Классный час «Лесные пожары»
Пояснительная записка к презентации
Цель: учащиеся смогут аккумулировать знания о ценности леса для всего живого на Земле, будут знать причины возникновения лесных пожаров и правила поведения при возникновении чрезвычайной ситуации в лесу, смогут через составление памяток – листовок выразить свое отношение к лесному богатству, способах его сохранения и защиты от пожаров.
Оборудование: презентация «Лесные пожары»
презентация «Лесные пожары»
PPT / 4.44 Мб
Эмоциональный настрой |
Поэтическая зарисовка |
|
Беседа о значении леса |
-Как-то я услышала двустишие – Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен? Часто мы слышим такие слова «Лес – наше богатство». -Вы согласны с этим утверждением? -Попробуем рассказать, почему? |
на доске по ходу обсуждения выдвигаются и записываются версии, высказываемые детьми Например: лес – это (дом для животных, дары леса, источник кислорода, дает возможность отдохнуть, расслабиться, источник древесины и т.д.)
В случае затруднений учитель с помощью наводящих вопросов приводит обучающихся к выводу о том, что лес – это: поставщик кислорода; защищает почву препятствует разрушению берегов рек и озер; поглощает часть атмосферных химических загрязнений; благоприятно влияет на здоровье человека; является источником древесины, растительных и животных продуктов. |
Введение в тему |
-А вы знаете, что в самом обычном лесу нас могу подстерегать опасности? Как вы думаете, какие опасности таит в себе лес? Вот вам зашифрованное предложение. Прочитаете и узнаете, какая самая страшная опасность в лесу. К Л У Е Ч С Г Н В О Ы Й Р П Д О Э Ж В А Т РКрасивая легенда гласит о том, как появился огонь у людей….
А я вам хочу рассказать сказку Сказка об огне Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал всё подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека: Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица «Дерево с огнём не дружит». Если небрежно обращаться с огнём - может прийти беда! -Почему мы сегодня поднимаем эту тему? Пожароопасный сезон в лесу начинается весной, когда растает снег и длится порой до глубокой осени. Районы, в которых бушуют лесные пожары, объявляют зоной бедствия. И в наших лесах ежегодно бывают пожары. Вы все о них слышали и даже видели. |
(Заблудились, напали дикие звери, гроза, огонь) Лесной пожар Просматривают слайд |
Беседа о вреде лесного пожара |
-Лесные пожары приносят огромный вред. Какой? А от чего может начаться лесной пожар? - Какие причины лесного пожара вы можете назвать кроме молнии?
-Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины: источника огня среди деревьев нет. Часто случайная молния поджигает лес. Но чаще всего это делает человек" |
примерные ответы детей: горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки; зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках; охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся; брошенная горящая спичка; непогашенный окурок; брошенный в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный материал; заправка топливом баков машин при работающем двигателе; использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим; курение или пользование открытым огнём вблизи машин, заправляемых горючим; непотушенный костёр; разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности; оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д. |
Рассказ учителя о видах лесных пожаров |
Лесные пожары представляют неуправляемое горение растительности, распространяющееся по территории леса. В зависимости от того, на каких высотах распространяется огонь, лесные пожары подразделяются на виды: низовые, подземные и верховые. Низовые лесные пожары развиваются в результате сгорания подлеска хвойных пород, надпочвенного слоя опада ( опавшая хвоя, листья, кора, валежник, пни) и живой растительности (мха, лишайников, трав, кустарников). Фронт низового пожара при сильном ветре движется со скоростью до 1 км/ч, при высоте 1,5-2 м. Низовые пожары могут быть скоротечными и обычными. Скоротечные пожары характеризуются быстро продвигающимся пламенем и дымом светло-серого цвета. Обычные низовые пожары распространяются относительно медленно. Отличаются полным сгоранием живого и мертвого надпочвенного покрова. Верховые лесные пожары представляют собой сгорание надпочвенного покрова и биомассы древостоя. Скорость их распространения 25 км/час. Развиваются из низовых пожаров, когда засуха сочетается с ветреной погодой. Верховые пожары