12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Завальная Свктлана Геннадьевна224

Всероссийский педагогический конкурс для классных руководителей «Лучший классный час-дискуссия»



Классный час- дискуссия «Отцы и дети»: как стать друзьями 

Классный руководитель 9 класса: Завальная Светлана Геннадьевна, г.Комсомольск-на-Амуре, МОУ ООШ № 29

Актуальность проблемы взаимоотношений подростков и родителей.

Проблемы семьи - главные в современный период. Человек формируется как личность в семье, определяет своё миропонимание и мироощущение благодаря семейным ценностям. Взаимоотношения родителей и детей определяют формирование личности, нравственных ценностей, выбор будущего пути, взаимоотношения в будущей семье ребенка. Взаимоотношения родителей и детей - основа каждой семьи.

В современном обществе разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. В последнее время в восприятии молодежи семья утрачивает свое ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологи­ческих исследований лишь каждый третий ребенок хочет быть похо­жим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50% детей находится в зоне социального риска. Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного развития общества.

Очень важно, чтобы решениепроблемы взаимоотношений подростков и родителей было опережающим, предваряющим те трудные ситуации, которые могут возникнуть в семьях, а не констатирующим. Вот тогда можно говорить о положительных результатах в системе взаимоотношений родителей и детей.

Предлагаемый сценарий - это классный час – дискуссия, посвященный взаи­моотношениям детей и родителей. Ведущий - классный руководитель, используя разнообразные методы (информационно - проблемная беседа, интерактивная беседа, анкетирование, дилемма, воспитывающие, проблемные ситуации) подводит детей к выводу о необходимости уважительного, почтительного отношения к старшим и умению находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между подростками и родителями.

Цель: способствовать формированию уважения к старшим и сохранения семейных традиций как условия духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Задачи:

Воспитать в подростках уважительное отношения к семье, родителям.

Научить подростков находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между отцами и детьми.

Формировать коммуникативные компетенции.

Форма проведения: классный час – дискуссия

Подготовительная работа с обучающимися - предварительное анкетирование.

Приложение 1.

План классного часа.

Информационно - проблемная беседа «Отцы и дети».

Интерактивная беседа

Результаты анкетирования.

Психологический тест для подростков «Ты и твои родители: понимаете ли вы друг друга?»

Проблемный афоризм.

Проблемные ситуации.

Дилемма: герой или преступник:

Работа в группах. Незаконченные предложения.

Заключительное слово.

Подведение итогов (рефлексия).

Оформление: на доске написать задания для групп (незакон­ченные предложения):

Идеальные родители - это...

Идеальные дети-это...

Идеальная семья - это...

Ход классного часа – дискуссии

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе. (Сократ)

Вступительное слово

Классный руководитель: Сегодняшний классный час - это дискуссия. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения

Тема нашего разговора -взаимоотношения подростков и родителей. В качестве эпиграфа взяты слова Сократа «К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе».

Чтобы стать ближе друг к другу и настроиться на одну волну я предлагаю вам сесть не за парты, а полукругом, чтобы мы все видели друг друга.

Каждому из нас случалось попадать в неприятные ситуации, которые возникают между людьми по самым разным причинам. Эти ситуации называют конфликтами. Мы сегодня попытаемся найти выходы из ситуаций вечного конфликта – конфликта «отцов» и «детей».

1.Информационно - проблемная беседа «Отцы и дети».

Классный руководитель.

Притча о старике

Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.

Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: «Нет, папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе».

Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обижали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.

Выскажите ваше мнение:

Почему сын оставил половину одеяла отцу на будущую старость?

Классный руководитель

Действительно, стыдно за свои поступки бывает не только детям, но и взрослым. Есть такая пословица : «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Бездушие сына и невестки по отношению к отцу повернется против них. Как человек относится к матери и отцу, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.

Взаимоотношения в семье - эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик» и «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих ро­дителей современные дети.

Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России.

Каждый христианин знал древнюю библей­скую легенду о сыновьях Ноя. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нари­цательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.

Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица, раду­йся весне, а младенец матери». О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих ро­дителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе

Слово ученикам.

