… (одежда)
Здоровье будет крепко, а не зыбко, если на лице всегда… (улыбка)
Дверь для вирусов тут заперта, ведь в школе и дома у нас… (чистота)
Сильным быть в здоровом теле помогают всем… (гантели)
Скажем смело мы без перегиба – часто надо есть всем детям… (рыбу)
Даже тот, кто слаб был и квёл, станет крепким, играя в… (футбол)
Если вдруг измазался конфеткой, то поможет чистым стать… (салфетка)
Он очень смел и мускулист, если он спортивный… (турист) (есть вид спорта «спортивный туризм»)
Чтобы хвори не было в помине, надо принимать всем… (витамины)
Сделает крепким здоровье наше полезная, вкусная, молочная… (каша)
Учитель: «Как понимаете поговорку «Здоровье дороже богатства»?»
Учащиеся высказывают свое мнение
Учитель: «Как вы думаете, мы сегодня всё узнали о гигиене?»
Ученики: «Нет»
Учитель: «Как считаете, какие еще факторы, влияющие на наше здоровье, мы не изучили, или изучили мало и нам нужно будет рассмотреть их в будущем?»
Ученики отвечают, например: «Правила питания. Правила занятия спортом. Влияние живых цветов на здоровье»
Учитель: «Эти вопросы мы рассмотрим на следующих классных часах»
СЛАЙД 29
/data/files/b1476347427.pptx (Классный час "Здоровье на болезнь не меняй". 5-6 класс)