Бирюкова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка МОУ Шуйская СОШ №1
п. Шуя Прионежского района Республики Карелия
Классный час
Тема: « Воспитание… Воспитание? Воспитание!»
Возраст учащихся – 6-7 класс
Цель:
1.Активизировать внимание учащихся к проблеме воспитания личности.
Задачи:
1. Помочь учащимся «открыть» некоторые типичные воспитательные модели, описанные педагогом и писателем С.Л Соловейчиком.
2. Вовлечь учащихся в диалог о вариативности моделей воспитания.
3.Помочь учащимся осознать место и роль каждой из воспитательных моделей в жизни человека
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
-сюжеты детского юмористического журнала «Ералаш» - eralash. ru: «Мама всегда права», «Научи меня плохому», «У тебя получится», «Первый день свободы», «Завуч», «Воспитатель».
Оформление:
- выставка книг С.Л. Соловейчика,
-надписи – указатели: «Уличное движение», «Сад – огород», «Кнут и пряник»,
- иллюстративный материал: изображения дорожных знаков, декоративных оранжерейных растений, сюжетные тематические картины на тему воспитания,
- тульский пряник и плетка – кнут как предметы реквизита.
Доска: Тема: « … ? !» (Тема не записана в начале классного часа)
Организация класса: Учащиеся разделены на три группы.
Ход классного часа:
1. Индуктор.
Беседа пассажиров в общественном транспорте:
- Ну и молодежь пошла: никто места не уступит, вид только делают, что не видят и не слышат, ни уважения, ни культуры. А вырядились-то как! Вот в наше время…
- Неправда, молодежь у нас хорошая, образованная, много знающая. Не то, что мы когда-то. Время сейчас другое, молодежь с ним в ногу идет.
- И ничего - то в нынешних молодых хорошего: ни к чему не приучены, все делают из - под палки, без желания. Выгоду себе ищут. А школьники-то каковы! Грубят, не слушают взрослых! Избалованы. Чего им только не хватает? Куда родители смотрят? Я своих давно вырастила, выучила, перед людьми не стыдно. А эти? Разгильдяи, хулиганы!
- Все вы и правы, и не правы: молодежь у нас разная…Многое зависит от …
Вопрос классу:
- Как вы думаете, от чего? Попробуйте определить тему сегодняшнего нашего разговора. (Сужаем круг предложенных тем с опорой на слова культурный, воспитанный, выводим слово воспитание как тему для разговора).
2. Введение.
- Итак, тема сегодняшнего разговора – «Воспитание». Само слово – строгое, предполагает суховатое и малоинтересное для учеников теоретическое изучение. Однако мы попробуем взглянуть на тему иначе. Сначала попробуем дать определение данному понятию. (Слушаем мнения учащихся).
- А вот какое определение дают словари: воспитание – это
– 1) навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни (Толковый словарь Ожегова).
-2) систематическое воздействие на развитие ребенка (Толковый словарь Ушакова)
-3) целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями (Свободная энциклопедия Википедия).
- Далее - информация к размышлению: известный педагог и писатель Симон Львович Соловейчик описал три самых привычных модели воспитания, назвав их условно «Уличное движение», «Сад – огород», «Кнут и пряник». Названия яркие и точно отражают суть каждой модели.
3. Эвристическая работа в группах.
1. Формирование представления о методе.
- Отталкиваясь от названия метода и опираясь на зрительный и предметный ряд, представленный на доске, определите суть метода, укажите его отличительные особенности. Подумайте о его плюсах и минусах. (Первая группа учащихся обсуждает метод «Уличное движение», вторая - «Сад – огород», третья - «Кнут и пряник». В течение 3 минут обсуждения группы приходят к определенному мнению, формулируют его).
2. Осознание темы.
А). Обсуждение модели воспитания «Уличное движение». Учащиеся высказывают свое понимание сути метода.
Уточняющие вопросы учителя группе:
- Верна ли, на ваш взгляд, данная модель воспитания?
- Можно ли ее считать единственно правильной?
- Хотелось бы вам, чтобы вас воспитывали именно так?
Иллюстрации к модели «Уличное движение» - сюжеты детского юмористического журнала «Ералаш»: «Мама всегда права», «Научи меня плохому» (eralash.ru)
Просмотр и краткое обсуждение.
Оценочный комментарий учителя:
Модель «Уличное движение», по С. Л. Соловейчику, основана на мнении, что для воспитания человека достаточно научить его выполнению определенного ряда правил, как в дорожном движении. Эти правила будут регламентировать все поступки человека, знающего, что можно и что нельзя. Как и правила дорожного движения, они разрешают, запрещают или предупреждают определенные действия. Строгое соблюдение свода правил – гарантия качественного воспитания. Однако, как и при движении на улице, в воспитании по данному методу возможны сбои (= аварии), травмы (как телесные, так и душевные). Т.е. строго регламентированный образ жизни, недопустимость вариантов и компромиссов, жесткие требования по выполнению норм и правил могут иметь и обратный результат: желание лавировать, хитрить, скрывать свои поступки.
Мы пришли к выводу, что воспитательная модель «Уличное движение» не всегда дает ожидаемый положительный результат. Значит, данная модель не может претендовать на универсальность.
Б). Обсуждение модели воспитания «Сад - огород». Учащиеся высказывают свое понимание сути метода.
Уточняющие вопросы учителя группе:
- Верна ли, на ваш взгляд, данная модель воспитания?
- Можно ли ее считать единственно правильной?
- Хотелось бы вам, чтобы вас воспитывали именно так?
