Классный час «Города, как дети, нуждаются в опеке»
Пояснительная записка к презентации
Привлечь внимание учащихся к проблеме мусора в городе Кохма и найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов.
Образовательные задачи:
Ребята должны знать экологические проблемы города и находить способы их решения.
Научить самостоятельному поиску решения проблемы, приобретать недостающие знания из разных источников.
Учить собирать и группировать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения практической задачи.
Развивающие задачи:
Развитие коммуникативных, исследовательских умений.
Развитие умений планировать свою деятельность (развитие внутреннего плана действий).
Развитие интеллектуальной сферы (процесса анализа экологических ситуаций), альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.
Воспитательные задачи:
Воспитание норм поведения при обращении с мусором, следование которым составляет основу экологической культуры.
Оказание посильной помощи в благоустройстве города.
Совершенствование этической культуры взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой.
Подготовительный этап:
изготовить поделки из упаковок;
сбор информации о городе Кохма на тему «Мы за чистый город»;
исследовательские наблюдения в течении нескольких дней: Сколько примерно мусора в сутки производит твоя семья (объем и масса мусора). Что выбрасывается в мусор?
Какие бытовые отходы принимают на переработку в нашем городе? – Существует ли в Кохме завод по переработке бытовых отходов?
Презентация /data/files/i1484346364.pptx (Город Кохма)
Ход урока:
- Эмоциональный настрой на урок.
Слайд Кохма
Ведущий: К нам на урок пожаловали Его Величество со своей свитой. Послушайте, что они нам расскажут.
Царь: Царь я, аль не царь?
Слуги: Царь, батюшка, царь!
Царь: Хочу посмотреть, что стало с моим государством
( видеоряд слайдов свалки Кохмы)
Слайды свалки Кохмы
И как же именуются эти хоромы? (свалки Кохмы)
Царь: Где мой трон?
Слуги: Так вот он. Это теперь именуется стул учительский.
Царь: До чего же неудобен ваш престол.
Слуги: Да что вы, ваше величество. Здесь у нас журнал лежит, пособия всякие, а учитель на стуле сидит или у доски урок объясняет.
Царь: Что ж, и я тут посижу.
Речь вам умную скажу:
У меня нет интереса до учебного процесса,
А вызывает интерес
Весь житейский ваш процесс.
Отвечайте мне немедля,
Чтоб вас всех попутал бес!
Как же так, как вам не стыдно!
Мне порядку тут не видно.
Кто бумажки разбросал?
Кто скамейки поломал?
Где цветущие газоны?
И дорожки не метёны?
Или снова печенеги
Совершили к нам набеги?
Царевна: Казначей слуга наш верный!
Мы велим тебя казнить
Что с богатством государства?
Вмиг извольте доложить.
Казначей: Что творится! Не могу!
Я на Марс сейчас сбегу.
Сколько хлеба и воды
Здесь транжирят без нужды.
Царь: Ухожу в монастырь! Всё!
Слушать больше не могу,
Сам учёных позову.
Эдак можно всю природу
Превратить в одни отходы.
Ведущий: Ваше величество, не уходите! Ребята в нашем классе очень умные, они помогут разобраться в этой проблеме.
Царь: Что ж, отрадно слышать это.
Я надеюсь, что урок
Будет вам, ребята, в прок.
Чтобы вы дары природы
Умножали год от года.
Царевна: Чтобы было, что опять
Своим внукам передать.
Вы свою природу мать
Должны любить и охранять!
Постановка проблемы.
-Ребята, поможем царю? Так о чём у нас пойдёт речь?
(О проблеме мусора в городе Кохма и найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов.)
Актуализация знаний.
-Ребята, мы с вами живём в чудесном городе, все любим наш город. Но представьте себе, что в нашем городе люди перестали убирать мусор...
-Что же может произойти?
- Отходы кругом. Мусора много, невозможно ходить по улицам, развелись крысы – экологическая катастрофа
– В своём рассказе вы использовали слова: отходы, мусор.
-Что же такое отходы и мусор?
Слайд расшифровка слов отходы, мусор.(картинки отходов)
Детские высказывания:
1. Его производит обыкновенная корова.
2. В небольших количествах он очень полезен.
3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
4. При попадании в водоёмы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
5. Его необходимо компостировать.
(Навоз.)
1. У меня очень много игрушек сделано из неё.
2.она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
3. Предметы, изготовленные из неё, мало весят.
4. Если её поджечь, то появляется много чёрного дыма, который плохо пахнет.
5. Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса.)
1. Её изобрели китайцы.
2. У нас её получают из дерева.
3. Она легко горит.
4. Из неё получается очень много мусора.
5. На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага.)
1. Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное.
3. Когда падает, оно разбивается.
4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло.)
1. Этого почти не видно.
2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
4. Это могут собрать на свои листья зелёные растения.
5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
(Газовые отходы.)
1. Это получается, когда становится старым или ломается.
2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
3. Это можно сдать и получить деньги.
4. Из этого можно сделать что – то новое.
5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
(Металлолом.)
1. Это то, без чего уже не может прожить.
2. Этим мы пользуемся каждый день.
