12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Номоконова Анна Александровна275
Россия, Еврейская АО, Биробиджан

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

Экожурнал

«Внимание! Лесные пожары!»

Рекомендовано мероприятие

для учащихся 5- 7 классов

Составила и провела :

Номоконова Анна Александровна,

учитель биологии и географии

г. Биробиджан

Цель: Расширение знаний учащихся о лесных пожарах.

Задачи:

Познакомить учащихся с экологическими проблемами.

Закрепить и расширить знания учащихся о правилах поведения в лесу.

Показать важность сохранения лесных сообществ.

 

Оборудование:

Презентация «Страницы экожурнала»

Брошюра «Осторожно! Лесной пожар» - 3 экз. (для работы команд)

Карточки с заданиями (вопросами) страничек экожурнала: «Береги зеленый океан!», «Правила пожарной безопасности в лесу», «Зелёная аптека».

Тест «Умеешь ли ты охранять природу?» - 15 экз. (на каждую парту)

1-й ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые гости ! Мы собрались с вами в канун Международного Дня Земли, который отмечают 22 апреля. Именно в этот день в 1970 году более 20 миллионов американцев отмечали День Земли. Сознание этих людей разбудила трагедия, которая произошла в 1969 годувозле курортного городка Санта-Барбара из скважины разлились миллионы тонн нефти. Смертоносная пленка нефти, убивающая все живое, накрыла огромные пространства пляжа и океанических вод. Люди решили посвятить один день в году защите нашей бедствующей ПЛАНЕТЕ.

2-й ведущий: В этот день проводятся акции и мероприятия по спасению окружающего нас мира.

1-й ведущий: По спасению нашего дома, в котором есть леса, реки, озера, болота, горы, равнины, пустыни и степи. Дом над которым синеее небо и стаи птиц.

2-й ведущий: Дом, в котором цветущие поля и порхающие над ними бабочки.

1-й ведущий :Дом, в котором есть зеленые и голубые океаны, полные жизни и добра.

2-й ведущий 12 апреля 1961 года мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Землигражданином нашей страны Юрием Гагариным. Увидев Землю из космоса, он воскликнул: «Какая она красивая!»

1-й ведущий: Сегодня из космоса мы видим израненную Землю.

2-й ведущий: Земля изранена деятельностью человека. Сегодня на ней множество черных пятен, на которых отсутствует растительность, животный мир и «живая» вода.

1-й ведущий: Такие пятна возникли на нашей планете «благодаря» человеку, который хищнически уничтожал и продолжает уничтожать леса, животных, загрязняет реки, озера, моря и океаны. Потому что всю свою жизнь люди жили и продолжают жить со словами: «на мой век хватит».

2-й ведущий: Черные пятна на Земле возникли в результате лесных пожаров.

1-й ведущий: Да, каждую осень, весну и лето мы слышим с экранов телевизоров о том, что в той или иной части нашей планеты вспыхивают лесные пожары, жертвами которых являются не только растения, животные, но и жители многих городов и посёлков.

2-й ведущий: Лесной пожарэто стихийное, неуправляемое распространение огня, которое уничтожает все на своем пути.

2-й ведущий: Страшно подумать, во что бы превратилась Земля, если бы люди всей Земли не одумались и не протянули руку помощи бедствующей планете.

1-й ведущий: (читает отрывок из рассказа «Роща» Номоконовой А.А)

« в роще много тропинок, вдоль которых рядом друг с другом растут береза, черемуха и красавица рябина. Они разные, но живущие в мире и согласии. А вот ель, ребятишки называют её ёлкой, на вершине которой висят шишки, словно бусы. Знакомая тропинка ведет к ручью, попадаются грибы. Их осенью срезают и укладывают в корзинку, а кто-то выкручивает, вырывает вместе с грибницей.

Привал. Разожгли костер. Поели и пошли дальше, оставив в награду за все прекрасное: банки и полиэтиленовые мешки под кустами, горящие угли костра, подмигивающие на прощание...»

