Урок экологии в 9 классе на тему «Что изучает социальная экология»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Что изучает социальная экология
Впервые термин «социальная экология» появился в 20-х годах нашего столетия в трудах американских социологов Р. Парка и Э. Берджесса. Он использовался ими для обозначения теории, изучающей поведение человеческой популяции в условиях городской среды. Современное определение понятию социальной экологии дано философами Э. В. Гирусовым и В. Д. Комаровым. Согласно их представлениям, социальная экология является комплексом наук, изучающих взаимоотношения общества и окружающей средой, принципы организации человеческой деятельности с учетом экологических законов. Образное осмысление предмета социальной экологии предложено Г. А. Бачинским.
В 1959 г. французский ученый Т. Шарден, выделяя социальную, «человеческую» экологию, писал: «Внезапный водопад разумной деятельности, это вторжение нового вида животного, который постепенно подчиняет себе все другие формы жизни, этот неудержимый поток полей, фабрик, заводов, это растущее материальное и духовное созидание - все это возвещает перемену в жизни на Земле, перемену планетарного значения. Изучение деятельности этого "нового вида животного" и его взаимоотношений с природной средой остается вне поля зрения традиционной экологии, которая была создана и развивается биологами. Между тем понятие "человеческая экология" существует, но оно есть детище социологов».
С. Н. Соломина считает, что объектом познания социальной экологии является
система «общество <-> природа», предметом исследования-взаимодействие ее элементов, задачей - открытие законов взаимодействия, а целью -разработка теории управления процессом этого взаимодействия.
Следует особо отметить, что социальная экология - это не сумма знаний из разных научных областей и даже не их взаимодействие, а органическое единство целого комплекса наук. Н. Н. Моисеев подчеркивал необходимость развития «синтетического учения, объединяющего в одно целое исследование процессов, протекающих в неживой природе, живой материи и человеческом обществе».
Первая Всесоюзная конференция по проблемам социальной экологии, состоявшаяся во Львове в 1987 г., привлекла самый широкий круг ученых-экологов, географов, экономистов, социологов, медиков и др. В настоящее время социальная экология - общепризнанный во всем мире комплекс наук; проводятся международные конференции по проблемам социальной экологии, возникли общественные организации и фонды по социальной экологии.
Вопросы и задания
1.Что изучает социальная экология?
2.В чем заключается феномен социальной экологии как комплекса наук, изучающих систему «общество <—> природа»?
Социальная экология
Мария Рахманинова - СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций