12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бирюкова Татьяна Леонидовна102
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
Материал размещён в группе «Классное руководство»

Бирюкова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка МОУ Шуйская СОШ №1

п. Шуя Прионежского района Республики Карелия

Классный час

Тема: « Воспитание… Воспитание? Воспитание!»

Возраст учащихся – 6-7 класс

Цель:

1.Активизировать внимание учащихся к проблеме воспитания личности.

Задачи:

1. Помочь учащимся «открыть» некоторые типичные воспитательные модели, описанные педагогом и писателем С.Л Соловейчиком.

2. Вовлечь учащихся в диалог о вариативности моделей воспитания.

3.Помочь учащимся осознать место и роль каждой из воспитательных моделей в жизни человека

Оборудование:

- мультимедийный проектор,

-сюжеты детского юмористического журнала «Ералаш» - eralash. ru: «Мама всегда права», «Научи меня плохому», «У тебя получится», «Первый день свободы», «Завуч», «Воспитатель».

Оформление:

- выставка книг С.Л. Соловейчика,

-надписи – указатели: «Уличное движение», «Сад – огород», «Кнут и пряник»,

- иллюстративный материал: изображения дорожных знаков, декоративных оранжерейных растений, сюжетные тематические картины на тему воспитания,

- тульский пряник и плетка – кнут как предметы реквизита.

Доска: Тема: « … ? !» (Тема не записана в начале классного часа)

Организация класса: Учащиеся разделены на три группы.

Ход классного часа:

1. Индуктор.

Беседа пассажиров в общественном транспорте:

- Ну и молодежь пошла: никто места не уступит, вид только делают, что не видят и не слышат, ни уважения, ни культуры. А вырядились-то как! Вот в наше время…

- Неправда, молодежь у нас хорошая, образованная, много знающая. Не то, что мы когда-то. Время сейчас другое, молодежь с ним в ногу идет.

- И ничего - то в нынешних молодых хорошего: ни к чему не приучены, все делают из - под палки, без желания. Выгоду себе ищут. А школьники-то каковы! Грубят, не слушают взрослых! Избалованы. Чего им только не хватает? Куда родители смотрят? Я своих давно вырастила, выучила, перед людьми не стыдно. А эти? Разгильдяи, хулиганы!

- Все вы и правы, и не правы: молодежь у нас разная…Многое зависит от …

Вопрос классу:

- Как вы думаете, от чего? Попробуйте определить тему сегодняшнего нашего разговора. (Сужаем круг предложенных тем с опорой на слова культурный, воспитанный, выводим слово воспитание как тему для разговора).

2. Введение.

- Итак, тема сегодняшнего разговора – «Воспитание». Само слово – строгое, предполагает суховатое и малоинтересное для учеников теоретическое изучение. Однако мы попробуем взглянуть на тему иначе. Сначала попробуем дать определение данному понятию. (Слушаем мнения учащихся).

- А вот какое определение дают словари: воспитание – это

– 1) навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни (Толковый словарь Ожегова).

-2) систематическое воздействие на развитие ребенка (Толковый словарь Ушакова)

-3) целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями (Свободная энциклопедия Википедия).

- Далее - информация к размышлению: известный педагог и писатель Симон Львович Соловейчик описал три самых привычных модели воспитания, назвав их условно «Уличное движение», «Сад – огород», «Кнут и пряник». Названия яркие и точно отражают суть каждой модели.

3. Эвристическая работа в группах.

1. Формирование представления о методе.

- Отталкиваясь от названия метода и опираясь на зрительный и предметный ряд, представленный на доске, определите суть метода, укажите его отличительные особенности. Подумайте о его плюсах и минусах. (Первая группа учащихся обсуждает метод «Уличное движение», вторая - «Сад – огород», третья - «Кнут и пряник». В течение 3 минут обсуждения группы приходят к определенному мнению, формулируют его).

2. Осознание темы.

А). Обсуждение модели воспитания «Уличное движение». Учащиеся высказывают свое понимание сути метода.

Уточняющие вопросы учителя группе:

- Верна ли, на ваш взгляд, данная модель воспитания?

- Можно ли ее считать единственно правильной?

- Хотелось бы вам, чтобы вас воспитывали именно так?

Иллюстрации к модели «Уличное движение» - сюжеты детского юмористического журнала «Ералаш»: «Мама всегда права», «Научи меня плохому» (eralash.ru)

Просмотр и краткое обсуждение.

Оценочный комментарий учителя:

Модель «Уличное движение», по С. Л. Соловейчику, основана на мнении, что для воспитания человека достаточно научить его выполнению определенного ряда правил, как в дорожном движении. Эти правила будут регламентировать все поступки человека, знающего, что можно и что нельзя. Как и правила дорожного движения, они разрешают, запрещают или предупреждают определенные действия. Строгое соблюдение свода правил – гарантия качественного воспитания. Однако, как и при движении на улице, в воспитании по данному методу возможны сбои (= аварии), травмы (как телесные, так и душевные). Т.е. строго регламентированный образ жизни, недопустимость вариантов и компромиссов, жесткие требования по выполнению норм и правил могут иметь и обратный результат: желание лавировать, хитрить, скрывать свои поступки.

Мы пришли к выводу, что воспитательная модель «Уличное движение» не всегда дает ожидаемый положительный результат. Значит, данная модель не может претендовать на универсальность.

Б). Обсуждение модели воспитания «Сад - огород». Учащиеся высказывают свое понимание сути метода.

Уточняющие вопросы учителя группе:

- Верна ли, на ваш взгляд, данная модель воспитания?

- Можно ли ее считать единственно правильной?

