Экологический журнал «Внимание! Лесные пожары!» (5–7 класс)
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
Экожурнал
«Внимание! Лесные пожары!»
Рекомендовано мероприятие
для учащихся 5- 7 классов
Составила и провела :
Номоконова Анна Александровна,
учитель биологии и географии
г. Биробиджан
Цель: Расширение знаний учащихся о лесных пожарах.
Задачи:
Познакомить учащихся с экологическими проблемами.
Закрепить и расширить знания учащихся о правилах поведения в лесу.
Показать важность сохранения лесных сообществ.
Оборудование:
Презентация «Страницы экожурнала»
Брошюра «Осторожно! Лесной пожар» - 3 экз. (для работы команд)
Карточки с заданиями (вопросами) страничек экожурнала: «Береги зеленый океан!», «Правила пожарной безопасности в лесу», «Зелёная аптека».
Тест «Умеешь ли ты охранять природу?» - 15 экз. (на каждую парту)
1-й ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые гости ! Мы собрались с вами в канун Международного Дня Земли, который отмечают 22 апреля. Именно в этот день в 1970 году более 20 миллионов американцев отмечали День Земли. Сознание этих людей разбудила трагедия, которая произошла в 1969 году — возле курортного городка Санта-Барбара из скважины разлились миллионы тонн нефти. Смертоносная пленка нефти, убивающая все живое, накрыла огромные пространства пляжа и океанических вод. Люди решили посвятить один день в году защите нашей бедствующей ПЛАНЕТЕ.
2-й ведущий: В этот день проводятся акции и мероприятия по спасению окружающего нас мира.
1-й ведущий: По спасению нашего дома, в котором есть леса, реки, озера, болота, горы, равнины, пустыни и степи. Дом над которым синеее небо и стаи птиц.
2-й ведущий: Дом, в котором цветущие поля и порхающие над ними бабочки.
1-й ведущий :Дом, в котором есть зеленые и голубые океаны, полные жизни и добра.
2-й ведущий 12 апреля 1961 года мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином нашей страны Юрием Гагариным. Увидев Землю из космоса, он воскликнул: «Какая она красивая!»
1-й ведущий: Сегодня из космоса мы видим израненную Землю.
2-й ведущий: Земля изранена деятельностью человека. Сегодня на ней множество черных пятен, на которых отсутствует растительность, животный мир и «живая» вода.
1-й ведущий: Такие пятна возникли на нашей планете «благодаря» человеку, который хищнически уничтожал и продолжает уничтожать леса, животных, загрязняет реки, озера, моря и океаны. Потому что всю свою жизнь люди жили и продолжают жить со словами: «на мой век хватит».
2-й ведущий: Черные пятна на Земле возникли в результате лесных пожаров.
1-й ведущий: Да, каждую осень, весну и лето мы слышим с экранов телевизоров о том, что в той или иной части нашей планеты вспыхивают лесные пожары, жертвами которых являются не только растения, животные, но и жители многих городов и посёлков.
2-й ведущий: Лесной пожар — это стихийное, неуправляемое распространение огня, которое уничтожает все на своем пути.
2-й ведущий: Страшно подумать, во что бы превратилась Земля, если бы люди всей Земли не одумались и не протянули руку помощи бедствующей планете.
1-й ведущий: (читает отрывок из рассказа «Роща» Номоконовой А.А)
« в роще много тропинок, вдоль которых рядом друг с другом растут береза, черемуха и красавица рябина. Они разные, но живущие в мире и согласии. А вот ель, ребятишки называют её ёлкой, на вершине которой висят шишки, словно бусы. Знакомая тропинка ведет к ручью, попадаются грибы. Их осенью срезают и укладывают в корзинку, а кто-то выкручивает, вырывает вместе с грибницей.
Привал. Разожгли костер. Поели и пошли дальше, оставив в награду за все прекрасное: банки и полиэтиленовые мешки под кустами, горящие угли костра, подмигивающие на прощание...»
2-й ведущий: Так излюбленные места многих горожан и селян постепенно превращаются в безжизненные островки планеты.