1 ученик: С самого нашего рождения родители получают право во всем управлять нашей жизнью, и мы от них зависим. Нравится нам это или нет, но мы начинаем свою жизнь под опекой родителей.

2 ученик. И будем откровенны: в начале мы этому рады: мы имеем все необходимое и весьма счастливо и весело проводим время. Мы начинаем ползать, потом – ходить, много плачем, иногда озорничаем, иногда нас шлепают, хотя в целом мы получаем куда больше поцелуев и подарков, чем шлепков.

1 ученик. Но потом все изменяется. Родительские объятья нам становятся тесны, а их заботы оказываются домашней тиранией.

2 ученик. Есть среди вас те, кто всегда доволен своими отношениями с родителями? Кого родители всегда понимают, поддерживают, кому доверяют?

Обмен мнениями.

2. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями.

Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. И у мно­гих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете? Возможные ответы подростков:

Родители не дают свободы.

Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.

Родители ненавидят своих детей.

Родители все время работают, не занимаются с детьми.

Родители жадничают, не дают денег.

Классный руководитель. Получается, что во всем вино­ваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?Возможные ответы подростков:

Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.

Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.

Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому и т. п.

Классный руководитель: Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.


 

3. Результаты анкетирования.

4. Психологический тест для подростков «Ты и твои родители: понимаете ли вы друг друга?»

Разногласия с родителями – вечная проблема, с которой сталкиваются взрослеющие дети и их родители. Полностью избежать этих размолвок, к сожалению, не всегда удается, но понять причины непонимания «отцов и детей», тем не менее, необходимо. Вникнув в суть проблемы, всегда легче выбрать верную модель поведения. Ответив на 4 предложенных ниже вопроса, вы, возможно, узнаете немного больше о себе и о своих взаимоотношениях с родителями. 

Приложение 2.

5. Проблемный афоризм

Классный руководитель.

Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм «Первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую - дети». Как вы понимаете эти слова?

Возможные ответы подростков:

В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети.

Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.

В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.

Классный руководитель.

А может быть, не ко всем отно­сится этот афоризм?

Возможные ответы подростков:

Нет, есть такие семьи, где родители и дети - настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже по­лучают уважение от своих детей.

Дело не в родителях, а в детях. Родители везде одинаковые: они хотят детям добра, потому и наказывают их. А если дети это воспринимают как отравление, то и их дети тоже ответят им тем же.

Если дети уважают родителей, то и их дети тоже станут их уважать.

Это относится к тем родителям, которые сами были грубыми и непослушными в детстве..

К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

6. Проблемные ситуации.

Классный руководитель.

Всем молодым людям и девушкам хочется быть добрыми родителями. Вам не нравиться, когда взрослые на вас кричат, когда вас наказывают. Хочется поскорее вырасти и уйти из-под опеки взрослых, а когда тебе 16 лет…

Но все-таки есть немало ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им  избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.

Классный руководитель.

Всё начинается с любви :создается семья, в ней рождаются и растут дети, и вдруг из очаровательной малышки выросла почти взрослая девушка. И мать с дочерью перестают друг друга понимать. Представьте ,что вы разговариваете с мамой и она вам рассказывает:

Мама: Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: причёска, голое пузо, курение – это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у неё – как после бомбёжки. Везде всё разбросано. В шкафу на верхней полке – учебники вперемешку с коготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает – это, мол, её «территория детства». Про учёбу уже не говорю – в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обречённо) Но я пока терплю, глотаю обиды.

Дочь: Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Помой посуду!» А главное постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу называют неблагодарной. А я всё равно буду всё делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

Классный руководитель.

Два совершенно различных мнения, даже не верится, что они живут в одной семье. Ребята, как вы считаете:

Хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?

Можно ли назвать их семью счастливой?

Что отравляет отношение? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

Из-за чего столько эмоций и обид?

Как уладить ситуацию в этой семье? (ответы детей)

(Ребята работают в группах. Каждая группа высказывает своё мнение)

Накануне нашего классного часа каждой группе было предложено задание разыграть проблемную ситуацию. Давайте посмотрим, что у них получилось и обсудим.

Ситуация 1:

Дочь возвращается домой в два часа ночи. Родители возмущены до предела.

