Классный час
Икона Казанской
Божьей Матери
Разработала преподаватель специальных дисциплин
Клинцовский филиал ГАПОУ
«Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»
Чуланова Светлана Ивановна
Икона Казанской
Божьей Матери
Икона Казанской
Божьей Матери
Икона Казанской Божьей Матери является главной святыней России. Казанская икона Пресвятой Богородицы - торжество православия. Икона Казанской Божией Матери в России пользуется большим почитанием. Именно эту икону вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Казанской Богородицы излучал благодать на юных христиан, а также благословляют молодых к венцу. Образу Божьей матери Казанской молятся о благосостоянии России, а также при различных болезнях и недугах Чудотворная икона Казанской Божьей Матери, называемая "Казанская икона", как говорит предание, она была написана еще при жизни Божией Матери, на доске из того стола, за которым принимал пищу Иисус Христос со своей Матерью и Иосифом, и которую благословила Матерь Божья.
Там, где есть Казанская икона Божией Матери, эта благодать постоянно пребывает, проявляясь в многочисленных чудесах.
Явление иконы Казанской Божьей матери
Иконы Казанской Божьей матери есть список с чудотворной иконы Богородицы , написанной св. евангелистом Лукою, от царицы Евдокии, супруги императора Феодосия, пересланный из Иерусалима в Константинополь царице Пульхерии, которая и поставила его во Влахернском храме в Константинополе.
Влахернская икона Богородицы названа Одигитриво, потому что Божья Матерь явилась во сне двум слепцам и указала им путь во Влахернскую церковь, где они получили прозрения пред иконой Казанской Божьей матери, поэтому православные верующие и посей день обращаются за помощью к ней излечить недуг слепоты.
Архиепископ и градоначальники, сняв с неё список и изложив обстоятельства её явления и чудеса послали в 1567 году царю Иоанну Васильевичу 1V, который на месте явления иконы был построен.
Празднования Иконы Казанской Божьей матери по новому стилю:
21 июля и 4 ноября.
Что соответствует старому стилю:
8 июля и 22 октября.
В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство, началась смута в народе. В 1579 г. вспыхнул страшный пожар, который опустошил Казань.
4 ноября осенний праздник Казанской иконы Божией Матери
Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери — это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году.
Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени.
В 1737 году в выстроенный в Санкт-Петербурге собор (Казанский собор) был перенесен чтимый образ Казанской иконы Божией Матери.
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икона Казанской Божьей Матери
Иконография
Иконографический обаз Казанской иконы принято относить к сокращённому оградному варианту Одигитрии, возможно, она является списком с образа, хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.
Богородица изображается оградно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.
Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.
"Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".
Обретение и дальнейшая история иконы
Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:
Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви свое честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну[1].
1579г
Эта икона явилась в 1579 году в вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице, по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды. В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8-го июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор- При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. И те, кто еще несколько дней назад насмехались над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!
Соборы и церкви построенные в честь иконы Казанской Божьей матери
В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона.
День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.
На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.
Казанский собор на Красной площади в Москве –один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе.
Казанский собор. Москва
Чудотворная сила иконы и её шествие по русской Земле.
Так называемые чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: согласно некоторым сведениям, исцелились двое слепых, участвовавших в процессии[1].
В 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года в Казанском соборе.
Будущий патриархГермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани»[1].
Ещё один «чудотворный список» с иконы был привезён из Казани в Москву в войско князяДмитрия Пожарского в 1611 году, видимо, ополчением из Казани,. Осенью 1612 года ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память о сём событии было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконе; в 1649 году по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия. Царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы»[4].
Казанская икона Божьей Матери олицетворяет собой всю глубину русской веры, она связана с величайшими историческими событиями России, с именами людей, ставшими великими и глубоко почитаемыми народом.
С иконой Казанской Божьей Матери глубоко соприкасается судьба священномученика патриарха Ермогена. Он лучше кого-либо повествует об обретении икона в «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани». В конце июня 1579 года в Казани случился пожар, уничтоживший большую часть города. Пожар начался с дома Онучиных. Священномученик Ермоген пишет: «Оттуда праведный гнев Свой Господь за наши грехи испустил, оттуда же, близь места того… показал нам и светящиеся благодатные лучи и источник исцеления».
В трудные годы России Казанская икона Божьей Матери - одна из самых почитаемых святынь на Руси.
В самые трудные минуты российской истории к ней обращали свои взоры и цари, и бедняки.
Накануне Полтавской битвы Петр Великий молился перед иконой Казанской Божьей Матери, М.И. Кутузов, став главнокомандующим, просил покровительства у Казанской Божьей Матери. Во время войны, в осажденном Ленинграде, когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти с ней по городу крестным ходом.
Казанская икона Божьей Матери олицетворяет собой всю глубину русской веры, она связана с величайшими историческими событиями России.
4 ноября. Казанская икона.
Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею в монастыре была девица Матрона.
С нею связано восшествие на престол Екатерины Второй, где она была провозглашена императрицей, а её семилетний сын Павел — цесаревичем. Так Казанская становится ещё и покровительницей российских императоров.
В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною.
Икона – царицы и цари.
Некоторое время Казанская икона пребывала в Александро-Невском монастыре. Императрица Анна Иоановна повелевает построить для Казанской иконы специальный храм. Русский архитектор М.Е. Земцов воплощает этот замысел. Храм встаёт на углу Невского и Мещанской (впоследствии Казанской). Анна Иоановна украшает икону драгоценностями, ювелиры создают изумительный по красоте оклад, выражая великое преклонение пред иконой. В народе храм обрёл сразу же своё естественное название — по находящейся в нём святыне — иконе Казанской.
Казанская икона Божией Матери
Вернёмся в 1611 год. В этом году зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве и – 22-го октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов торжественное молебствие .
Казанская икона Божией Матери
.
22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года был взят Китай-город, а ещё через два дня Кремль. 25 октября в воскресный день русские войска с крестым ходом вошли на Красную площадь с Казанской иконой Богоматери впереди.
На 22 октября установлено особое празднование Казанской иконы Божией Матери. Сначала оно распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти триста лет. В двадцатые годы XX столетия храм был варварски уничтожен.
В память от избавления Москвы от поляков по воле царя Михаила Феодоровича и благословению митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Православной Церковью установлено ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года стало всероссийским. Считается, что Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство
Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери — это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году.
Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени.
В 1737 году в выстроенный в Санкт-Петербурге собор (Казанский собор) был перенесен чтимый образ Казанской иконы Божией Матери.
Казанская икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии на Красной площади был возведен Казанский собор, который был ликвидирован летом 1936 года.
Знаменательным событием было отмечено 4 ноября 1993 года, когда в Москве на Красной площади был открыт восстановленный Казанский собор.
1709
Особую наиважнейшую роль Казанская икона сыграла в Санкт-Петербурге. Известно почитание этой иконы Петром Великим. В 1709 году накануне Полтавской битвы царю сказали, что в селении Каплуновке находится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. По государеву указу образ был доставлен в стан русской армии, который расположился под Харьковом. Ожидая сражения, царь долго молился пред иконой Божией Матери, он повелел обнести образ пред полками. Во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
В честь великой Полтавской победы Пётр I построил Сампсоньевский собор в Петербурге, куда первоначально и поместил Казанскую икону. Есть крепко утвердившееся в народе предание о том, что Казанской иконой благословил Петра Великого святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга: «Возьми икону Казанскую Божией Матери — и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего».
Павел 1
Павел I, вступив на престол в 1796 году, решает воздвигнуть более достойный храм для общенациональной святыни. Объявляется грандиозный конкурс проектов, в котором участвуют самые прославленные зодчие. А побеждает бывший крепостной, ещё не создавший себе имени архитектор А.Н. Воронихин. Он спроектировал собор по образу собора святого Петра в Риме, тем самым воплотив въяве глобальную национальную идею: Россия в чреде Рим — Константинополь остаётся столицей вселенского православия. Эту ипостась утвердил ещё великий русский князь Иван III (1462 — 1505 гг.). В его княжение инок Филофей изрёк знаменитую фразу, ставшую формулой правления русских богопомазанников: «Два Рима падошва, а третий стоит, а четвёртому не быти». Конечно, он имел в виду Москву, но сама доктрина (Россия — центр православия) была перенесена и на Санкт-Петербург промыслами Казанской и трудами архитектора Воронихина.
Проект был одобрен Павлом I, а первый камень при начале строительства заложил 27 августа 1801 г. Александр I. Собор строился десять лет, а в центральный иконостас была помещена Казанская икона Божией Матери — святыня Санкт-Петербурга.
В 1812 году пришло новое испытание для России — Отечественная война. Князь М.И. Кутузов, назначенный главнокомандующим, готовясь к отъезду на фронт, молился пред чудотворной иконой со слезами за спасение России. А 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамёна, жезлы. Донские казаки доставили отбитое у захватчиков серебро из разграбленных московских храмов и церквей России. Из этого серебра русские мастера отлили новый иконостас и киот для Казанской иконы. В 1813 году скончался светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов и был удостоен чести быть погребённым в этом соборе.
История почитания иконы
Казанская икона Богородицы в окладе (XIX век)
1917
После 1917 года Казанская икона страдает и бедствует вместе с народом. 36 лиц духовного звания, в том числе митрополит Вениамин, были арестованы и приговорены к мученической смерти «за сопротивление в изъятии церковных ценностей для голодающих Поволжья». Иконостас — бесценный художественный памятник, оклад и прочее убранство иконы были спешно и варварски разобраны и отправлены на переплавку. Красные варвары боялись народных волнений и своё чёрное дело вершили ночью и почти тайно. Вершиной надругательства стало «упразднение» собора в 1929 году и создание в нём Музея религии и атеизма. Казанскую икону, чудом спасённую, сумели перенести в действующий Князь-Владимирский собор, в котором она пребывает и по сей день.
