12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демина Светлана Викторовна555
Стаж работы: 38 лет. В настоящее время преподаю русский язык и литературу в МКГиКе. Большое внимание уделяю внеклассной работе: провожу олимпиады, литературный кружок, организую встречи с писателями и поэтами, поездки на родину Шукшина, Бажова, Есенина.
Россия, Москва, Москва

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»













Методическая разработка внеклассного мероприятия.


«Лекарство от грубости и хамства».



Преподаватель: Демина С.В.

       















2023, февраль.







Аннотация.

В настоящее время приоритетным направлением в воспитательной работе считают духовно-нравственное воспитание. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. «Только личность может действовать на развитие личности, только характером можно образовать характер», - писал великий педагог К.Д. Ушинский. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно на тех классных часах, где классный руководитель говорит о духовных ценностях: о доброте, о милосердии, о любви к людям и природе, о патриотизме. С целью понимания обучающимися таких качеств, как грубость и хамство им было предложено охарактеризовать эти понятия и ответить на вопрос: «Есть ли у вас эти качества?». Анкетирование показало, что таких отрицательных качеств у студентов нет. На классном часе в ходе коллективного поиска истины происходит самооценка суждений и поступков, соотносятся нравственные ценности участников диспута с общечеловеческими ценностями, которые позволяют осмыслить свой нравственный выбор.

Данная работа может быть полезна классному руководителю, психологу, социальному педагогу, ведь все мы сталкиваемся с проблемой грубости среди подростков. Классный час был подготовлен для студентов 2-ого курса Московского колледжа Геодезии и Картографии.




























Классный час «Лекарство от грубости и хамства».

Цель: способствовать формированию критического отношения к грубости и хамству у обучающихся, переосмыслению собственного поведения.


Ход мероприятия.




Слово преподавателя.

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего классного часа «Лекарство от грубости и хамства».

Грубость —это проявление невежливости в высказывании или в поведении. Эта отрицательная черта характера проявляется в нарушении общепринятых социальных норм, чёрствости, неуважении к людям. Скажу вам честно: грубость укорачивает жизнь человека. Посмотрите на стенд: вы видите различные изречения по нашей теме! Прочитайте их и подумайте, как вы их понимаете? Согласны ли вы с ними? Обсуждение высказываний о грубости:
«Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы»

(У. Шекспир).

«Всё рвётся там, где тонко и лишь человек ломается от грубости» (Д. Руми).

«Грубость рождает ненависть» (Ф. Бэкон).

«Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков» (Аристотель).

Слово преподавателя.

-Сегодня мы обсудим вопросы:

-Что такое грубость?

-В каких случаях люди грубят?

-Должны или не должны мы мириться с грубостью?

-Что такое хамство?

-В чём Вы видите отличие хамства от грубости?

-Как мы должны относиться к проявлениям грубости и хамства?

Ребята высказывают своё мнение по данным вопросам и формулируют основные положения (тезисы) беседы по теме «Грубость».

В беседе по каждому из этих тезисов преподаватель использует афоризмы и пословицы, которые красочно оформлены на стенде:

1.Грубость унижает человека.

Восточная мудрость гласит: «Пока человек отдаётся владычеству гнева, он не бывает человеком». К такому же выводу пришёл и великий педагог

К.Д. Ушинский: «Под влиянием гнева мы возводим иногда такие обвинения на человека, возбудившего в нас гнев, какие показались бы нам забавными в спокойную минуту». А вот что по этому поводу думал один из классиков русской литературы Н.В. Гоголь: «Гнев везде не уместен, а больше всего в деле правом, потому что затемняет и мутит его».

2. Грубость – свидетельство неправоты и бессилия.

Китайская пословица гласит: «Человек, который легко раздражается, не бывает правым».

Уильям Шекспир, великий поэт и драматург, утверждал: «Напрасно думать,

будто резкий тон – признак прямодушия и силы». Также считал и Леонардо

да Винчи, признанный гений эпохи Возрождения: «Поистине всегда там, где не хватает разумных доводов, там их заменяет крик».

3. Грубость нужно и можно изжить.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой советовал: «Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься…» Этой же точки зрения придерживался шотландский экономист и философ Адам Смит: «Самообладание в минуту гнева высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха».

Очень интересная мысль содержится в высказывании французского писателя В. Гюго: «Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежегодного чтения хороших книг».

А вот что говорится в пословицах: «Если считаешь себя тигром, другого считай львом». (Киргизская.) Прежде чем сказать, поверни язык семь раз.

(Вьетнамская.) Когда слышишь гром, не спеши выливать воду. (Русская.)

Слово преподавателя.