- Хотелось бы вам, чтобы вас воспитывали именно так?

Иллюстрация к модели «Сад – огород» - сюжеты: «У тебя получится», «Первый день свободы» (eralash.ru)

Просмотр и краткое обсуждение.

Оценочный комментарий учителя: Модель «Сад – огород» основана на убеждении, что с ребенком можно обходиться, как с грядкой, выпалывая сорняки в его душе, или, как с деревом, прививая ему лучшие качества. При этом нужно создать максимально комфортные условия для ребенка, оберегая его от трудностей и проблем. Желание и стремление предвидеть все возможные сложности на пути ребенка, оградить его от решения их, проявлять родительскую волю и принимать решения, не прислушиваясь к мнению ребенка. Т.е. о самостоятельности при такой модели воспитания говорить не приходится. Всё и всегда будут определять взрослые. Только хорошо ли это?

Видимо, и такая модель дает однобокое воспитание, даже обратный результат.

В). Обсуждение модели воспитания «Кнут и пряник».

Уточняющие вопросы учителя группе:

- Верна ли, на ваш взгляд, данная модель воспитания?

- Можно ли ее считать единственно правильной?

- Хотелось бы вам, чтобы вас воспитывали именно так?

Иллюстрация к 3-ей модели «Кнут и пряник»- сюжеты: «Завуч», «Воспитатель» (eralash.ru)

Оценочный комментарий учителя: Модель «Кнут и пряник» предполагает следующее: за добрый поступок наградить, за дурной – пожурить, поругать, наказать. Воспитание – это цепь поощрений и наказаний. Так называемый метод «кнута и пряника» - один из самых распространенных методов воспитания, применяемых в домашних условиях. Метод основан на комбинации методов положительного и отрицательного подкрепления в зависимости от поступка ребенка. Соответственно воспитание имеет характер педагогического воздействия с целью насаждения ценностей и подавления любых отклонений от этого процесса. Главное противоречие этой педагогической парадигмы заключается именно в том, что, воспитывая принуждением, мы не говорим о свободе творчества маленького человека. Следует помнить, что нельзя воспитать свободную личность, если в процессе воспитания нет свободы! Педагогом в таких условиях может стать любой человек, способный тем или иным способом утвердить свое превосходство. Если родители воспитывают ребенка только добротой, постоянно исполняя все его требования, запросы, капризы, тогда в семье вырастет безответственный, безвольный ребенок, он будет проявлять неуважение к другим людям и самолюбование. Ему будет присущ открытый, скрытый или утонченный эгоизм. Если же родители воспитывают ребенка только строгостью, постоянно требуют что-то выполнять, контролируют каждый его шаг, при этом проявляют неудовлетворенность и подозрительность, в такой семье вырастет ребенок, чертами которого будут лицемерие, подозрительность, грубость, агрессивность, недисциплинированность, лживость, жестокость. К чему может привести желание получать «пряники» и избегать «кнута»? Ко лжи, изворотливости, к мысли о возможности обмануть справедливость и представить любую ситуацию с выгодой для себя. Что мы получим в результате такого воспитания?

4. Обобщение этапа работы.

- Какую из моделей воспитания можно считать лучшей, возможно, универсальной? Учащиеся высказывают свое мнение.

- С. Л. Соловейчик считает, что ни одна из этих 3-х типичных воспитательных моделей не может быть единственной и правильной. В педагогике существует множество моделей, методов и приемов воспитания личности. Каждая в разумной мере может быть применима, при этом не отвергая положительного влияния и других.

5. Расширение темы.

- Семья - основной субъект воспитания. Именно в семье есть возможность применить все перечисленные выше типичные воспитательные методы. В семье закладываются основные трудовые, нравственные, гражданские навыки. «Все, что есть в нашем ребенке, возникает как результат двух встречных движений – изнутри ребенка к миру и от мира внутрь ребенка» (С. Л. Соловейчик). А кто или что еще может влиять на процесс воспитания? Назовите другие субъекты воспитания, кратко скажите об их роли.

(Обсуждение в группах в течение 3 минут. Подготовка ответа. Выступления учащихся).

Называются субъекты: семья, школа, сверстники, улица, общество в целом, книги, дополнительное образование (хобби), музыка, ТВ, СМИ…

6. Обобщение.

- Понятно, что процесс воспитания и самовоспитания человека непрерывен. На воспитание личности (и положительное, и отрицательное) влияют очень многие субъекты и факторы. Недостаточно руководствоваться только привычными моделями, описанными педагогом С.Л. Соловейчиком и рассмотренными нами сегодня.

- С чем мы сегодня говорили? Какова же тема нашего классного часа? Попробуйте ее сформулировать. (Тема записывается на доске).

- Подумайте, почему в названии темы стоят три различных знака препинания: многоточие, вопросительный знак и восклицательный знак? («Воспитание…Воспитание? Воспитание!») Какое значение они имеют в понимании темы? Можно ли поменять слова местами?

(Варианты ответов: многоточие – открытость, незавершенность темы, повод для дальнейшего размышления, знак вопроса - заявка о проблеме необходимости воспитания вообще, о моделях, формах и методах воспитания и т. д., знак восклицания - признание огромного значения воспитания в жизни человека).

7. Рефлексия.

- Продолжите одну из фраз:

Сегодня я задумался о том, что…

Мне кажется, воспитание ….

Когда я окажусь в роли воспитателя своих детей, …

Если бы я сегодня был на месте моих родителей,…

8. Заключение.

- Итак, тема классного часа остается открытой и ждет продолжения:

«Воспитание… Воспитание? Воспитание!»

Опубликовано в группе «Классное руководство»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.