12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихонова Юлия Анатольевна152
Россия, Московская обл., Ногинск
Материал размещён в группе «Классные руководители»
2

Статья «Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства»

 Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства.

Введение.

Характерная черта социальной действительности последних десятилетий (российской особенно) – увеличение масштабов и форм девиаций на всех уровнях: социально-институциональном, социально-психологическом, личностно-психологическом. Социальная фактография, подтверждающая этот тезис, огромна, поэтому приведем лишь несколько цифр.

Девиации в сфере межполовых отношений: к 11 классу опыт сексуальных отношений имеют 35,6% девушек и 55,4% юношей. С 1989 года доля внебрачных рождений более чем удвоилась – с 14% до 30%.при этом у матерей до 20 лет она еще выше – 45%. Как следствие, с начала 1990-х гг. Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню абортов( более 1 млн. в год) [1].

Уровень душевого употребления алкоголя в России является одним из самых высоких в мире и составляет 18 ла.а ( абсолютного алкоголя) в год на человека ( согласно определению ВОЗ опасным для здоровья является уровень 8 ла.а в год) [2]. По данным Генпрокуратуры в стране 178 тыс. детей-алкоголиков, пик массового приобщения к алкоголю сместился из возрастной группы 16-17 лет в группу 13-15 летних, а возраст первой пробы – к 10-12 годам. Показатели женской алкоголизации выросли в 4 раза за последние десять лет. Сегодня только на официальном учете состоит 418 тыс. алкоголичек, по экспертным оценкам их в 10 раз больше [3].

По оценкам экспертов Россия находится на одном из первых мест в мире по уровню самоубийств среди подростков – средний показатель самоубийств среди населения подросткового возраста более чем в три раза превышает средний показатель в мире [3].

Фактически мы наблюдаем глубокий кризис институтов социального контроля и социальных регуляторов вообще. Ключевые агенты и инструменты социального контроля утрачивают способность к социальной регуляции. Семья и школа перестают воспитывать, юстиция и право- сдерживать, правоохранительные структуры – пресекать, культурные институты – транслировать обществу подлинные ( т.е. способствующие достижению целей социальной солидарности и развития) смыслы и ценности.

Соответственно, сегодня в обществе в целом и в системе социального контроля в особенности существует явно артикулируемый запрос на создание и внедрение эффективных механизмов социальной регуляции. При этом общая позиция практиков (из власти, образования, МВД и т.д.) подчеркнуто прагматична и в обращении к потенциалу социальных наук звучит так : “ не надо нам пустой теории, дайте работающие технологии и методы”.

Совершенно ясно также, что в сложившихся социально-культурных условиях никакие механизмы и технологии не будут работать эффективно. Это можно проиллюстрировать на примере самого, наверное, известного антикоррупционного механизма – ЕГЭ. Основной аргумент в пользу ЕГЭ – высокий уровень коррупции при поступлении в вузы. В результате, что ни год, мы наблюдаем череду коррупционных скандалов вокруг ЕГЭ.

Другой пример, введенный во многих регионах России “детский комендантский час” – запрет на нахождение несовершеннолетних вне дома без сопровождения взрослых после 22-00. Этот закон может загнать детей домой. Но может ли он заставить родителей любить детей и заниматься ими? (ответ, думаю, очевиден).

Эти и аналогичные проблемы послужили началом для выбора темы нашего исследования, актуальность которого бесспорна.

 

I. Средства массовой информации как факторы, влияющие на особенности современного детства

Средства массовой информации - (сокращённо «СМИ», также - массмедиа) -организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.

К средствам массовой информации относятся: печатные издания, телерадиовещание, цифровые издания.

Телевидение и электроника стали неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием и наших детей. Как уберечь ребенка от разрушающих его здоровье и личность воздействий? Как отвлечь его от "общения" с телевизором или компьютером? Что противопоставить их власти?

Оторванный от живой природы, современный городской ребенок живет в машинном мире, где мигают, мерцают, слепят искусственные огни и экраны, переливаются, непрерывно изменяясь, электронные узоры. Где радио с телевизором день и ночь говорят, поют, плачут, угрожают человеческими голосами - "живут" рядом с людьми и втягивают их в свою искусственную жизнь.

