Обучающее занятие в 3 классе на тему «Лекарство от болезни»
Занятия 5.
«Лекарство от болезни»
Цель: способствовать формированию представлений о соблюдении правил употребления лекарственных средств.
Задачи:
- исследовать уровень информированности детей о последствиях бесконтрольного употребления лекарственных средств;
- сформировать у детей представление о том, что лекарства могут давать родители и по назначению врача;
- разработать алгоритм поведения ребенка, который заболел;
- закрепить навыки саморегуляции своего самочувствия;
- способствовать формированию ответственности за свое поведение и здоровье.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников.
2. Сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать ситуации и тексты из различных источников, чтобы разбираться и понимать, как нужно вести себя, когда ты болеешь.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности.
2. Оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять задачу занятия.
4. Планировать свои действия.
5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Разрабатывать алгоритм поведения в ситуации болезни.
Ход занятия.
Добрый день, ребята!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Здороваться мы сегодня будем следующим образом: обращаемся к соседу справа называя его имя, говорим ему здравствуй, и пожелание на сегодняшний день.
Вывод: Большинство из вас пожелали свои одноклассникам здоровья. Мне хотелось, чтобы вы были все здоровы, ведь так не охота болеть и лежать в постели, когда все ребята гуляют на улице, катаются на коньках и лыжах.
Внимание на экран. Мультик «Азбука здоровья. Лекарства» («Смешарики»)
Как вы думаете – о чем пойдет речь.
Да действительно ребята тема нашего занятия «Лекарства».
Так или иначе, мы снова возвращаемся к такому понятию как здоровье.
Что такое здоровье?
Ответы ребят (хорошее самочувствие, когда ничего не болит; хорошее настроение).
На первой парте лежат словари. Я попрошу выйти к нам 4 добровольцев.
Ваша задача найти в словарях понятие ЗДОРОВЬЕ и нам зачитать.
(На столах лежат 4 словаря разных автора).
А как вы понимаете физическое здоровье?
Ответы ребят (когда я хорошо себя чувствую, у меня ничего не болит, мне хорошо и радостно).
Вы действительно правы: физическое здоровье- это состояние вашего тела.
А как понимается психическое здоровье?
Ответы ребят ( хорошее настроение; ни с кем не ссорюсь).
И тут вы правы: психическое здоровье – уравновешенное, спокойное состояние, нет злости и обиды, на душе комфорт. (Душа поёт).
Как вы понимаете выражение духовное здоровье
Ответы ребят: (это его интересы, увлечения, хобби)
Внимание на экран:
физическое
Здоровье психическое
духовное
Что говорит о полном здоровье человека?
( здоровый человек должен здоров физически, психически и нравственно).
А. Чехов писал: « В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Упражнение «Ассоциация»
Учащимся предлагается следующее: я говорю слово «Здоровье», следующий должен назвать ассоциацию к этому слову, следующий участник ассоциацию на то слово, которое сказали перед ним и т.д.
Назовите слово, противоположное по смыслу слову « здоровье»?
Ответы ребят: (болезнь).
Что такое болезнь?
Ответы ребят: (когда в организме что-то расстраивается).
Болезнь- это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма.
Как ты себя чувствуешь, когда ты болеешь?
Ответы ребят: ( плохо, настроения нет, завидую тем, кто играет…).
Во время болезни страдает и физическое, и психическое, и духовное здоровье. Недаром в народе говорят: «Когда болеешь, и свет не мил».
Природа поступила мудро. Как только мы заболеваем, в организме загорается «красный цвет» - сигнал опасности. И тут включается весь организм, каждая его клеточка борется с микробами, инфекцией, болезнью. Это работают защитные барьеры организма.
Но организм не всегда в силах справиться с болезнью?
Что тогда приходит к нам на помощь?
Ответы детей: (лекарства).
За окном у нас зима. Стало холодно. Люди в это время года, как правило, чаще болеют. Им требуется лечение. Вот сегодня мы с вами и поговорим о том, как правильно лечиться и чем лечится. И кто должен отвечать за наше лечение.
Сказка о лекарствах.