2-й ведущий: Так излюбленные места многих горожан и селян постепенно превращаются в безжизненные островки планеты.

1-й ведущий: Приглашаем всех присутствующих на первую страничку нашего экожурнала «БЕРЕГИ ЗЕЛЕНЫЙ ОКЕАН!»

2-й ведущий: Мы вспомним простые правила поведения в лесу, с которыми вы познакомились на уроках природоведения, биологии при помощи вопросов:

Почему, особенно весной и вначале лета, нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры? ( Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей искать укромные места.)

Что произойдет с деревом, если на коре сделать надписи и рисунки? ранки попадут споры гриба-трутовика, которые в скором времени разрушат поврежденное дерево.)

Вы увидеди гнездо птицы. Как сохранить его? ( Не вытаптывать траву около гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

Как правильно собирать грибы?(Чтобы не повредить грибницу, ножку гриба надо аккуратно срезать ножом, но не в коем случае не выкручивать и не сбивать,. Если ножа нет , то рекомендуем очень осторожно выкрутить гриб, а ямку засыпать землей и прикрыть мхом.)

Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)

Чем грозит лесу пребывание в нем большого количества людей? (Отдыхающие в лесу нередко обрубают живые сучья, ранят кору, делают надрезы для сбора сока. Массовый сбор цветов приводит к быстрому исчезновению из леса растений. Большой вред причиняет лесу костёрпричина лесного пожара. Если пламя костра находится поблизости от стволов деревьев, оно сильно их нагревает. Высокая температура может вызвать гибель тканей, расположенных непосредственно под корой, и тогда год-дваи дерево погибнет)

Как можно уменьшить вред, который причиняют лесу отдыхающие? (Нельзя допускать, чтобы люди разбредались по всему участку леса и вытаптывали всю территорию. Гораздо лучше, когда для отдыха отведены определенные участки.)

Каковы причины лесных пожаров? (Не потушенный костер, окурок, молния.)

1-й ведущий: Молодцы! Правила поведения в лесной зоне вы все хорошо знаете. А вот на восьмой вопрос странички «БЕРЕГИ ЗЕЛЕНЫЙ ОКЕАН!» не все причины лесных пожаров были названы, поэтому мы приглашаем вас на страницу «ПРИЧИНЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ» (рассказывают о причинах возникновения лесных пожаров члены НОУ)

1-й участник НОУ: Лесные пожары возникают от самых разнообразных причин, которые делятся на три группы: антропогенные (связанные с деятельностью человека), климатические и геологические.

2-й участник НОУ: К антропогенным факторам относятся все случаи неосторожного обращения человека с огнем: разведение в лесу огня для варки пищи, защиты от комаров, согревания; непогашённые спички, окурки, тлеющие охотничьи пыжи, пуск сельскохозяйственных палов, искры от машин и поездов, линий электропередач, поджоги с различными целями.

1-й участник НОУ: К природным причинам возникновения пожаров относятся климатическиемолнии (грозовые разряды). Электрические разряды проходя через ствол дерева разрывают его на части и от высокой температуры 9 температура в канале молнии составляет 25 тыс. градусов) происходит воспламенение самого дерева, затем воспламеняется надпочвенный покров и в дальнейшем возникает лесной пожар. Чаще всего загорание от молнии происходит при засушливых погодных условиях.

2-й участник НОУ: К геологическим факторам относятся извержения вулканов, падение метеоритов, возгорание каменного угля и торфа.

2-й ведущий: Анализируя источники лесных пожаров можно сказать , что более чем на 80% случаев основной причиной пожаров является деятельность человека.

1-й ведущий: Сейчас за окном весна. В это время года многие стараются больше времени проводить на свежем воздухе за пределами города, но надо помнить о том , что наступил пожароопасный сезон. Поэтому находясь в весеннем лесу необходимо помнить о Правилах пожарной безопасности.