Ребенок, конечно, адаптируется - а что ему остается? Но воспринимает окружающий его мир как враждебный, страшный. Врачи именно этим объясняют увеличение в последнее время душевных расстройств у детей. Они говорят, что появилось очень много детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Этот так называемый "навязчивый страх" делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным, или наоборот - агрессивным: ведь он пытается побороть страх, но как это сделать? [4]

Откуда же появляется жестокость в детской душе? Где обычный современный ребенок может увидеть убийство, изнасилование, расчленение трупа, вышедшего из могилы покойника, монстра, беса? Конечно, по телевизору. Такими сценами и героями заполнены триллеры, которыми - под слабый протест родителей, или в их отсутствие, или в компании с ними - увлекаются подростки. Удел их младших братьев и сестер - пока "мультики". Дети нескольких поколений выросли на мультфильмах. Для одних любимым был "Аленький цветочек", для других - "Чебурашка" [6].

Нынешние смотрят мультфильмы, похожие на боевики. Если Чебурашка похож на милого, наивного ребенка, то черепашки - это скорее "крутые парни", которые, наводя порядок, молотят противников направо и налево. Они напоминают не компанию детей, а подростковую банду. Если шалости Чебурашки с его друзьями остаются детскими и сами они - из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсем другом мире, темном и страшном, где кучка героев противостоит полчищам приспешников зла. Безусловно, знакомство с такими персонажами поможет ребенку быстрее "адаптироваться" и войти в мир героев "взрослых" боевиков и триллеров - маньяков, убийц, летающих суперменов и вампиров. [7]

Какой же вред наносит телевизор детскому здоровью?

Во-первых, кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система.

Во-вторых, длительное сидение перед экраном телевизора (компьютера) приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют.

Но заметнее всего психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка: слабеет память; он хуже соображает на уроках в школе, не может сосредоточиться; нарушается сон; он становится возбудимым, раздражительным, обидчивым. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если они требуют оторваться от экрана. Это неудивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять ему, даже если он критически воспринимает то, что смотрит. [8]

Часто попытки родителей оторвать сына или дочь от игры завершаются страшными скандалами, истериками, припадками - такова сила азарта. Отвлечь ребенка от телевизора легче: любой самый страшный фильм имеет конец. А азартная игра может продолжаться бесконечно: проиграв, хочется выиграть, а выиграв - закрепить успех. Происходит полнейшее духовное расслабление, хотя самому игроку (или тому, кто за ним наблюдает со стороны) порой и кажется, что он максимально целеустремлен, сосредоточен и спокоен. Это страшное и опасное состояние может захватить любого, кто позволит игре овладеть собой. Если идет игра без ставок, азарт все равно присутствует: место одной страсти - сребролюбия, занимает другая - гордыня. [9]

Специфика компьютерной игры делает человека не пассивным зрителем, а активно действующим лицом. И живет, действует он уже не в нашем, а другом, иллюзорном, мире. Мир же этот существует по примитивным и жестким законам, которым игрок вынужден подчиняться. Он принимает решения, уже предусмотренные для него. Так в сознании ребенка происходит программирование определенных навыков и нравственных стереотипов. Что же именно происходит?

Во-первых, формируется положительное отношение к миру злых духов - миру, населенному "инопланетными" монстрами, вампирами, роботами-убийцами и откровенной бесовщиной. Тем самым постепенно разрушается барьер, установленный Богом между человеком и падшими духами. Некоторые игры (например, "Звездные войны" и др.) носят ярко выраженный демонический характер.

Во-вторых, игры учат жить по законам этого бесовского мира, где "побеждает" сильнейший, хитрейший, безжалостнейший. Человеческая личность в этом мире перестает что-либо значить; она воспринимается не как ближний, не как образ Божий, а как "условный противник" или "строительный материал". То, что компьютерные игры якобы развивают интеллект, давно развенчанный в медицинской и в православной литературе миф. Они помещают ребенка в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, тогда как и в науке, и в любой "живой" человеческой деятельности требуется не набор алгоритмов, а творческая интуиция.