могут быть скоротечными и обычными. Подземные (почвенные) лесные пожары являются стадиями развития низовых пожаров. Они возникают на участках с торфяными почвами. Огонь проникает под землю через щели у стволов деревьев. Горение происходит медленно, беспламенно. После сгорания корней деревья падают, образуя завалы. Торфяные пожары - являются результатом возгорания слоев торфа на различной глубине. Они охватывают большие площади. Торф горит медленно, на глубину залегания. Выгоревшие места опасны, так как в них проваливаются участки дорог, техника, люди, дома. А кто-нибудь знает, как называется наука о лесных пожарах? Называется наука о лесных пожарах – ЛЕСНАЯ ПИРОЛОГИЯ Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляют зоной бедствия. |
|
Беседа о правилах пожарной безопасности |
-Для уменьшения риска возникновения пожаров огромное значение имеет соблюдение установочных правил пожарной безопасности. Запрещается бросать в лесу горящие спички, окурки. Если вы решили разжечь костер, то надо знать, как правильно это сделать” Вспомните, о каких правилах разведения костра мы говорили на уроках “Окружающего мира”? -У вас на партах есть еще правила, сравните и скажите, какие новые правила вы узнали? |
Дети не должны разводить костер одни, без взрослых. Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться. Нельзя разводить костер под деревьями. Перед разжиганием костра надо приготовить топливо. Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся яме. Нельзя разводить костер зажигалкой. Обязательно наблюдайте за горящим костром. Уходя, надо погасить костер: залить водой или засыпать землей. |
Беседа о правилах пожарной безопасности |
-А теперь давайте представим ситуацию: Находясь в лесу, вы почувствовали запах дыма. Вы поняли, что оказались в зоне лесного Итак, что же делать, если вы попали в зону пожара? |
Есть несколько правил поведения, если вы попали в зону пожара. Если вы увидели, что огонь только-только начал разгораться, при вас, можно попытаться сбить пламя веником из зеленых веток или забросать огонь песком (землей). Если пожар сильный – как можно скорее покиньте опасное место. Бегите навстречу ветру. Выбежав, немедленно сообщите о пожаре взрослым, или в пожарную службу по телефону 01. Если сильно задымлено, трудно дышать, нос и рот надо прикрыть мокрой тряпкой – платком, подолом рубахи... Если вы знаете, что недалеко от села (города) бушует лесной пожар, не ходите туда, там опасно! Взрослые люди справятся с огнем без вас. Дети к тушению пожара не допускаются! |
Формулирование вывода |
-Тушением лесных пожаров занимается специальная служба МЧС. Они же занимаются и охраной леса. -Чтобы не случилось в лесу беды, лесного пожара, за лесом надо ухаживать, охранять его. Этим и занимается лесхоз. А чтобы сберечь лес, лесхозу нужна помощь всего населения и даже детей. Я узнал, что у меняЕсть огромная родня: И тропинка, и лесок, И деревья, и кусток. Звери, птицы и жуки, Муравьи и мотыльки... Все, что рядышком со мною – Это все мое, родное! Как же мне в краю родном Не заботиться о нем! Если брошу мусор я, Если бросишь спичку ты, Если все – и я, и ты, Не погасим вдруг костры – Загорится лес тогда И погибнут все деревья, Звери, птицы, муравьи. Не останется на свете Этой дивной красоты! Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни!
О чем заставляют задуматься эти поэтические строки? |
Читают дети |
Творческие задания |
Конкурс "Лесные поэты" Раздать детям карточки, на которых написаны либо первые строчки стихов, либо рифмующиеся окончания строк. Если на миг от костра отлучиться, Перестань с огнем шалить! Свалилось горе на зверят. Конкурс "Литературная викторина" |
Дети должны придумать стихотворения сами и затем прочитать их классу. Примерные варианты Дети должны узнать произведения , в которых упоминается огонь как явление или случаи возникновения пожара |
Заключение |
Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия. Нужна помощь всего населения..Основную роль в предотвращении лесных играет разъяснительная работа, воспитание у людей бережного отношения к природе. А при особой пожарной обстановке – полного запрета на посещение лесных угодий. С наступлением в лесу пожароопасного сезона население предупреждается об этом с помощью газет. Радио, телевидения, а также плакатов, вывешенных в людных местах |
Просмотр слайдов с листовками. Детям предлагается в завершении придумать и нарисовать свой плакат. (можно предложить в качестве домашнего проектного задания) |