12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матвеева Наталья Юрьевна77
Россия, Тверская обл., Новосёлки
Актуальность:  экологическое воспитание детей – это очень важная проблема на сегодняшний день, ведь от экологии зависит не только мир, в котором мы живём, но и наше здоровье. Поэтому важно учить молодежь осознанно защищать и охранять природу, бережно относиться к воде, воздуху, земле - нашей планете.

Целевая аудитория: 9-11 классы (14-17 лет)

Цель: формирование культуры экологического мышления школьников, пополнение знаний об экологических проблемах планеты, их связи с повседневным бытом человека, понимание своей значимости в решении экологических проблем.

Задачи:

Способствовать формированию культуры экологического мышления

и заботливого отношения детей к окружающей природной среде;

Способствовать развитию навыков анализа текста, выделению основных

идей, формированию выводов на основе полученной информации

Способствовать развитию личности учащихся, формированию

творческого мышления;

Создать стимул в приобретении дополнительных знаний;

Развивать навыки работать в коллективе.


Формируемые УУД:

Личностные: формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде, осознание своих возможностей в решении экологических проблем;

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства и применять их на практике;

Познавательные: формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, ориентирование в своей системе знаний.

Технологии: Личностно-ориентированная технология обучения, тестовая технология, игровая технология.

Форма работы: Фронтальная и групповая.

Оборудование: Интерактивная доска


Ход мероприятия

Этап 1. Организационный момент

- У нас сегодня необычный урок, на котором мы затронем очень важные вопросы.

Этап 2. Целеполагание 2 мин.

- Внимательно рассмотрите рисунок.

- Что здесь изображено?

- Что может означать этот рисунок?

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

- Давайте подумаем, кто из нас что делает в своей повседневной жизни, в быту, для охраны природы?

- Замечательно. Это действительно хорошие привычки. Можно сказать, это наша личная помощь планете.

- Вспомните, как называется наука о взаимодействии всего живого и охране планеты? (Экология)

- А почему нам важно говорить об экологии?

Этап 3. Работа по теме мероприятия. 10 мин.

Жизнь среднестатистического человека сегодня наполнена комфортом. Он преодолевает дальние расстояния на личном автомобиле, самолете или поезде, его рацион состоит из разнообразных блюд, а за его здоровьем следит целая армия врачей. Но это только на первый взгляд. На самом деле каждый из нас постоянно сталкивается с серьезными рисками, о которых мы можем даже не подозревать. Речь идет о глобальных экологических проблемах.

1. Глобальное потепление

Наиболее серьезную угрозу представляет глобальное потепление климата, которое вызывает активное таяние ледников, истончение морского арктического льда. В результате многие виды арктических животных, птиц и растений оказались на грани исчезновения. Дожди в низких и высоких широтах становятся более частыми и обильными, а в тропических и субтропических — напротив, климат становится более засушливым. Баланс в экосистемах нарушается, по всему миру отмечаются частые наводнения, засухи и ураганы. А в 2018 году американские ученые доказали прямую связь глобального потепления климата с резким ростом количества суицидов. Предотвратить это можно лишь одним способом: резко сократить выбросы парниковых газов и углекислого газа в атмосферу.

2.Разрушение озонового слоя

Еще одна проблема, с которой столкнулось человечество — это разрушение озонового слоя. Поскольку озон, располагающийся на высоте 20-25 км над поверхностью Земли, является своеобразным фильтром, поглощающим агрессивные ультрафиолетовые лучи Солнца, то при истончении озонового слоя люди массово теряют зрение, получают солнечные ожоги, которые впоследствии приводят к развитию злокачественных опухолей кожи. Кроме того, опасности подвергаются морские экосистемы, так как фитопланктон, выступающий здесь в роли основного звена пищевой цепочки, не может нормально развиваться при чрезмерном воздействии жесткого УФ-излучения. Решение данной проблемы базируется на отказе от использования фреоновых газов, которые наиболее активно разрушают озоновый слой.

3. Загрязнение мирового океана

Уже несколько лет научное экологическое сообщество ищет технологии для решения и такой проблемы, как загрязнение Мирового океана пластиковыми отходами. В данный момент обнаружено пять огромных мусорных островов, которые дрейфуют в водах Тихого, Атлантического и Индийского океанов и создают огромные риски для всех их обитателей. Некоторые животные и рыбы принимают микрочастицы пластика за фитопланктон и ошибочно поедают их. Птенцов морских птиц привлекают более крупные пластиковые кусочки ярких оттенков, молодые птицы проглатывают их, обрекая себя на мучительную смерть.

4. Загрязнение воздуха

Жителей мегаполисов особенно волнует проблема загрязнения воздуха. Огромные объемы выхлопных газов, выбросов от предприятий окутывают города в толстый слой смога, дышать в котором порой становится просто невозможно. Отсюда многочисленные проблемы со здоровьем у взрослых и детей.

5. Недостаток питьевой воды

Население засушливых регионов остро страдает от недостатка питьевой воды. Бесконечные эпидемии, хронические заболевания, социальная напряженность и территориальные конфликты из-за источников воды терзают людей, заставляя их покидать свою Родину и отправляться на поиски лучшей жизни.

6. Уничтожение лесов

Еще одна проблема, последствия которой уже скоро ощутит всё человечество — это уничтожение лесов. Леса не даром называют легкими планеты. Они перерабатывают углекислый газ, концентрация которого в атмосфере постоянно растет, в кислород, необходимый для дыхания живых организмов. К тому же, с вырубка и сожжение лесных насаждений ведет к таким рискам, как опустынивание почвы и утрата биоразнообразия на Земле. Остановить эти процессы крайне сложно, поскольку здесь требуется комплексный подход, подразумевающей решение массы экономических, социальных и политических задач.