Ребенку необходимы игры, но они должны развивать, а не губить интеллект, воспитывать, а не подавлять душу ребенка. Желательны и подвижные игры на воздухе.

В последнее время практически в каждом доме появился интернет. Какое влияние оказывает интернет на душу ребенка?

Интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее что в нас есть, а что? Ведь все можно! В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики.

Что такое Интернет с точки зрения подростка?

Прежде всего - это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учёбе.

Для большинства подростков Всемирная сеть - это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не с точки зрения взрослых.

Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, это и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни.

Но не всё потеряно. Не всё так ужасно как кажется на первый взгляд. Есть и те, для кого Интернет - это не заменимый помощник для получения знаний. А кто-то, вообще до сих пор просиживает в библиотеках и получает информацию «по старинке». Мажет это и не так уж плохо? Да, несомненно, Интернет намного упрощает нам жизнь. Одним нажатием клавиши, мы получаем информацию, в поисках которой мы могли бы потратить «кучу» времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую возможно вы никогда и не купили бы.

Интернет плох тем, что он не имеет границ! То есть, он не ограждает подростков от не нормативной информации, которую им совершенно незачем знать. Из всего выше сказанного следует то, что, остается надеется только на сознание самих детей, на их честность. Честность перед самим собой. Было бы здорово, если бы каждый задумался, задумался о себе, о своих поступках, и, что вообще он сделал для того, что бы мир стал лучше. О том, сколько драгоценного времени он теряет, просиживая в Интернете за бессмысленным занятием. Подростковый период и наша молодость - это самое замечательное время, которое нужно заполнить яркими моментами и провести его с пользой - по максимуму! Что бы потом не было мучительно больно за бесцельно и бесполезно прожитые годы!

Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д.

Существует несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание:

- Отношения полов, секс и сексуальные отклонения.

- Алкоголь и наркотики.

- Взаимоотношения с родителями.

- Отношение к материнству (отцовству).

- Молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки.

- Музыка, кино, жизнь звезд.

- Компьютерные игры и Интернет.

- Культивирование образа «крутого парня».

По мнению психологов, в подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего мира. Поскольку школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка на положительных примерах, а семья нередко не дает жизненных установок, молодой человек начинает искать ориентиры для самоопределения в обществе своих сверстников и в молодежной прессе. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты. Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми.

Именно поэтому подросток воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Тем более что молодежные СМИ формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами систематически дискредитируя и подрывая их авторитет. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка. Подросткам даются подробные советы, как обманывать «родаков», пресекать вторжения в свою личную жизнь, и повествуется о средствах «воспитания отсталых обитателей общей жилплощади».

Причем важно не только, какую информацию о родителях преподносят детям молодежные СМИ, но и как они это делают. На жаргоне подростково-молодежной прессы родители именуются как «предки», «родаки», «шнурки», «черепа», что, по мнению психологов, также подрывает авторитет взрослого, поскольку презрительная лексика неизбежно влечет за собой презрительно-снисходительное отношение.

Таким образом, у подростков девальвируются понятия «умный взрослый», «любящий родитель», и ребенок начинает противопоставлять себя «чуждому и враждебному» родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы.

В некоторых журналах на откровенные вопросы читателей отвечает доктор-сексолог, которому можно написать в редакцию или по е-mail. Основной контингент читателей данного издания - школьники от 11 до 16 лет, которым специалист дает конкретные советы: как часто можно заниматься сексом, что делать, если порвался презерватив, какие средства контрацепции лучше применять. «Запретных тем и «стыдных» вопросов не бывает», - заверяют издатели.

Таким образом, под лозунгом свободы слова блокируются попытки защитить детей от непристойной информации. Происходит ранняя сексуализация детей, что провоцирует расторможенное поведение, которое может привести к серьезным психическим сдвигам. Упраздняются понятия «стыд», «нравственность», «мораль», а это, разрушительно влияет на психику, нравственное и духовное здоровье подрастающего поколения, неизбежно ведет к искажению личности подростка.