- Ребята, я хочу Вам прочитать высказывания о грубости советского учёного Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

«Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово отражаются на окружающих и враждебны самому дорогому, что есть на свете, – человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

-Ребята, согласны ли Вы с высказываниями Лихачёва Дмитрия Сергеевича?

Студенты приводят свои аргументы по данному вопросу.

Слово преподавателя.

-А сейчас Борис Козлов прочитает нам стихотворение «Мир держится на добрых людях» Андрея Дмитриевича Дементьева. Это обращение к совести, уму и сердцу современного человека.

Мир держится на добрых людях.
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
То ничего не будет на земле.

Мир держится на состраданьи,
А не на важности пустой.
Вот кто-то свет потёмкам дарит,
Чтоб озарить жизнь красотой.

Мир держится на милосердьи,
А не на выгоде и лжи.
Никто из нас не минёт смерти,
А потому добро творить
спеши.

Быть может, это всё наивно.
Но вижу я в который раз,
Как над землёй бушуют ливни,
Чтоб смыть скопившуюся грязь.

И наше Время чистить надо —
Скопилось столько в нём дерьма —
Насилья, лжи, вражды и смрада,
Что скоро все сойдём с ума.

Так пусть в нас совесть не убудет
И правда не сорвётся вниз…
Мир держится на мудрых людях,
Как держится при солнце жизнь

Слово преподавателя.

-Ребята, какие строчки Вам понравились и почему?Ответ студента:

-Андрей Дементьев говорит о том, что «мир держится на добрых людях, не на агрессии и зле», он верит в то, что люди станут добрыми, искренними, гуманными, честными. Слово преподавателя.

-Ребята, а теперь поговорим о хамстве.

Я считаю, что хамство – это осознанная грубость человека с расчётом остаться безнаказанным.

Вы, наверное много раз слышали от людей выражение: «Как он ведёт себя

по – хамски!» Что же это за человек? Ответы студентов:

-невоспитанный и грубый;

-оскорбляет собеседника;

-сквернословит;

-агрессивный и злой;

-не уважает общество и мнение окружающих; 

-пренебрежительно относится к людям;

-высокомерный и наглый;

-поведение вызывающее.

-Ребята, встречали ли Вы таких людей в жизни?

Ответы студентов.

- А сейчас Татьяна Зенкина прочитает нам стихотворение Андрея Дементьева, а Вы подумайте над таким вопросом: «Как же нам защититься от хамства?»

У меня от хамства нет защиты.

И на этот раз оно сильней.

Звонкие хрусталики разбиты —

Позывные доброты моей.

Только слышно, как в душе играет

На старинной скрипочке печаль.

И слова для мести выбирает,

Что забыты были невзначай.

У меня от хамства нет защиты.

Беззащитность — за какой же грех!

И опять в волнах моей обиды

Захлебнулся смех.

Ну а хамство руки потирает.

Всё ему пока что сходит с рук.

Сколько мир от этого теряет!

Только нам сплотиться недосуг.

Студенты высказывают свою точку зрения о хамстве.

Слово преподавателя.

-Ребята, как считают психологи, хамство — это осознанное игнорирование норм общественной морали. Хамские отношения возникают вследствие проявления неуважения к обществу или конкретному человеку. Однако в наши дни зачастую лишенные нравственности социальные отношения всячески поощряют проявление хамства. Конечно, это совершается не напрямую, а в результате молчаливого принятия обществом хамов и грубиянов. Но подобное формирование отношений и есть поощрение хамства, которое характеризуется как стремление к самоутверждению за счет более высоконравственных собеседников.

Зачастую хамы — это невоспитанные люди с заниженной самооценкой, абсолютно уверенные в своей безнаказанности, потому как оскорбляют и хамят они, как правило, без свидетелей. Основные факторы проявления хамства в социальных отношениях — отсутствие хорошего воспитания, неспособность ясно и корректно выражать свое мнение, страх перед проблемами и неумение преодолевать трудности. Если в разговоре с хамом промолчать не получается, постарайтесь не вести дискуссию на повышенных тонах. Грубиян хочет бурной ответной реакции, нервозности, крика. Тогда он будет выглядеть пострадавшим.

-Ребята, я благодарю всех за ваше творческое участие в разговоре.
Рефлексия: комфортно ли я себя чувствовал во время классного часа; могу ли я логично и спокойно изложить свои мысли; интересна ли мне методика проведения дискуссии; смог ли я понять точку зрения выступающего; на какие темы я хотел бы порассуждать в следующий раз.

Слово преподавателя.

- Ребята, я предлагаю вам написать сочинение – рассуждение на тему

«Почему важно быть вежливым?»




8


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.