Ситуация 2:

У дочери красивый маникюр.Она категорически отказывается мыть посуду.

Ситуация 3:

Дочь требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют ей, что сделать это сейчас нет возможности.

(учащиеся делятся на три группы. Каждый из них придумывает для своей группы какую – либо жизненную ситуацию. Первая группа («актеры») творчески представляет свою ситуацию, вторая («совет дела») ищет выход из нее, третья («наблюдатели») анализируют и ситуацию, и найденный из нее выход. После этого группы меняются ролями. При анализе игры дается оценка действиям каждой группы, выполненным ролевым установкам, проявлению организаторских знаний и умений.

Группа/этап

I.

II.

III.

Первая

А

Н

С

Вторая

С

А

Н

Третья

Н

С

А


 

А – «актеры»

С – «совет дела»

Н – «наблюдатели»

Классный руководитель.

Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы мо­жете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».

7. Дилемма: герой или преступник

Классный руководитель.

Но родители бывают разные, трудно почитать и уважать отца наркомана, опустившегося пьяницу, вора, убийцу и негодяя. Есть и такие отцы и матери. Неужели и их нуж­но почитать и уважать? Иногда жизнь ставит человека перед слож­ным выбором.

Представим, подобную историю. Мальчик, узнав о том, что его отец и другие родственники готовятся совершить террористический акт, из чувства патриотизма и законопослушания идет в органы полиции или ФСБ и со­общает об этом. Как бы вы оценили поступок этого мальчика - предательство или героизм?

Возможные ответы подростков:

По отношению к отцу и родственникам - предательство, а по отношению к людям - героизм.

Мальчик понимает, что террористы могут ему отомстить, он - герой.

Родственников за терроризм просто арестуют и посадят в тюрьму, а от теракта погибнут люди. Он их спасает, значит, он герой.

Классный руководитель.

Это очень непростая дилемма.В жизни, как правило, все намного сложнее. Родители дали нам жизнь, и их надо почитать и уважать. Но не все родители ведут себя достойно, некоторые, случается, даже преступают закон. Не дано детям перевоспитывать собственных родителей. Но бороться против зла нужно. Хотя такая борьба может окончиться трагедией.

8. Игра «Идеальные дети – идеальные родители»

Первая группа - составит портрет идеальных родителей. Вторая группа - создаст образ идеального ребенка. Третья группа - составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложе­ния, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):

Идеальные родители - это...

Идеальные дети - это...

Идеальная семья - это...

 На выполнение задания дается 3 минуты.

(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты от­ветов.)

Послушаем, что же у нас получилось.

(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)

Возможные ответы подростков:

Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают де­нег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.

Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не ог­рызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с пло­хими мальчиками и девочками и т. п.

Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо.

9. Заключительное слово

Классный руководитель.

Мы сегодня говорили об ува­жении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба. Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает.

O каком долге говорил этот человек? О долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.

Совместное составление общих правил для родителей и детей.

1

Любите, цените и берегите друг друга.

2

Больше времени проводите со своей семьёй.

3

Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения

4

Постарайтесь понять друг друга.

5

Родители! Будьте примером для своих детей.

6

Дети! Не слишком сердитесь на родителей. Помните, что они были Вами, а Вы будете ими.

Классный руководитель.

Наше общение подходит к кон­цу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огор­чайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотвержен­но и бескорыстно любят вас.

10.Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель.

Полезен ли был наш сегодняш­ний разговор? О чем задумались? Что решили?

Приложение 1.

Предварительное анкетирование обучающихся

Всегда ли вам хочется возвращаться домой?

Бывают ли конфликты в семье?

Доверяете ли вы родителям свои тайны?

Насколько уютно и комфортно вы ощущаете себя в семье?

Хотели бы вы повторить в своих семейных отношениях опыт родителей?

Обращаетесь ли вы за помощью к родителям?

Спорите ли вы с родителями?

Навязывают ли родители вам своё мнение?

Приложение 2.

Психологический тест для подростков

«Ты и твои родители: понимаете ли вы друг друга?»