В газетах и журналах семья не рассматривается как сфера реализации личности. Супружество становится устаревшей формой сосуществования мужчины и женщины, и в качестве альтернативы подростку предлагается сексуальное партнерство, основанное не на принципах брака, а на идеях свободы от привязанностей и обязанностей. Молодого читателя ориентируют прежде всего на получение собственного удовольствия, на удовлетворение желаний, что невозможно при наличии семьи и особенно детей. Обо всех удовольствиях, большинство из которых станут запретными при создании семейного очага, и повествуется на страницах вышеупомянутых периодических изданий.

Присутствует на страницах изданий и нецензурная лексика, прозрачно завуалированная изъятием одной буквы из слова. Впрочем, на допустимость применения нецензурной лексики и мата специально обращается внимание читателей. Подобные приемы и приобщение детей к нецензурным словам способствуют росту безграмотности и растормаживают психику подростка, поскольку матерная брань всегда была табуированной в русской культуре.

Подводя итог, можно сказать, что подростковые и молодежные СМИ формируют определенную субкультуру. Это не просто культура музыки, свободного секса и наркотиков. Это культура отрицания традиционных ценностей, ориентация на девиантное, порой преступное поведение, которое преподносится как норма.

Можно ли сегодня изолировать ребенка от бесовщины, окружающей нас со всех сторон? Вряд ли. Даже забрав его из школы и обучая дома (что под силу далеко не всем), родители не уберегут его от множества вредных впечатлений.

А добрые впечатления, вынесенные из родительского дома, из общения с родителями, - это великая драгоценность. Способна ли современная семья вытеснить опасные впечатления - добрыми и полезными?

II. Школа и семья как факторы, влияющие на особенности современного детства.

В наши дни часто приходится слышать высказывания, что «дети нынче пошли невыносимые, а вот в наше время»... Причем многие обвиняют в этом телевизор.

Проблема суицида среди подростков - виноват телевизор... Дети жестокие, дерутся - опять виноват телевизор...

Чего только ни приходится слышать в адрес современных фильмов и мультфильмов. А задумался ли кто-нибудь о том, что в «невыносимости детей» виноват не телевизор, и не фильмы и мультфильмы, которые нынче стало так модно ругать.

Дети воспринимают мир через своих родителей. Сколько в наше время родителей уделяют минимум своего времени развитию детской души? В подавляющем большинстве люди заняты заботой о «добыче хлеба насущного». Только этот самый «хлеб» в наше время несколько отличается от хлеба в то самое время, которое прославляют люди пожилые, ругая современный уклад. В наши дни под маркой «насущного хлеба» выступают дорогостоящие игрушки, фирменная одежда. Такое впечатление, что люди соревнуются между собой - у кого дороже, круче, престижнее.

Одного ребенка семья, состоящая из двух работающих взрослых, содержит с трудом, и вопрос второго ребенка чаще остается открытым. А почему? Потому что ребенка одевают так, что больше одного не потянуть. Телевидение рекламирует все новые и новые товары. Что нужно человеку для жизни? Еда, вода и одежда. В современном обществе, чтобы перечислить список необходимых товаров не хватит книги. Семьи не могут позволить себе ребенка, но могут позволить дорогую машину, компьютер и многое другое. Реальное время общения членов семьи сокращается до минимума, большую же его часть они, физически находясь рядом, пребывают каждый в своем информационном пространстве. Фактически это ситуация “виртуального исчезновения” значимых взрослых в семье [10].

А раньше было как? Муж, жена и минимум пять детей. Семья довольствовалась необходимым, то есть еда, так чтобы все члены семьи были относительно сыты и одежда, которая передавалась от старших младшим, занашивалась до дыр, штопалась и перешивалась. Муж и жена жили интересами семьи. 

