Урок экологии на тему «Что изучает геоэкология?» (10–11 классы)
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Геоэкология – направление науки, которое изучает взаимодействие человека и среды обитания, но данное определение не сразу было сформировано. Термин «геоэкология» впервые был введен в географию в 1966 году, и сделал это немецкий ученый К. Тролль.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. география и экология становятся науками, способными прогнозировать изменения природы на поверхности Земли, предлагать
решения, устраняющие отрицательное воздействие человека
на природу.
Место геоэкологии в системе географических наук можно изобразить в виде детской пирамидки, где каждое колечко - частная географическая
дисциплина. Осью, связывающей все «колечки», являются
идеи докучаевской географии, а в современных условиях - экологический подход, экологическая парадигма
Рождение геоэкологии трудно датировать точно - этот термин широко вошел в науку-, уже в 60-х годах им пользуются в научном обиходе в ФРГ. Если в конце 70-х годов геоэкология рассматривалась только как учение о естественном бюджете ландшафта, который количественно и качественно исследуется через круговороты веществ, то в 80-х годах содержание понятия геоэкологии значительно расширилось.
Достаточно полное определение геоэкологии как комплексной науки дает В. Г. Морачевский:
Геоэкология - наука, изучающая необратимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникающие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близкие и отдаленные во времени последствия этих воздействий,
В данном определении подчеркивается пространственно-временной фактор, являющийся очень важным в экологических исследованиях.
Геоэкология решает следующие задачи:
исследование источников антропогенного воздействия на природную среду и биосферу, их интенсивности и пространственно-временного распределения;
создание и оптимизация геоинформационных систем*, обеспечивающих непрерывный контроль за состоянием природной среды (биосферы), в основе которых лежат различные виды мониторинга;
изучение уровня загрязнения и разрушения компонентов глобальной геосистемы (атмосферы, Мирового океана, внутренних вод, литосферы, криосферы, биосферы), постоянный и повсеместный контроль их динамики;
Изучение антропогенной нагрузки на природные ландшафты и их функционирование как экосистем, нормирование и регулирование нагрузок на экосистемы разных иерархических уровней, исследование реакции биосферы на антропогенные процессы различного характера:
Оценка, прогноз и моделирование последствий антропогенных воздействий, проявляющихся в изменении состояния компонентов глобальной и региональной геосистем, в изменении интенсивности процессов тепло-массо-энергообена между ними для разных временных масштабов;
геологическое исследование устойчивости природной среды, подвергнутой антропогенному воздействию;
разработка рекомендаций по сохранению целостности природной среды и биосферы путем оптимизации хозяйственной деятельности и регламентации ресурсопотребления.
Вопросы и задания
1.Что изучает геоэкология?
2.Назовите основные задачи, которые решает геоэкология.
3.Каким образом можно охарактеризовать место геоэкологии в системе географических наук?
Геоэкология
Геоэкология –проект
Геоэкология и геоэтика.
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций