Классный час «Лекарство от грубости и жадности»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия.
«Лекарство от грубости и хамства».
Преподаватель: Демина С.В.
2023, февраль.
Аннотация.
В настоящее время приоритетным направлением в воспитательной работе считают духовно-нравственное воспитание. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. «Только личность может действовать на развитие личности, только характером можно образовать характер», - писал великий педагог К.Д. Ушинский. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно на тех классных часах, где классный руководитель говорит о духовных ценностях: о доброте, о милосердии, о любви к людям и природе, о патриотизме. С целью понимания обучающимися таких качеств, как грубость и хамство им было предложено охарактеризовать эти понятия и ответить на вопрос: «Есть ли у вас эти качества?». Анкетирование показало, что таких отрицательных качеств у студентов нет. На классном часе в ходе коллективного поиска истины происходит самооценка суждений и поступков, соотносятся нравственные ценности участников диспута с общечеловеческими ценностями, которые позволяют осмыслить свой нравственный выбор.
Данная работа может быть полезна классному руководителю, психологу, социальному педагогу, ведь все мы сталкиваемся с проблемой грубости среди подростков. Классный час был подготовлен для студентов 2-ого курса Московского колледжа Геодезии и Картографии.
Классный час «Лекарство от грубости и хамства».
Цель: способствовать формированию критического отношения к грубости и хамству у обучающихся, переосмыслению собственного поведения.
Ход мероприятия.
Слово преподавателя.
- Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего классного часа «Лекарство от грубости и хамства».
Грубость —это проявление невежливости в высказывании или в поведении. Эта отрицательная черта характера проявляется в нарушении общепринятых социальных норм, чёрствости, неуважении к людям. Скажу вам честно: грубость укорачивает жизнь человека. Посмотрите на стенд: вы видите различные изречения по нашей теме! Прочитайте их и подумайте, как вы их понимаете? Согласны ли вы с ними? Обсуждение высказываний о грубости:
«Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы»
(У. Шекспир).
«Всё рвётся там, где тонко и лишь человек ломается от грубости» (Д. Руми).
«Грубость рождает ненависть» (Ф. Бэкон).
«Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков» (Аристотель).
Слово преподавателя.
-Сегодня мы обсудим вопросы:
-Что такое грубость?
-В каких случаях люди грубят?
-Должны или не должны мы мириться с грубостью?
-Что такое хамство?
-В чём Вы видите отличие хамства от грубости?
-Как мы должны относиться к проявлениям грубости и хамства?
Ребята высказывают своё мнение по данным вопросам и формулируют основные положения (тезисы) беседы по теме «Грубость».
В беседе по каждому из этих тезисов преподаватель использует афоризмы и пословицы, которые красочно оформлены на стенде:
1.Грубость унижает человека.
Восточная мудрость гласит: «Пока человек отдаётся владычеству гнева, он не бывает человеком». К такому же выводу пришёл и великий педагог
К.Д. Ушинский: «Под влиянием гнева мы возводим иногда такие обвинения на человека, возбудившего в нас гнев, какие показались бы нам забавными в спокойную минуту». А вот что по этому поводу думал один из классиков русской литературы Н.В. Гоголь: «Гнев везде не уместен, а больше всего в деле правом, потому что затемняет и мутит его».
2. Грубость – свидетельство неправоты и бессилия.
Китайская пословица гласит: «Человек, который легко раздражается, не бывает правым».
Уильям Шекспир, великий поэт и драматург, утверждал: «Напрасно думать,
будто резкий тон – признак прямодушия и силы». Также считал и Леонардо
да Винчи, признанный гений эпохи Возрождения: «Поистине всегда там, где не хватает разумных доводов, там их заменяет крик».
3. Грубость нужно и можно изжить.
Великий русский писатель Л. Н. Толстой советовал: «Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься…» Этой же точки зрения придерживался шотландский экономист и философ Адам Смит: «Самообладание в минуту гнева высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха».
Очень интересная мысль содержится в высказывании французского писателя В. Гюго: «Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежегодного чтения хороших книг».
А вот что говорится в пословицах: «Если считаешь себя тигром, другого считай львом». (Киргизская.) Прежде чем сказать, поверни язык семь раз.
(Вьетнамская.) Когда слышишь гром, не спеши выливать воду. (Русская.)
Слово преподавателя.
- Ребята, я хочу Вам прочитать высказывания о грубости советского учёного Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
«Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.
По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово отражаются на окружающих и враждебны самому дорогому, что есть на свете, – человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
-Ребята, согласны ли Вы с высказываниями Лихачёва Дмитрия Сергеевича?
Студенты приводят свои аргументы по данному вопросу.
Слово преподавателя.
-А сейчас Борис Козлов прочитает нам стихотворение «Мир держится на добрых людях» Андрея Дмитриевича Дементьева. Это обращение к совести, уму и сердцу современного человека.
Мир держится на добрых людях.
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
То ничего не будет на земле.
Мир держится на состраданьи,
А не на важности пустой.
Вот кто-то свет потёмкам дарит,
Чтоб озарить жизнь красотой.
Мир держится на милосердьи,
А не на выгоде и лжи.
Никто из нас не минёт смерти,
А потому добро творить спеши.
Быть может, это всё наивно.
Но вижу я в который раз,
Как над землёй бушуют ливни,
Чтоб смыть скопившуюся грязь.
И наше Время чистить надо —
Скопилось столько в нём дерьма —
Насилья, лжи, вражды и смрада,
Что скоро все сойдём с ума.
Так пусть в нас совесть не убудет
И правда не сорвётся вниз…
Мир держится на мудрых людях,
Как держится при солнце жизнь
Слово преподавателя.
-Ребята, какие строчки Вам понравились и почему?Ответ студента:
-Андрей Дементьев говорит о том, что «мир держится на добрых людях, не на агрессии и зле», он верит в то, что люди станут добрыми, искренними, гуманными, честными. Слово преподавателя.
-Ребята, а теперь поговорим о хамстве.
Я считаю, что хамство – это осознанная грубость человека с расчётом остаться безнаказанным.
Вы, наверное много раз слышали от людей выражение: «Как он ведёт себя
по – хамски!» Что же это за человек? Ответы студентов:
-невоспитанный и грубый;
-оскорбляет собеседника;
-сквернословит;
-агрессивный и злой;
-не уважает общество и мнение окружающих;
-пренебрежительно относится к людям;
-высокомерный и наглый;
-поведение вызывающее.
-Ребята, встречали ли Вы таких людей в жизни?
Ответы студентов.
- А сейчас Татьяна Зенкина прочитает нам стихотворение Андрея Дементьева, а Вы подумайте над таким вопросом: «Как же нам защититься от хамства?»
У меня от хамства нет защиты.
И на этот раз оно сильней.
Звонкие хрусталики разбиты —
Позывные доброты моей.
Только слышно, как в душе играет
На старинной скрипочке печаль.
И слова для мести выбирает,
Что забыты были невзначай.
У меня от хамства нет защиты.
Беззащитность — за какой же грех!
И опять в волнах моей обиды
Захлебнулся смех.
Ну а хамство руки потирает.
Всё ему пока что сходит с рук.
Сколько мир от этого теряет!
Только нам сплотиться недосуг.
Студенты высказывают свою точку зрения о хамстве.
Слово преподавателя.
-Ребята, как считают психологи, хамство — это осознанное игнорирование норм общественной морали. Хамские отношения возникают вследствие проявления неуважения к обществу или конкретному человеку. Однако в наши дни зачастую лишенные нравственности социальные отношения всячески поощряют проявление хамства. Конечно, это совершается не напрямую, а в результате молчаливого принятия обществом хамов и грубиянов. Но подобное формирование отношений и есть поощрение хамства, которое характеризуется как стремление к самоутверждению за счет более высоконравственных собеседников.
Зачастую хамы — это невоспитанные люди с заниженной самооценкой, абсолютно уверенные в своей безнаказанности, потому как оскорбляют и хамят они, как правило, без свидетелей. Основные факторы проявления хамства в социальных отношениях — отсутствие хорошего воспитания, неспособность ясно и корректно выражать свое мнение, страх перед проблемами и неумение преодолевать трудности. Если в разговоре с хамом промолчать не получается, постарайтесь не вести дискуссию на повышенных тонах. Грубиян хочет бурной ответной реакции, нервозности, крика. Тогда он будет выглядеть пострадавшим.
-Ребята, я благодарю всех за ваше творческое участие в разговоре.
Рефлексия: комфортно ли я себя чувствовал во время классного часа; могу ли я логично и спокойно изложить свои мысли; интересна ли мне методика проведения дискуссии; смог ли я понять точку зрения выступающего; на какие темы я хотел бы порассуждать в следующий раз.
Слово преподавателя.
- Ребята, я предлагаю вам написать сочинение – рассуждение на тему
«Почему важно быть вежливым?»
8