В одном домике жили-были лекарства. Однажды стали они хвалиться своей красотой и пользой. «Вот я, какая красивая, круглая, покрыта красной блестящей эмалью. Если животик заболит, то я смогу помочь», - говорила одна таблетка. «А я двухцветная, яркая и вытянутая, я помогаю от головной боли», - говорила другая. «А я сладкий, вкусный зелененький сироп, меня пьют от кашля», - говорил бутылек с ложечкой на крышке. Так они долго кричали и спорили, кто из них красивее и полезнее. Но вдруг дверка домика открылась, и кто-то их достал, вытащил из упаковок и бутылочек и всех перемешал. «Ой, какие они красивые, яркие, блестящие, ну прямо конфетки», - услышали таблетки детский голос. «Да, мы красивые!» - обрадовались таблетки. «Но мы же не конфеты!» - возмутились они…
Дорогие дети, а что было дальше, мы сейчас узнаем от вас самих.
Упражнение «Придумай сказку»
Предлагаю друг за другом придумывая по одному предложению, закончить сказку.
(По ответам детей можно судить о критичности их отношения к лекарствам и опыте поведения в похожих ситуациях)
В зависимости от ответов задать детям следующие вопросы:
Чем детей привлекают таблетки?
Какие лекарства вы знаете?
Что может произойти с ребенком, если он съест без спросу таблетки?
Где мы их покупаем?
А можно ли детям покупать лекарства?
А кто может разрешить ребенку есть таблетки?
Проблемная ситуация.
Мама на работе, ребенок пришёл из школы, у него очень болит голова, его знобит, он чувствует слабость. Мальчик вспомнил, что когда его мама болела, она пила таблетки, которые ей помогли. Ребенок достал таблетку из знакомой коробки и выпил её… .Что может произойти дальше?
Как бы вы поступили?
Ответы ребят: (вызвали врача, позвонили маме или папе, позвали бабушку, дождались маму и т.д.)
Бывает так дети, что когда ребенок заболел, приходится вызывать специалиста. Врач – специалист с высшим медицинским образованием. Он 6 лет обучался в университете. Он изучил весь организм человека и причины болезней, поэтому он знает, точно, какие лекарства могут помочь в каждой конкретной ситуации.
По окончании учебы каждый врач дает клятву Гиппократа - «не навреди».
Поэтому свое здоровье мы смело доверяем врачу.
Кто был в кабинете врача?
Что напоследок вам выписывает врач?
(рецепт)
Что там указывается?
(какое лекарство, доза, время приема).
Лекарство - медицинское средство, в нем содержится много разных веществ и мы не знаем, при каких условиях они оказывают лечебное воздействие. Поэтому, чтобы себе не навредить, лекарство нужно принимать по рецепту врача.
Итог надо строго следовать предписанию врача.
Что это? (аптечка)
У кого дома есть домашняя аптечка?
Где хранится?
( Аптечка должна находиться в месте, недоступном для детей).
Как обращаться с домашней аптечкой?
(Осторожно! Только взрослые могут пользоваться ей. Многие таблетки похожи на витамины, можно их перепутать, съесть и заболеть).
Упражнение «Либо-либо»
Детям предлагается встать справа или слева, выбрав слово химические лекарства или лекарственные травки.
Дети выходят к доске и встают по сторонам. Далее они объясняют почему выбрали это слово и если им захочется поменять мнение могут перейти на другую сторону.
О лекарственных травах мы ребята поговорим на следующем занятии.
Домашним заданием по желанию будет сообщение о лекарственном растении 7-8 предложений (необычные факты).
А теперь дети внимание на экран:
Аркадий Паровозов спешит на помощь «Почему нельзя есть лекарства без спроса».
Рефлексия.
Предлагаю посмотреть на экран и продолжить одно из предложений.
После классного часа я…
Больше всего мне запомнилось…
Сейчас я задумаюсь…
Для меня классный час…
Список используемой литературы.
Ресурсы здоровья: Профилактика рискованных видов поведения у детей дошкольного возраста: Методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Лозовой. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета; МЦ «Холис», 2005. - 100 с.
Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет., Москва, 2000 г.
Ткачева О.Ю., Маленкова Н.Ю. Формирование здорового образа изни и профилактика социально обусловленных заболеваний: В 3 ч. 1: сборник методических материалов для педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальной ступени общеобразовательной школы. – Пермь: ОТ и ДО, 2009. – 136 с.