Что мы видим в настоящее время? Современные семьи состоят из мужа, жены и ребенка, как правило одного. Разводы в современном обществе не редкость. Если раньше быть матерью-одиночкой считалось чуть ли не позором, то сейчас тридцатилетние женщины предпочитают обходиться без мужей. Все чаще семья состоит из мамы и ребенка. Нынешние женщины могут заработать не менее мужчин, или уж во всяком случае, достаточно, чтобы прожить одной с ребенком, поэтому повторный брак не приветствуется. Зачем? Бывший муж платит алименты, сама женщина зарабатывает, так зачем обременять себя обязанностями по отношению к мужчине? Когда можно просто развлечься вне дома.

Что в этом случае происходит с детьми? Они не видят перед собой примера любящей семьи, а не имея примера, как же возможно самому что-то сделать? Дети тем временем растут сами по себе в обществе навороченных игрушек, компьютера и телевизора.

В современной семье родители отсылают ребёнка: «Иди чем-нибудь займись». Лишь бы «под ногами не путался», лишь бы не мешал... Если спросить родителей, когда последний раз вы говорили по душам с вашим ребёнком? Многие при этом вопросе задумываются, глядя куда-то вдаль, а потом начинают рассказывать о том, что «работа заела и времени нет»...

А как раньше родители, работая и ведя хозяйство, находили время для своих детей?» Ведь у хозяек тех времен не было многих бытовых машин-помощниц, которыми располагают современные хозяйки. Однако находилось время и на задушевную беседу с дочкой, и на поездку на природу в выходные всей семьёй. И телевизор смотрели вечерами все вместе, попутно обсуждая фильм.

Откуда у детей возьмутся понятия о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», когда дети предоставлены сами себе? Ведь недостаточно одних слов «Это ты смотреть не должен» или «Этот мультик – неправильный». Дети по своей природе любознательны и не принимают сухих запретов. Им нужно знать, «почему?».

Ведь даже в «неправильных», на взгляд взрослых, мультиках и фильмах можно найти полезные нюансы, которые хорошо использовать в воспитательных целях. Не так давно на одном из женских форумов активно обсуждался мультфильм «Корпорация монстров». Одна из участниц обсуждения возмущенно жаловалась, что «после этого мультфильма ребёнок стал бояться темноты».

А если посмотреть этот мультфильм с ребёнком вместе? И попутно – невзначай – заметить, что «если монстров не боятся – они боятся сами». Причем не в виде нудной нотации и, конечно же, не в стиле: «А-аа! Позор какой!! Такой большой, а такой трус...»

Если вникнуть, то любой мультфильм, даже старые добрые сказки, на которых мы выросли, можно объявить губительными и вредными. А как же?

В сказке про Красную шапочку – злодей волк без зазрения совести слопал бабушку. Жестокость, однако! Не посчитался серый, что старость надо уважать.

Любые сказки и мультфильмы – это, в своём роде, отражение жизни. В реальной жизни тоже нет абсолютного добра и абсолютного зла, как нет чего-то абсолютно белого или черного. А вот научить детей отличать хорошее от плохого, отбрасывать ненужное – задача родителей.

Нужно только вспомнить о том, что ребёнок – это не кукла, которую можно положить в ящик и по мере надобности извлекать, чтобы нарядить в очередное модное платье. Ребёнок – это личность. И каким он вырастет, каким будет его восприятие мира – всецело зависит только от нас. Если дети видят, что их родители всецело поглощены заботой о материальном, то можете быть уверены, что настанет день, когда выросшие дети, следуя родительскому примеру, полученному в детстве, станут откупаться от вас деньгами и подарками.

Остановитесь на минутку! Отвлекитесь от соревнования с соседями и друзьями – кто круче. Обратите свои взоры на детей! Вы нужны своим детям. Им нужно внимание, забота и тепло. Не ищите причин на стороне, если, на ваш взгляд, ваш ребёнок «ведет себя не так».

Если у ребёнка формируется неправильный взгляд на мир, нужно, в первую очередь, задать вопрос самому себе: «Что Я делаю не так?»

