Классный час ко Дню Победы «Животные на Великой Отечественной войне»
Классный час ко Дню Победы "Животные на Великой Отечественной войне" с применением активных методов обучения (АМО) и ИКТ.
Цель: создать эмоционально-ценностную среду, обеспечивающую формирование у обучающихся представления о роли животных на Великой Отечественной войне.
Задачи:
- познакомить с «профессиями» животных на войне;
- способствовать осознанию особой значимости отношений животных и человека в военное время;
- формировать интерес к истории своей страны;
- воспитывать чувство гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне;
- способствовать развитию чувств сострадания и ответственности по отношению к «братьям нашим меньшим»;
- способствовать развитию творческих способностей; умений анализировать, обобщать, сотрудничать со сверстниками.
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД:
- испытывать чувство гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне;
- испытывать чувства сострадания и ответственности по отношению к животным;
- осознавать особую значимость отношений животных и человека в военное время.
Регулятивные УУД:
- учиться высказывать свое мнение;
- уметь работать в группе, осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в парах (группах).
- развивать умение принимать коллективное решение.
Познавательные УУД:
- получить информацию о животных, участвовавших в Великой Отечественной войне;
- расширить ЗУН через творческие задания, игровую деятельность.
Необходимое оборудование:
- проектор, экран, компьютер;
- доска, мелки желтого цвета, магниты;
- музыкальное сопровождение: минусовка песни «Пусть всегда будет солнце»;
- плакат, на котором в центре написана тема: «Животные на ВОВ;
- презентация «Животные на ВОВ»;
- карточки с названиями животных: собака, лошадь, верблюд, ослик, лось, северный олень, кошка, дельфин, голубь;
- презентация «Голубь мира в технике оригами»;
- фломастеры, листы белой бумаги.
Ход занятия:
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Этап: инициация (приветствие).
Учитель заходит в класс, дети приветствуют его стоя.
АМО «Приветствие глазами. Минута молчания».
-Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. А вы при этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- Садитесь. (Дети усаживаются полукругом, перед ними стол)
Этап: вхождение или погружение в тему (целеполагание).
- Приближается один из самых главных наших праздников – День Победы в Великой Отечественной войне. Идут годы, меняется жизнь, но время не в силах стереть из нашей памяти эту великую дату.
Оглядываясь назад,
Мы всегда будем помнить тех,
Кто не щадил себя для Победы
Над врагом нашей Родины.
(Г.К. Жуков)
- Как вы считаете, о ком эти слова великого полководца, маршала Г.К. Жукова? Кого мы должны и будем помнить? (Участников ВОВ)
АМО «Солнышко». (На доске нарисовано солнышко без лучиков в виде круга. В центре запись - «Участники ВОВ»)
- Ребята, ваша задача подумать и назвать всех, кто мог участвовать в Великой Отечественной войне. Чем больше участников назовете, тем лучистее будет наше солнышко. (Дети называют возможных участников военных действий. Учитель рисует стрелки-лучи, возле которых их записывает.)
(Наверняка, один из лучиков будет - «животные». Если нет, то задаются наводящие вопросы, например: «Как вы считаете, а животные участвовали на войне?»)
- В тяжелые годы войны рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими «меньшими братьями». И сегодняшний классный час посвящен именно им – животным на Великой Отечественной войне.
- Ребята, о чем мы можем узнать из темы «Животные на Великой Отечественной войне»? (Какие виды животных принимали участие в военных действиях, какие «профессии» имели, какова их роль в победе в ВОВ, были ли награждены за подвиги «братья наши меньшие» и т.п.)
Учащиеся формулируют задачи мероприятия. Учитель вписывает их в секторы на листе ватмана, прикрепленного к стене. (Предварительно на этом листе указано название темы «Животные на Великой Отечественной Войне». Остальное пространство листа разделено на секторы, в которые записываются ответы ребят - задачи мероприятия.)
Фаза 2 «Работа над темой»
Этап: интерактивная лекция (инпут).
