Классный час (интерактив) по теме: «Социокультурное воспитание»

3
0
Материал опубликован 28 January 2022

Погорелова Снежана Сергеевна


ИНТЕРАКТИВ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОБЩАТЬСЯ»

Педагогическая цель: психолого-педагогическое просвещение родителей младших школьников по вопросу формирования умения общаться.


Цель: привлечь внимание родителей к проблеме общения младших школьников;

Задачи:

показать значимость общения с окружающими для развития ребёнка;

обратить внимание на проблемы общения детей;

формировать родительские установки на оказание помощи детям (обучение социальным навыкам).


Ход интерактива

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Приветствие

Добрый день! Я рада встрече с вами! Сегодня мы посвятим наше взаимодействие одной из важных тем в воспитании детей. Только совместными усилиями мы сможем создать благоприятные условия для развития ваших детей.

Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:

"Всякая ценность имеет цену.

Единственное, что бесценно –

это человеческое общение."

Антуан-де-Сент-Экзюпери


Как вы думаете какой теме посвящён наш интерактив? (проблеме общения)

У каждого из вас дома есть маленькое солнышко. У кого- то таких солнышек два, и больше. И как нам родителям хочется, чтобы это солнышко светило и грело нас всегда. И мы ставим, вольно или невольно родительскую цель, чтобы у нас это солнышко было … А каким? Давайте на солнышке напишем родительское видение того, каким мы хотим видеть ребенка? С какими качествами? Я начинаю: успешный, жизнерадостный, добрый, умный, трудолюбивый, любящий, заботливый и т.д.

Что написали? Приклеим наше солнышко на небо – это наша родительская цель.

А чтобы для нас наше солнышко светило, ему было комфортно среди других что необходимо? (всегда нужно уметь общаться, взаимодействовать).

Поэтому, какая проблема стоит перед вами родителями? (Как научить ребенка общаться?)

Предположите, как будет звучать формулировка темы интерактива.

Какие задачи поставим перед собой?

Выявить…… причины затруднений детей в общении;

Определить возможные….. (пути решения проблемы развития коммуникативных умений и навыков младших школьников)

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы, связанные с умением наших детей общаться и обучением их навыкам общения.

Упражнение «Портфельчик с полезностями»

У каждого из вас на столе имеется так называемый «Портфельчик», и предлагаю заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми

Прием «Ваше мнение»

Как Вы думаете, почему мы обратились с вами к проблеме общения младшего школьника?

Современные психологи серьёзно говорят о важности общения родителей и детей и советуют не просто общаться, а общаться продуктивно.

Родители – самые близкие люди для ребёнка. И хотят видеть своего ребёнка счастливым. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть.

1.Приём «Ассоциации».

-Что для вас значит «общение», какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? Поработаем по цепочке, по очереди назовите слово-ассоциацию.

Обратимся к словарю

По определению Рогова Евгения Ивановича общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга. 


2. Работа с сигнальными карточками.

А сейчас поработаем с сигнальными карточками.

Поднимите красную карточку те, кому часто приходилось сталкиваться с проблемами общения ребёнка с окружающими;

зелёную карточку поднимите те, кто эпизодически сталкивается с проблемами общения ребенка с окружающими;

поднимите синюю карточку те, кто ни разу не столкнулся с проблемами общения ребенка с окружающими

Итак, многие из вас подняли красные и зелёные карточки, значит тема «;Как научить ребенка общаться?» актуальна для всех (многих из) нас.

А теперь, проанализируем вашу реакцию на проблемы ребёнка.

поднимите синюю карточку те, кто нейтрально реагирует на затруднения ребенка в сфере общения;

красную карточку поднимите те, кто считает, что ребёнок сам решит данную проблему общения;

зелёную поднимите те, кто разговаривает со своим ребёнком, обсуждает разные ситуации общения с ребенком.


Как вы думаете, какая самая оптимальная реакция на проблему общения ребёнка?

Итак, давайте разбираться. Почему дети испытывают проблемы в процессе общения с окружающими?

Рассмотрим эту проблему наглядно, представим её в виде айсберга.

3. Приём «Айсберг».

Обратите внимание на картинку айсберга, сколько у него частей? (2).

Какие это части? (наводная видимая часть и подводная невидимая часть).

Так вот и проблему общения с окружающими можно представить в виде айсберга.

Видимая часть это проблемы или затруднения в общении с окружающими (взрослыми, другими детьми), невидимая это причины возникновения затруднений в сфере общения у младшего школьника..

Давайте рассмотрим видимую часть айсберга. Как проявляются проблемы в общении ребенка с окружающими? (отказ от общения, конфликтность, отчужденность, изолированность, вспыльчивость и т.д.) Т.е. вы родители можете по особенностям речевого поведения, эмоциональному состояния ребенка определит, что проблема общения существует.

Давайте рассмотрим нижнюю, подводную часть айсберга и порассуждаем, в каковы могут быть причины того, что у ребенка возникают проблемы взаимодействия с окружающими ? (отсутствие необходимых умений и навыков, конфликтность ребенка, замкнутость, отношения конфликтные )


Способность общаться... Что это - врожденный, запрограммированный на генетическом уровне дар или этому можно и нужно учиться? Психологи считают, что коммуникативные способности (то есть способности к общению) у каждого разные. А вот из чего они состоят:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) умение организовать общение («Я умею!»), слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Упражнение «Круг общения»

Давайте подумаем и скажем,

С кем общается ваш ребёнок? (родители и прародители, воспитатель, другие педагоги, знакомые и незнакомые взрослые, дети в классе и во дворе, сестры, братья.

У ребенка довольно большой круг общения, который постоянно растет. В школьном детстве взаимодействие с взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним взрослые, в первую очередь родители. Помните, что ребенок воспроизводит модель поведения, усвоенную в семье. Он копирует жесты, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, то ребёнок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми.

Общение со взрослыми важно для детей. Дети начинают предпочитать сверстника. С друзьями ребенок учится взаимному доверию, общению на равных, тому, чему взрослые не могут его научить.

Если ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то испытывает психологический комфорт.

Кроме того, младший школьный возраст – это время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько дети успешно научатся выстраивать отношения, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.

Упражнение «Что нас огорчает в детях» (проблемы детей группы в сфере общения)

Предложить назвать проблемы, которые возникают у детей в общении со сверстниками (ссорятся, порой дерутся, жалуются, не умеют считаться с мнением другого).

5. Разбор ситуации. (Работа по группам)

Упражнение «Трудная ситуация»

Работа в малых группах. Предлагается оценить варианты выхода из ситуации и определить самый эффективный с точки зрения обучения ребёнка справляться с трудностями.


Ребёнок жалуется «Саша обзывается», «Катя меня обижает», «Паша не играет со мной».

Родитель:

вскипает, пытается сам разобраться с обидчиком вместо ребёнка

обращается к учителю с просьбой решить проблему

обращается к родителям обидчика

успокаивает «Не расстраивайся, уже всё прошло»

обвиняет «сам виноват»

принимает чувства ребёнка «Тебе обидно»; вместе ищут пути выхода из конфликта.


В дружбе есть хорошие и плохие периоды. Умение справиться с конфликтом - навык, которому должен научиться ребенок. Вы можете поддерживать ребенка, но ребенок должен научиться разрешать проблему сам. Помогите ему в этом.

Прием «Полезные советы»

А сейчас предлагаю родителям поделиться опытом и знаниями по данной теме (родители рассказывают)


Дети с ранних лет стремятся быть самостоятельными и, как правило, в штыки воспринимают сверстников, которых слишком сильно оберегают родители.

Дайте ему больше самостоятельности, и проблема исчезнет сама по себе.

Старайтесь по возможности не вмешиваться в детские конфликты. Даже если ребенок пришел домой с синяком, который поставил ему во дворе соседский сын, не бегите тут же читать нотации хулигану. Лучше всего разберитесь в чем причина, почему произошла драка.

Очень часто дети сами провоцируют конфликты, стараясь оказаться в центре внимания. Расскажите ребенку, что есть множество других способов заинтересовать сверстников. Например, быть лучшим учеником в классе. Тогда одноклассники будут обращаться за помощью, когда нужно выполнить трудное задание и вашего ребенка сразу будут ценить. Или начать заниматься в спортивной секции.

Делайте все возможное, чтобы ребенок чаще участвовал во внеклассных мероприятиях: праздниках, поездках, экскурсиях. Старайтесь не уводить его домой сразу после уроков, если его одноклассники собираются немного поиграть. Ничто так не сближает детей как общение за пределами школы. Если ваш ребенок в этой внешкольной жизни участвовать не будет, то все ребята успеют сдружиться между собой, а он так и останется в классе чужаком.

В заключение хочу рассказать вам восточную притчу (видео «Всё в твоих руках»).

Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране. Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:

Дай-ка я над ним посмеюсь!

Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:

Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:

Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит: — Все в руках твоих!

Уважаемые родители, все в наших руках и руках наших детей!

Подведение итогов интерактива

Какие из материалов, использованных на интерактиве, показались вам наиболее интересными?


Рефлексия (чемодан, мясорубка, мусорный бак).

















Р












екомендации родителям «Учим детей общению (развитие коммуникативных способностей)»

Расширяйте кругозор знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам.

Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных Вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми. Например, в ситуации «вынужденного» общения на приеме у врача, в детской библиотеке и т.д.

Важно найти для застенчивого ребенка какое-то дело, в котором он найдет себя и добьется успеха. Главное, чтобы ребенок хоть в чем-то был победителем.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.