Конечно, находить сторонние причины намного проще и удобнее, переложить решение проблемы на кого-то другого не получится, как бы нам этого ни хотелось. Поэтому, прежде чем в сердцах крикнуть своему ребёнку: "В кого ты такой...» – загляните в глубины своей сущности, и вопрос отпадет сам собой.

Все знают, что школа призвана сеять "разумное, доброе и вечное", но вместе со знаниями современная система обучения вручает детям и совершенно ненужную и тяжелую ношу, которую они вынуждены нести по жизни…

Существуют дети, трудно привыкающих к новому коллективу, как правило, те, кто не ходил в детский сад и не имел возможности свободно общаться с детьми во дворе, то есть чересчур опекаемых детей. Им тяжело вписаться в рамки новой для них школьной жизни со своими правилами и законами. Поэтому они очень настороженно воспринимают все, что происходит в школе. В то время как другие дети уже бойко общаются между собой, тянут руки на уроках и не боятся задавать учительнице вопросы, необщительный ребенок еще только присматривается, он робко отвечает на уроках, боится высказывать свои мысли, сомневается в собственных ответах и все больше молчит. Он понимает, что выделяется из коллектива, но чем дальше, чем труднее ему стать общительным и "своим" в классе. Ребенок чувствует себя не таким, как все, от этого еще больше стесняется, а если не находит контакта с учителями, то и вовсе рискует оказаться на последних ролях. Поэтому в его сознании появляются установки: "Я хуже всех", "Я ничего не умею, не могу", "У меня ничего никогда не получится".

Ребенок замыкается в себе, ищет одиночества, а на самом деле мечтает подружиться с ребятами и так же, как они, весело бегать на переменках. Но у него появляется ощущение, что с ним никто не хочет дружить, поэтому он вообще не выходит на переменки, а делает вид, что не доделал задание, собирает портфель, а сам думает: "Поскорее бы прозвенел звонок на урок". Его собственная парта во время урока становится для него самым безопасным уголком. Так проявляется синдром неудачника, который, если ребенку вовремя не помочь, закрепится на всю жизнь.

Превращение образования из сферы воспитания “разумного, доброго, вечного” в сферу услуг имеет фатальные последствия как для собственно образования, так и для воспитания. Вслед за родителями учителя перестают быть значимыми взрослыми, превращаясь в поставщиков образовательных услуг, что означает разрушение подлинно продуктивных, основанных на любви и иерархии детско-учительских отношений. Результатом становится катастрофическое снижение внутренне мотивированного отношения к знаниям – любознательности и любви к предмету, их заменяет потребительский запрос на useful knowledge - полезные знания. Как следствие – растущий прагматизм участников социально-значимых практик. Кроме того, школа фактически лишается возможности выступить в роли социального компенсатора семейных дисфункций, что хотя бы отчасти получалось у нее в советское время [10].

 

Заключение.

Есть такая точка зрения: «Цивилизация — ужасное растение, которое не растет и не расцветает, пока его не польют слезами и кровью» (А. Граф). Увы, но это так: современная реальность имеет непосредственное отношение к детям, ставит перед ними «недетские» проблемы, влияет на процесс их развития. Время вносит свои коррективы.
Современные дети резко отличаются от тех, кто ходил в детский сад 20, 10 и даже пять лет назад. По данным психологов, нынешнее поколение проявляет меньшую любознательность и желание действовать. Сегодняшние дети совсем не те, которых описывали классики мировой педагогики - Ушинский, Песталоцци, Коменский, Пирогов. В настоящее время психологи фиксируют реальные изменения детства - как в физиологическом отношении, так и в развитии сознания и самосознания ребенка.

В ходе написания работы, были выявлены различные факторы, влияющие на особенности современного детства. Каждый из этих факторов может оказывать губительное влияние на детей.
Впервые в истории человечества реальностью стало появление молодежной субкультуры, к которой дети приобщаются очень рано. Имеются и негативные тенденции в детской среде: неадекватные социальные нормы и формы поведения, вплоть до девиантного; приобщение к нервно-стимулирующими средствам (табакокурение, алкоголь, наркотики, токсические вещества); безнадзорность и беспризорность, детский суицид... Разумеется, это осложняет процесс воспитания. И порождает новую проблему современной педагогики — экологию детства и экологию воспитания.