2-й ведущий: Нас ждет следующая страничка экожурнала «ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСУ». На экране предложения. Перед каждым предложением необходимо вставить частицу «НЕ», тогда правила будут настоящими:

.бросать горящие спички, окурки и золу из курительных трубок (Не бросать горящие спички, окурки и золу из курительных трубок);

...употреблять на охоте пыжи их легковоспламеняющихся и тлеющих материалов (Не употреблять на охоте пыжи из легковоспла-меняющихся и тлеющих материалов).

курить и пользоваться открытым огнем вблизи заправляемых топливом машин (НЕ курить и НЕ пользоваться открытым огнем вблизи заправляемых топливом машин);

оставлять в лесу стеклянные емкости (бутылки, банки) (НЕ оставлять в лесу стеклянные емкости (бутылки, банки);

заправлять топливом баки двигателей внутреннего сгорания при работающих двигателях (НЕ заправлять топливом баки двигателей внутреннего сгорания при работающих двигателях);

...эксплуатировать машины с неисправной системой питания (НЕ эксплуатировать машины с неисправной системой питания);

...проводить выжигание сухой травы на лесных полянах и лугах, стерни на полях и примыкающих к лесам земельных кчастках и в защитно-озеленительных лесонасождениях, в том числе сельскохозяйственные палы (НЕ проводить выжигание сухой травы на лесных полянах и лугах, стерни на полях и примыкающих к лесам земельных кчастках и в защитно-озеленительных лесонасождениях, в том числе сельскохозяйственные палы);

...оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в непредусмотренных специально для этого местах (НЕ .оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в непредусмотренных специально для этого местах)

Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием, но это ещё не всё. Вам предстоит решить тест «Умеешь ли ты охранять природу?». Выберите один из трех ответов к вопросу, который больше других для вас подходит. Отвечайте честно и не старайтесь специально набрать побольше или поменьше баллов, все равно не угадаете, да и результат будет не верным. Напротив каждого ответа стоит количество баллов. Итак, у вас пять вопросов и значит будет пять ответов с количеством баллов. Сложите эти баллы вместе и по сумме определи, к какой группе юных друзей природы вы относитесь. Желаем удачи!

(на выполнение теста -5 мин)

ВОПРОС 1: Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, но очень красивый цветок. Как ты поступишь?

Полюбуюсь на него и пойду дальше. - 1б.

Засушу его для школьного кабинета биологии. - 3б.

Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу. - 5б.

ВОПРОС 2: Ты нашел гнездо с птицами. Твои действия?

Покормлю птенцов. - 3б.

Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели. - 5б.

Буду наблюдать издали. - 1б.

ВОПРОС 3: Ребята собрались в лес за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?

Пойду, но буду собирать очень осторожно. - 5б.

Не пойду и других не пущу. - 3б.

Сначала расспрошу учителя биологии. - 1б.

ВОПРОС 4: После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?

Взял бы с собой, чтобы выбросить в машину, которая вывозит мусор. - 3б.

Отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился. - 5б.

Закопал бы в землю. - 1б.

ВОПРОС 5: Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

Почти все знаю и всегда ее охраняю. - 3б.

Кое-что знаю, но хотел бы знать больше. - 1б.

Я люблю природу, но мы еще этого не проходили. - 5б.

РЕЗУЛЬТАТ:

ГРУППА №1(от 5 до 11 б.): если бы все люди были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь много о природе, но и умеешь её охранять. Главноене останавливайся, стремись узнать больше!

ГРУППА № 2( от 12 до 18 б.):ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты ( с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.

ГРУППА3 ( от 19 до 25 б.):ты, наверное любишь природуэто хорошо, но ты так мало о ней знаешь...Тебе больше всего надо изучать жизнь растений, повадки животных, а пока ты ещё знаешь немного.

1-й ведущий: Конечно же мы все любим находиться в лесу. Мы любим сидя у костра послушать пение птиц и шёпот листьев деревьев. А кто знает, как правильно разводить костер?