7. Опустынивание

В результате глобальных изменений климата, вырубки лесов, дефицита пресной воды, интенсивного использования плодородных земель происходит их истощение и превращение в пустыни.

В итоге возникает опасность голода, а недостаток воды проявляется в росте инфекционных заболеваний. Люди вынуждены мигрировать в более благополучные районы, что приводит к социальным конфликтам и распространению эпидемий.

8. Уменьшение биоразнообразия

В природе все взаимосвязано. Существующее многообразие видов живых существ на планете - не каприз природы, а насущная необходимость. Исчезновение одного вида вызывает нарушение работы всей экосистемы.

Как наглядный пример можно привести кампанию по уничтожению воробьев в Китае в конце 50-х годов прошлого столетия. В результате нарушился экологический баланс, и расплодившиеся насекомые уничтожили не только посевы, но и листву на деревьях. Это привело к масштабному голоду в стране и смерти более 30 млн. человек.

Процесс исчезновения видов и появления новых постоянно идет в природе. Однако, с участием человека уменьшение видового разнообразия происходит катастрофическими темпами. С начала 17 века на планете исчезло более 800 видов растений и животных.

9. Истощение природных ресурсов

Не менее остро стоит и проблема истощения природных ресурсов. Бурный рост промышленности ведет к потреблению невероятного количество природных ресурсов, а их запасы на планете весьма ограничены. По оценкам ученых, нефти, угля и прочих полезных ископаемых хватит на ближайшие 40-50 лет. Перспективы дальнейшего выживания для человечества весьма туманны. Помогут лишь отказ от топлива из ископаемого сырья, разумный подход к потреблению товаров и услуг, экономия воды и электричества в быту.

10. Повышение радиоактивности Возникновение источника опасности связано с жизнедеятельностью по разработке ядерных видов топлива, оружия, возможными утечками при выполнении операций. Основную угрозу несет радиоактивное излучение, характеризующееся действием компонентов, имеющих длительный период распада. Радиоактивное загрязнение местности представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью человеку, оказавшемуся в зоне действия излучения.

Этап 3. Игровые задания.

- Разделимся на 2 команды.

1. Что нас ждёт.

Задания:

1: Вы – пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Форма рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком).

2: Вы – оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Ваш прогноз).

- Да . Наша планета в опасности. Но мы пока в силах всё исправить.

- Давайте подумаем, чем мы с вами уже сегодня можем помочь планете?


2. ТЕСТ

Выберете то, что вы уже сегодня выполняете. Отметьте номера

Выбрасываю мусор только в урну или бак

Сдаю пластик, металл, стекло и бумагу в переработку

Расходую экономно воду

Не разоряю птичьи гнёзда и не пугаю животных в лесу

Не собираю редкие растения

Не ем из одноразовой посуды

Аккуратно ношу одежду и берегу свои вещи

Хожу в магазин с многоразовой сумкой

Выключаю свет, когда выхожу из комнаты

Экономлю бумагу: печатаю и пишу на обеих сторонах листа

Сдаю батарейки в переработку

Сажаю деревья и другие растения

Выключаю электроприборы из розетки, когда ухожу из дома или ложусь спать

Делюсь знаниями о природе и экологии.


Обсуждение ответов.

Только тогда, когда каждый из нас задумается об экологии и что-то сделает для защиты нашей планеты, можно надеяться на решение экологических проблем.

3. Экологическая игра «Мы - экологи»

Каждая команда получает карточку с экологической проблемой нашей местности

Ваша задача, выяснить, что стало причиной возникновения данной проблемы и пути её решения.

t1604342535aa.pngt1604342535ab.png

4. Найди ошибки.

«...Громкой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Мишка повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. В лесу много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли домой. Весело прошел день».

Команды составляют список ошибок.

Ошибки.

Громкая музыка в лесу распугает птиц и зверей.

Вырывать грибы и сбивать несъедобные нельзя — разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, исчезает сообщество «грибы — деревья».

Для костра собирают сухие ветки, а не ломают. В жару костры разводить запрещено.

Полиэтилен разрушается плохо, в течение 220 лет, банки — 100 лет.

Костер следует забросать землей или залить водой.

Трогать яйца птиц нельзя — птица может не сесть на яйца.

Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть в лес.

Не следует что-то проталкивать в муравейник, нарушаются взаимоотношения в сложном сообществе.

Прятаться во время грозы под деревом опасно.

Цветы рвать не надо, их сорванная жизнь недолговечна.

Этап 4. Подведение итогов.

Награждение команд.

Президент РФ В. Путин считает, что «вопрос об экологии нужно поставить на первое место, т. к. от этого зависит наше здоровье, будущее наших детей».

Я призываю вас: относитесь к природе сознательно, ответственно. Проявите свою причастность к её сохранению. Планета заболела! Мы должны её вылечить. Другой планеты у нас не будет!
Дорогие ребята! Давайте создадим чистоту и уют в нашей школе, классах, на своих улицах. Завтрашний день Планеты  будет таким, каким мы создадим его сегодня.

Благополучие – это не только крыша над головой, автомобиль, красивая одежда, айфон последней марки… Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Будущее Земли в наших с вами руках. Давайте любить и беречь нашу планету!

Источники:

https://zen.yandex.ru/media/zaeco/10-globalnyh-ekologicheskih-problem-kajdaia-iz-kotoryh-mojet-unichtojit-chelovechestvo-5c49c09cfff27d00ae1a3edc

https://bio.1sept.ru/view_article.php?ID=200404108



12



Опубликовано


Комментарии (2)

Сафина Гузалия Минахматовна, 02.11.20 в 22:34 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал! В этом году стараюсь уделять большое внимание экологическому направлению работы с детьми. Думаю воспользуюсь предоставленным материалом.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.