Разумеется, все вышеописанное – не более чем попытка постановки проблемы, которая еще требует серьезного уточнения и анализа. Однако в силу специфики определенной культурной традиции, сам собой напрашивается извечный вопрос русской интеллигенции: что делать?

Один из ответов может быть таким: вспомнить об исторической миссии интеллигенции. Историческая и социальная миссия творческой интеллигенции проста и величественна. Она состоит в воспроизводстве смыслов. Общество ведь нуждается в двух видах пищи – материальной и духовной. И если задача класса менеджеров и предпринимателей заключается в воспроизводстве пищи материальной, задача класса “силовиков” – в обеспечении материальной (физической) безопасности, то задача интеллигенции – воспроизводство пищи духовной и обеспечении безопасности духовной. На практике это означает нахождение правильных символов (слов и не только) для выражения правильных идей.

Возникает вопрос : “Разве можно делить идеи на правильные и неправильные?”. Можно! Правильные идеи в любом обществе – это те, которые выражают , с одной стороны, общечеловеческие смыслы

(милосердие, правда, долг, верность и др.), а с другой – отражают специфические смыслы конкретной культуры. Такие идеи прекрасны и необходимы обществу: богатство и разнообразие национальных культур в них объединяется общечеловеческим содержанием ключевых ценностей.

И универсальные, и национально-культурные смыслы выражаются с помощью различных символов ( слов, картин, звуков музыки) и языков ( литературы, музыки, живописи и др.). Так творятся великие произведения культуры, воспламеняющие сердца и вдохновляющие умы современников и потомков. Но любые символы неизбежно стареют. Слова, музыка и картины становятся привычными, приедаются, перестают будить ум и сердце, и тогда смыслы уходят. Таково свойство человека – привычка лишает даже великие символы их силы. И тогда возникает соблазн сомнения – истина становится туманной, неоднозначной и все большее количество людей всерьез повторяют скептический вопрос Пилата : “Что есть истина?”.

В такие моменты на исторической сцене культуры всегда появляется множество авантюристов, провозглашающих “смерть старого мира”, отрицающих вечные ценности и соблазняющих общество сломанными табу. В такие моменты и проявляется великая историческая миссия интеллигенции – найти новые символы для вечных смыслов, вернуть культуру в лоно общечеловеческих и национальных ценностей, донести до людей Правду на понятном языке. Если не удается это совмещение общечеловеческого и национального, то народ ( нация, культура) погибает.

И здесь на первый план выходит не наука с ее рациональным дискурсом, а искусство с его способностью обращаться к разуму через сердце. “Воспитание добродетели” – вот ключевая задача социально-ориентированного искусства.

Список используемой литературы.

1.Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения / Милосердие.ru – Православный портал о благотварительности и социальной деятельности/

2. Позднякова М. Е. Алкоголизация населения как фактор дестабилизации российского общества / Материалы 4ой Всероссийской научно-практической конференции 28-29 октября 2010. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010. С.36.

3.Портал Риа-Новости http: // ria.ru/spravka/20120220/570313334/html

4. Абраменкова, В. Г. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырев // Воспитание школьников. - 2006. - № 6. - С. 28.

5. Владимиров, И.А. Дети Интернета / И. Владимиров // Крылья. - 2007. - № 2/3. - С. 40-41.

6. Дубинина, Т. М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. - 2008. - № 14.

7. Детский портал [Электронный ресурс] / Детский портал «Солнышко». – Минск, 2010. – Режим доступа: solnet.ee/ /kn_01_24.html .

8. Короткова, Т. В. Негативное воздействие СМИ и методы защиты от него / Т. Короткова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006. - № 12.

9. Панов, С.А. "Интернет-зависимость": причины и последствия / С. Панов // Учитель. - 2007. - № 5.

10.Педагогическая диагностика / научно-практический журнал №5, 2012г.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.