3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
5. С помощью этого всё становится чище.
(моющие средства)
Обсуждение домашних исследований.
Дома вы проводили наблюдение
Сколько примерно мусора в сутки производит твоя семья (объем и масса мусора). Что выбрасывается в мусор?
Открытие новых знаний. Решение проблемы.
а) разлагается - не разлагается
- Если природный материал, перегнивая, дает плодородный слой почве, на котором потом растут цветы, деревья, грибы, то изделия из пластмассы, и из полиэтилена, пластмассовые бутылки, пробки: не перегнивают в почве, и поэтому их нельзя закапывать или выбрасывать на землю так как они засоряют природу. Их нельзя сжигать, так как они при сжигании выделяют ядовитые вещества в воздух, которым мы дышим, следовательно, вредят нашему здоровью. Поэтому, такие материалы называют бросовыми. А ведь с каждым годом его становится все больше и поэтому ученые, экологи ищут пути утилизации, вторичной переработки бросового материала. Строят специальные заводы, но их еще очень мало.
- Какие бытовые отходы принимают на переработку в нашем городе? – Существует ли в Кохме завод по переработке бытовых отходов?
Разлагается не разлагаются
Разлагается: |
Не разлагается |
пищевые отходы |
стекло |
бумага |
кожа |
металл |
резина |
текстиль |
|
дерево |
|
листва |
Проверка по слайду
б) « Отходы – в доходы!»
В каждом доме всегда можно найти ненужные вещи, которые почему-то не выбрасываются, а ждут своего часа. Какие вещи вы можете назвать? (ответы детей)
Задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.
Задания.
Почини и исправь вещь вместо того, чтобы….(её выбрасывать).
Одежду, которую ты уже не носишь, можно…(отдать нуждающимся)
Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически….(не разлагается в природе.
Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для….
( приготовления удобрения)
Не покупай больше, чем может…(понадобиться тебе)
Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…(кому-то понадобиться)
Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую….(можно сдать, повторно использовать)
Узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и…(сдай туда использованную бумагу).
в) "Мастера умельцы"
-Повторное использование и переработка отслуживших вещей и материалов может вестись в масштабах страны, города и в каждой квартире. Нужны специальные заводы, станки, оборудование и много денег. И пока ученые решают эту проблему, творческие люди, народные умельцы мастерят из них различные сувениры, поделки, нужные в быту вещи. Мы с вами сегодня превратимся в таких умельцев. Вы смастерили чудесные поделки. Девиз выставки "Мастера умельцы".
-А сейчас вам предстоит решить следующую проблему? (работа в группах)
-Пофантазируйте и запишите, какие полезные вещи можно сделать из обычной пластиковой бутылки? (кормушка, совок, кружка, ваза, игрушка, )
в) «Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят»
То, что за последние годы Кохма преобразилась - неоспоримый факт. Ремонтируются дороги, много в городе цветущих клумб, облагораживаются тротуары, парки, аллеи, появляются новые памятники, здания, у нашей школы красивый облагороженный двор. Город убирают организации, много урн и контейнеров. Но есть участки которые не убираются совсем.
-Что же делать? Как избежать загрязнения?
Если ты фантики бросаешь,
То свою планету засоряешь
Должен помнить ты, и он, и я –
Фантиком погубим муравья.
Хоть они красивы и легки,
Могут умереть от них жуки.
Правильно, друзья, поступит тот,
Кто свой фантик в урну отнесет.
Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят.
Это выражение применимо к любому городу. Но пока не разбрасывать мусор не получается, проблема его уборки останется актуальной. То есть ближайшие сто лет, по крайней мере.
г) Пора мечту превратить в реальность.
слайд Правила поведения.
Не сорить самим.
Сортировать мусор.
Субботники и акции.
Ликвидировать несанкционированные свалки.
Развешивать плакаты
-И сейчас мы с вами станем работниками СМИ.
Нам нужно изготовить рекламу, которая призывала бы к чистоте в нашем городе.( создание плаката)
Мы за чистый город!
Работа в группах
1 группа – делает заголовок (вырезает заранее заготовленные буквы)
2 группа – вырезает заранее приготовленные фотографии
3 группа – вырезают буквы «Кохма»
8.Рефлексия
Вывод:
-Я убеждёна, что если каждое утро из своего окна вы будете видеть красивое дерево, красивую улицу, дом или пейзаж, вы будете чувствовать себя лучше и проживёте дольше. Если же вы будете из своего окна видеть мусорную яму, грязный двор, унылые серые здания, чахлые погибающие деревца – это и будут ваши отрицательные эмоции.
-Чистота начинается с нас самих, с нашего отношения к окружающей среде, с того места, где мы живём, работаем, учимся. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя чувствуем?
- Как вы думаете, лично вы сможете сделать наш город чище и красивее?
- И вот пришло время оценить нашу совместную деятельность.
- Кто устал?
- Кому было интересно?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Где возникали сложности?
- Большое спасибо за работу!
Во дворе и на полянке,
Мусор, друг, не оставляй!
Бой объявим каждой склянке,
Город свой не засоряй!
Просмотр альбома «Наш город»