1. Представьте себе, что ваш хороший знакомый попросил вас посидеть с его четырехлетним племянником, пока он выполнит внезапно появившиеся срочные дела. У вас как раз свободный день (выходной). Ваши действия: 
а) откажусь (придумаю какую-нибудь причину, по которой я не смогу выполни его просьбу) (2); 
б) соглашусь, но (в шутку) поинтересуюсь, какое вознаграждение я за это получу (4); 
в) соглашусь с удовольствием, так как люблю детей (6); 
г) соглашусь, хоть мне бы и не хотелось сидеть с ребенком (8). 


2. Вы поленились и не выполнили просьбу ваших родителей (представьте себе, что мама (папа) попросили вас, например, купить продукты), а времени уже много – скоро они вернутся с работы. Ваши действия: 
а) быстро оденусь и сбегаю за продуктами, так как мне будет неудобно перед родителями (6); 
б) быстро оденусь и сбегаю за продуктами, так как не хочу, чтобы меня «пилили» (4); 
в) не пойду – придумаю «уважительную» причину, убедительно объясняющую, почему я не выполнил просьбу (2); 
г) не пойду, так как не хочу суетиться, просто честно скажу, что поленился (8). 

3. Представьте себе, что в школе у вас последнее время дела идут «не очень». «запущено» несколько предметов, родители в курсе. Вы сообщаете родителям, что идете вечером на интересное для вас мероприятие (в кино, на дискотеку и т. п.). Родители не возражают, но напоминают вам о ваших проблемах с учебой. Ваша реакция: 
а) успокою родителей, что возьмусь за учебу(6); 
б) весело отшучусь (4); 
в) разозлюсь, возможно, ядовито отвечу что-нибудь, или молча выслушаю, оденусь и уйду (2); 
г) приведу серьезные аргументы, почему я иду на данное мероприятие, например, «мне как раз и нужно отдохнуть сейчас для последующей успешной учебы» (8) 

4. Вам на день рождения родители дарят вещь, которую вы давно хотели получить, но вы с ужасом обнаруживаете, что она совершенно не такая, какую вам бы хотелось (например, ужасно некрасивый сотовый телефон). Ваши действия: 
а) не подам вида, с улыбкой поблагодарю родителей (6); 
б) возьму подарок, не изображая особой радости (2); 
в) скажу, что это «прекрасный телефон» и тут же подарю его младшему брату (сестре), которому он действительно очень приглянулся (4); 
г) признаетесь, что это «не совсем то, что вы хотели», объясняете, чего именно вы ждали, но при этом находите положительные характеристики подарка (8). 

Просуммируйте все баллы, которые указаны в скобках напротив Ваших ответов:

8 баллов: Ваш тип поведения – «Трусоватый». Вы стараетесь избегать конфликтов с родителями, но не столько потому, что искренне стремитесь к хорошим взаимоотношениям, сколько потому, что побаиваетесь последствий вашего «непослушания». Поэтому иногда вы можете и «приврать». Совет: постарайтесь вести себя честнее, ведь сдерживание конфликта за счет обмана – не самый лучший путь к хорошим взаимоотношениям. 

10 - 16 баллов: Ваш тип поведения – «Весельчак». Вы стараетесь перевести все конфликты в шутку, это, с одной стороны, похвально. С другой стороны, возможно, вам следует иногда быть посерьезнее, иначе может сложиться впечатление, что вы не воспринимаете окружающих всерьез. 

18-24 балла: Ваш тип поведения – «Добряк». Вы по натуре очень добрый человек. Замечательно, что вы стремитесь к гармоничным отношениям с родителями. Но иногда вы страдаете от своей доброты – ее не всегда адекватно воспринимают. Постарайтесь не просто быть добрым, а стать немного рассудительнее и практичнее. 

26-32 балла: тип поведения – «Серьезный». Вы очень рациональны, в своем поведении немного напоминаете компьютер. Ваши отношения с родителями станут лучше, если вы проанализируете предыдущие комментарии и выберете для себя оптимальную модель поведения с учетом того фактора, что ваши родители (да и вы сами) – люди, а людям, кроме чистого «рацио», требуется еще немного «человеческого».

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Белова Светлана Сергеевна, 22.02.19 в 00:33 0Ответить Пожаловаться
Светлана Геннадьевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе! Спасибо за замечательную разработку классного часа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.