21 июля. Казанская икона
С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти по городу крестным ходом, конечно не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а на сколько хватило сил. И Богородица несомненно прибавила людям мужества, укрепила волю к победе. Эту несгибаемую волю ныне всё человечество считает величайшим феноменом.
Божия Матерь не оставляет своим покровом город, хранящий Её образ. И горожане чтут Казанскую икону, как главную святыню Санкт-Петербурга. Почти в каждом соборе города есть список Казанской иконы. Есть ещё и другие храмы кроме Казанского собора, которые построены для Казанской иконы. В этих храмах, как и тех, которые стоят с Казанской иконой по всей России, в праздничные, торжественные дни ликует душой русской народ, воспевая Богородицу: «Радуйся, Благодатная!»
Казанская икона Божией Матери
в истории Великой Отечественной войны.
Оборона Ленинграда
Тропарь, глас 4
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго,
за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися,
в державный Твой покров прибегающих.
Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,
и же в напастех и скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими,
предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею
и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами,
и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол,
всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево:
Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Три тайны Фатимы
Все три тайны были связаны с откровениями, данными свыше с 13 мая по 13 октября 1917 года трем маленьким португальским детям. Двое из них давно умерли, а вот главная свидетельница откровения Богородицы, монахиня Люсия, жива и теперь, а родилась она 22 марта 1907 года! <1> Именно ей Богородица обещала долгую жизнь и заповедала открыть в свое время эти тайны. Первая тайна касалась России: 13 июля 1917 года детям была открыта будущая судьба оплота атеизма и лжеучений ХХ века, "которые окажут пагубное влияние на судьбы мира". Вторая тайна касалась скорого окончания Первой мировой войны и будущей Второй мировой войны. Люсии был обещан знак, предвещающий ее скорое начало - такой знак она получила в 1938 году. И вот в 2000 году открыта третья тайна, "задним числом", о покушении-на Папу Римского 13 мая 1981 года, - якобы открыта, как считают некоторые. Понятно, что до выстрелов 13 мая 1981 года Ватикан не хотел обнародовать эту третью тайну - слишком большое волнение это вызвало бы в католическом мире. Однако почему Иоанн Павел II не обнародовал пророчество после покушения в течение целых 18-ти лет?
Шли годы в 1904 году оригинал иконы был украден из Московского собора Казанской Богоматери. Похитителей скоро нашли, но иконы при них уже не было, они успели продать ее, и следы потерялись. И началось падение России - русско-японская война, 1905г., и т.д.
Теперь Папа Римский хочет вернуть икону в Россию. Как выяснилось, для Иоанна Павла вопрос об обстоятельствах передачи святыни России имеет не столь принципиального значения. Престарелый Папа, по-видимому, желает, чтобы Фатимское пророчество исполнилось еще при его жизни. И кто знает, возможно, то, что святыня, упомянутая самой Богородицей, явившейся в начале ХХ века детям из португальского села, оказалась именно у него, было им воспринято как особое знамение. А потому в Ватикане решили, что икона будет передана в Казань - город, где она и была обретена, независимо от того, посетит ли Папа Россию или нет. Самое удивительное в этой истории то, что Ватикан в вопросе о возвращении иконы проявил куда больше рвения, чем Московский Патриархат. Икона Казанской Божьей Матери вернется в Казань к празднованию 1000-летия города.
Много лет Ватикан предлагает передать Русской Православной Церкви (РПЦ) одну из главных святынь и чудотворных русских икон - икону Казанской Божией матери (об истории этой иконы мы расскажем ниже). С 1993 года Папа Римский неоднократно предлагал передать ее России, - при одном условии: из рук в руки Патриарху Московскому. РПЦ считает, что Папа Римский не должен ставить такое условие.
Однако, как выяснилось в 2003 году, для Иоанна Павла вопрос об обстоятельствах передачи святыни России имеет не столь принципиального значение. Мистический сюжет увидели телезрители во время репортажа о встрече Путина и Папы Римского 6-го ноября 2003 года. Папа во время разговора с Путиным взял в руки икону Казанской Божьей Матери, и можно было понять, что разговор касался этой исторической иконы-реликвии, оказавшейся у понтификов. Известно, что В.Путин сразу после этой встречи (из Рима) звонил Алексию II. Похоже, безрезультатно.
Возвращение Иконы Казанской Божией Матери в Россию
Делегация Ватикана, во главе с кардиналом Вальтером Каспером, в Успенском соборе Московского Кремля передала Русской православной церкви список Казанской иконы Божией Матери.
В праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На богослужении присутствовали делегации Римско-Католической Церкви и Лютеранской Церкви Норвегии. Делегация Римско-Католической Церкви привезла в Россию список Казанской иконы Божией Матери, который в течение последних 11 лет хранился в покоях Папы Иоанна Павла II. Накануне образ спецрейсом был доставлен из Ватикана в Москву. Вслед за безвозмездным возвращением подлинной чудотворной Тихвинской иконы Богородицы из США, куда этот образ был увезен после войны, воспоследовало нынешнее событие. Нынешнее возвращение списка Казанской иконы Царицы Небесной не сопровождается выдвижением каких-либо условий.
Садварий Жанна Владиславовна