Иллюстрация к модели «Сад – огород» - сюжеты: «У тебя получится», «Первый день свободы» (eralash.ru)
Просмотр и краткое обсуждение.
Оценочный комментарий учителя: Модель «Сад – огород» основана на убеждении, что с ребенком можно обходиться, как с грядкой, выпалывая сорняки в его душе, или, как с деревом, прививая ему лучшие качества. При этом нужно создать максимально комфортные условия для ребенка, оберегая его от трудностей и проблем. Желание и стремление предвидеть все возможные сложности на пути ребенка, оградить его от решения их, проявлять родительскую волю и принимать решения, не прислушиваясь к мнению ребенка. Т.е. о самостоятельности при такой модели воспитания говорить не приходится. Всё и всегда будут определять взрослые. Только хорошо ли это?
Видимо, и такая модель дает однобокое воспитание, даже обратный результат.
В). Обсуждение модели воспитания «Кнут и пряник».
Уточняющие вопросы учителя группе:
- Верна ли, на ваш взгляд, данная модель воспитания?
- Можно ли ее считать единственно правильной?
- Хотелось бы вам, чтобы вас воспитывали именно так?
Иллюстрация к 3-ей модели «Кнут и пряник»- сюжеты: «Завуч», «Воспитатель» (eralash.ru)
Оценочный комментарий учителя: Модель «Кнут и пряник» предполагает следующее: за добрый поступок наградить, за дурной – пожурить, поругать, наказать. Воспитание – это цепь поощрений и наказаний. Так называемый метод «кнута и пряника» - один из самых распространенных методов воспитания, применяемых в домашних условиях. Метод основан на комбинации методов положительного и отрицательного подкрепления в зависимости от поступка ребенка. Соответственно воспитание имеет характер педагогического воздействия с целью насаждения ценностей и подавления любых отклонений от этого процесса. Главное противоречие этой педагогической парадигмы заключается именно в том, что, воспитывая принуждением, мы не говорим о свободе творчества маленького человека. Следует помнить, что нельзя воспитать свободную личность, если в процессе воспитания нет свободы! Педагогом в таких условиях может стать любой человек, способный тем или иным способом утвердить свое превосходство. Если родители воспитывают ребенка только добротой, постоянно исполняя все его требования, запросы, капризы, тогда в семье вырастет безответственный, безвольный ребенок, он будет проявлять неуважение к другим людям и самолюбование. Ему будет присущ открытый, скрытый или утонченный эгоизм. Если же родители воспитывают ребенка только строгостью, постоянно требуют что-то выполнять, контролируют каждый его шаг, при этом проявляют неудовлетворенность и подозрительность, в такой семье вырастет ребенок, чертами которого будут лицемерие, подозрительность, грубость, агрессивность, недисциплинированность, лживость, жестокость. К чему может привести желание получать «пряники» и избегать «кнута»? Ко лжи, изворотливости, к мысли о возможности обмануть справедливость и представить любую ситуацию с выгодой для себя. Что мы получим в результате такого воспитания?
4. Обобщение этапа работы.
- Какую из моделей воспитания можно считать лучшей, возможно, универсальной? Учащиеся высказывают свое мнение.
- С. Л. Соловейчик считает, что ни одна из этих 3-х типичных воспитательных моделей не может быть единственной и правильной. В педагогике существует множество моделей, методов и приемов воспитания личности. Каждая в разумной мере может быть применима, при этом не отвергая положительного влияния и других.
5. Расширение темы.
- Семья - основной субъект воспитания. Именно в семье есть возможность применить все перечисленные выше типичные воспитательные методы. В семье закладываются основные трудовые, нравственные, гражданские навыки. «Все, что есть в нашем ребенке, возникает как результат двух встречных движений – изнутри ребенка к миру и от мира внутрь ребенка» (С. Л. Соловейчик). А кто или что еще может влиять на процесс воспитания? Назовите другие субъекты воспитания, кратко скажите об их роли.
(Обсуждение в группах в течение 3 минут. Подготовка ответа. Выступления учащихся).
Называются субъекты: семья, школа, сверстники, улица, общество в целом, книги, дополнительное образование (хобби), музыка, ТВ, СМИ…
6. Обобщение.
- Понятно, что процесс воспитания и самовоспитания человека непрерывен. На воспитание личности (и положительное, и отрицательное) влияют очень многие субъекты и факторы. Недостаточно руководствоваться только привычными моделями, описанными педагогом С.Л. Соловейчиком и рассмотренными нами сегодня.
- С чем мы сегодня говорили? Какова же тема нашего классного часа? Попробуйте ее сформулировать. (Тема записывается на доске).
- Подумайте, почему в названии темы стоят три различных знака препинания: многоточие, вопросительный знак и восклицательный знак? («Воспитание…Воспитание? Воспитание!») Какое значение они имеют в понимании темы? Можно ли поменять слова местами?
(Варианты ответов: многоточие – открытость, незавершенность темы, повод для дальнейшего размышления, знак вопроса - заявка о проблеме необходимости воспитания вообще, о моделях, формах и методах воспитания и т. д., знак восклицания - признание огромного значения воспитания в жизни человека).
7. Рефлексия.
- Продолжите одну из фраз:
Сегодня я задумался о том, что…
Мне кажется, воспитание ….
Когда я окажусь в роли воспитателя своих детей, …
Если бы я сегодня был на месте моих родителей,…
8. Заключение.
- Итак, тема классного часа остается открытой и ждет продолжения:
«Воспитание… Воспитание? Воспитание!»