2-й ведущий: Нас ждет следующая страничка «КОСТРОВОЙ». Вам помогут правильно развести костер ребята из НОУ нашего Центра.

1-й участник НОУ: Представьте, что мы с вами находимся в лесу и решили устроить костер, чтобы приготовить настоящий лесной чай.

2-й участник НОУ: Но надо помнить, что место для костра необходимо выбирать в зависимости от времен года и погодных условий.

1-й участник НОУ бесснежный пожароопасный период для разведения костра необходимо использовать специально оборудованные места или старые кострища, песчаные или галечниковые косы.

2-й участник НОУ: Никогда не разводите большой костер! Небольшой, но хорошо сложенный дает достаточно тепла , чтобы можно было согреться и приготовить чай.

1-й участник НОУ: Никогда не разводите костер на подстилке из мха и лишайников, рядом с сухой травой или кустарником.

2-й участник НОУ: Раскладывайте костер подальше от нависающих ветвей, трухлявых пней, бревен.

1-й участник НОУ: Очистите место от сухой травы, шишек и обложите место будущего костра камнями.

2- участник НОУ: Никогда не оставляйте костер без присмотра!

1-й участник НОУ: Покидая место отдыха тщательно залейте костер водой, затем разворошите его и залейте еще раз, пока он не перестанет парить.

2-й участник НОУ: Убедитесь, что костер действительно потух и только потом покидайте место вашего отдыха.

1-й ведущий: Леса нашей планеты стоят на страже нашего здоровья. Они не только поглощают из атмосферы вредные для человека газы, задерживают пыль и очищают воздух от микробов. Лесаэто настоящие кладовые, в которых произрастают лекарственные растения и для того чтобы приготовить настоящий лесной чай необходимо хорошо из знать. Нас встречает страничка «ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА».

Внимание мы приготовили вопросы на которые вы сможете ответить с помощью ваших учителей. Итак, вперед!

Какие болезни лечит береза? (Почки березы используют как мочегонное, потогонное и желчегонное средство)

Как используют липовый цвет?( Заваривают чай при простуде и кашле.)

При каких заболеваниях используют кору ивы? (Как вяжущее и жаропонижающее средство)

Из каких растений можно заварить чай в лесу? (Если это лето, можно из Иван-чая, ромашки, липового цвета, а осенью можно использовать плоды ягод брусники, рябины, голубицы, клюквы, шиповника)

2-й ведущий: Мы смогли назвать причины возникновения лесных пожаров, перечислить Правила пожарной безопасности в лесу, правильно развести костер и приготовить лесной чай. Мы приглашаем всех гостей нашего экожурнала на последнюю страничку «ВИДЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ».

1-й ведущий: Лесные пожары бывают трех видов : низовые, верховые и подземные. Мы предлагаем всем присутствующим разделиться на три команды, которые при помощи брошюры «Осторожно! Лесной пожар» (стр.1-3) приготовят экообзор лесных пожаров. Первая команда готовит экообзор «Низовые пожары» (стр.1), вторая - «Верховой пожар» (стр.2), третья - «Подземные лесные пожары» (стр.3). (Для выполнения этого задания - 15 мин.)

2-й ведущий: Мы предлагаем последнюю страничку нашего журнала «ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ». Здесь вы сможете выполнить рисунок- листовку или плакат на противопожарную тематику при помощи красок и карандашей. Лучшие работы мы разместим на страничках нашего журнала , который смогут прочитать многие обучающиеся нашего Центра вместе с родителями и учителями. Желаем вам успехов! (ребята выполняют рисунки, которые после мероприятия будут размещены в холле Центра)

 

1-й ведущий: Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери призвал людей поступать так: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

2-й ведущий:

Смотрю на глобус - шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги».

Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим- не солги,

Ты береги нас, береги» .

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу, Я сберегу вас, сберегу»

( Е. Шкваловский)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.