АМО «Инфо-штурм»
Лист ватмана, в котором записаны тема и задачи классного часа, на столе перед учащимися. Работа ведётся коллективно.
- Ребята, сейчас мы с вами посмотрим презентацию по нашей теме. Ваша задача, в ходе просмотра, вписать в каждый сектор наиболее существенные моменты из увиденного. Например, перечислить все виды животных, о ком пойдет речь, в соответствующий сектор.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации “белые пятна” по данной теме постепенно заполняются.
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1461444636.ppt (Презентация "Животные на войне")
Этап: разминка.
АМО «Пантомима»
Класс делится на пары либо группы (зависит от насыщенности класса). Каждая пара (группа) выбирает карточку с названием животного. Учащиеся должны изобразить животное – участника в военных действиях, о котором узнали из презентации. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.
Этап: проработка содержания темы.
АМО «Синквейн»
Учащимся предлагается написать синквейн, опираясь на информацию, полученную в ходе просмотра презентации. Работают парами (группами), в том же составе, как и на разминке. Тема синквейна та же, которая была указана на карточках для проведения АМО «Пантомима».
Правила составления синквейна:
1. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
5. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Учащиеся зачитывают составленные синквейны. В итоге должны прийти к выводу: животные были активными участниками военных действий, внесли большой вклад в дело победы.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Этап: подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).
- Прошло уже немало лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны помнить тех, кто дал нам возможность видеть чистое небо над головой, радоваться новому мирному дню. И одни из тех, кто не щадил себя для победы над врагом нашей Родины, это «братья наши меньшие». Даже одним из символов мира признано животное. Это белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Сейчас мы с вами изготовим «Голубь мира» в технике оригами.
Здесь будет файл: /data/edu/files/g1461444803.ppt (Голубь мира)
АМО «Релаксация». Пока дети работают, звучит музыка. (Минус песни «Пусть всегда будет солнце»).Здесь будет файл: /data/edu/files/e1461444738.mp3
- Кому было интересно, кто хотел бы дальше узнавать о Великой Отечественной войне, прикрепите свой «Голубь мира» около нашего лучистого солнышка. А кто не получил для себя удовольствия от работы, кому безразлична тема сегодняшнего классного часа, поместите голубь ниже, подальше от солнца.
Учащиеся прикрепляют свои работы возле солнышка с записью «Участники ВОВ».
- Ребята, пусть наши голуби, летающие рядом с солнышком, будут символом добра, чистоты, любви и мира.
Мир это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети,
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете.
Любить этот мир, любить его свет…
За то, что в нём есть, за то, чего нет.
Любить просто так, за то, что живёшь.
За то, что берёшь и что отдаёшь.
Любить за свободу и за красоту.
Его совершенство, его простоту.
Любить в ожидании нового дня,
Который в ответ тоже любит тебя!
- Наш классный час подошёл к концу. Конечно, мы сегодня вспомнили не обо всех животных, помогавших нашему народу на трудном пути к победе. Желающие могут найти информацию о других друзьях человека, героях войны. И на следующем классном часе рассказать о них. Спасибо за работу! С Днём Победы!
Источники информации:
1. http://doc4web.ru/pedagogika/aktivnie-metodi-obucheniya-sbornik.html
2. http://moi-amour.ru/FestivalAMO/sbornik_festivalja_amo4.pdf
4. Бондаренко Л. Н. Животные на войне. // Начальная школа. 2005 г., №3.
5. Собственная разработка презентации «Животные на ВОВ» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/08/08/prezentatsiyazhivotnye-na-voyne
6. Для презентации «Животные на войне» использованы сайты:
-http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/186/
-http://daypic.ru/animals/8489
-https://ru.wikipedia.org/wiki
-http://www.zoopicture.ru/dickin-medal
-https://yandex.ru/images/search?text
-http://yandex.ru/clck/jsredir
-http://pedsovet.su/load/397-1-0-45577
7. Презентация «Голубь мира в технике
оригами» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2011/11/02/golub-origami
Татьяна
Игнатова Анастасия Ивановна
Ванчугова Светлана Михайловна