1-й ведущий: Приглашаем всех присутствующих на первую страничку нашего экожурнала «БЕРЕГИ ЗЕЛЕНЫЙ ОКЕАН!»
2-й ведущий: Мы вспомним простые правила поведения в лесу, с которыми вы познакомились на уроках природоведения, биологии при помощи вопросов:
Почему, особенно весной и вначале лета, нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры? ( Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей искать укромные места.)
Что произойдет с деревом, если на коре сделать надписи и рисунки?(В ранки попадут споры гриба-трутовика, которые в скором времени разрушат поврежденное дерево.)
Вы увидеди гнездо птицы. Как сохранить его? ( Не вытаптывать траву около гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)
Как правильно собирать грибы?(Чтобы не повредить грибницу, ножку гриба надо аккуратно срезать ножом, но не в коем случае не выкручивать и не сбивать,. Если ножа нет , то рекомендуем очень осторожно выкрутить гриб, а ямку засыпать землей и прикрыть мхом.)
Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)
Чем грозит лесу пребывание в нем большого количества людей? (Отдыхающие в лесу нередко обрубают живые сучья, ранят кору, делают надрезы для сбора сока. Массовый сбор цветов приводит к быстрому исчезновению из леса растений. Большой вред причиняет лесу костёр — причина лесного пожара. Если пламя костра находится поблизости от стволов деревьев, оно сильно их нагревает. Высокая температура может вызвать гибель тканей, расположенных непосредственно под корой, и тогда год-два — и дерево погибнет)
Как можно уменьшить вред, который причиняют лесу отдыхающие? (Нельзя допускать, чтобы люди разбредались по всему участку леса и вытаптывали всю территорию. Гораздо лучше, когда для отдыха отведены определенные участки.)
Каковы причины лесных пожаров? (Не потушенный костер, окурок, молния.)
1-й ведущий: Молодцы! Правила поведения в лесной зоне вы все хорошо знаете. А вот на восьмой вопрос странички «БЕРЕГИ ЗЕЛЕНЫЙ ОКЕАН!» не все причины лесных пожаров были названы, поэтому мы приглашаем вас на страницу «ПРИЧИНЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ» (рассказывают о причинах возникновения лесных пожаров члены НОУ)
1-й участник НОУ: Лесные пожары возникают от самых разнообразных причин, которые делятся на три группы: антропогенные (связанные с деятельностью человека), климатические и геологические.
2-й участник НОУ: К антропогенным факторам относятся все случаи неосторожного обращения человека с огнем: разведение в лесу огня для варки пищи, защиты от комаров, согревания; непогашённые спички, окурки, тлеющие охотничьи пыжи, пуск сельскохозяйственных палов, искры от машин и поездов, линий электропередач, поджоги с различными целями.
1-й участник НОУ: К природным причинам возникновения пожаров относятся климатические — молнии (грозовые разряды). Электрические разряды проходя через ствол дерева разрывают его на части и от высокой температуры 9 температура в канале молнии составляет 25 тыс. градусов) происходит воспламенение самого дерева, затем воспламеняется надпочвенный покров и в дальнейшем возникает лесной пожар. Чаще всего загорание от молнии происходит при засушливых погодных условиях.
2-й участник НОУ: К геологическим факторам относятся извержения вулканов, падение метеоритов, возгорание каменного угля и торфа.
2-й ведущий: Анализируя источники лесных пожаров можно сказать , что более чем на 80% случаев основной причиной пожаров является деятельность человека.
1-й ведущий: Сейчас за окном весна. В это время года многие стараются больше времени проводить на свежем воздухе за пределами города, но надо помнить о том , что наступил пожароопасный сезон. Поэтому находясь в весеннем лесу необходимо помнить о Правилах пожарной безопасности.
2-й ведущий: Нас ждет следующая страничка экожурнала «ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСУ». На экране предложения. Перед каждым предложением необходимо вставить частицу «НЕ», тогда правила будут настоящими:
….бросать горящие спички, окурки и золу из курительных трубок (Не бросать горящие спички, окурки и золу из курительных трубок);
...употреблять на охоте пыжи их легковоспламеняющихся и тлеющих материалов (Не употреблять на охоте пыжи из легковоспла-меняющихся и тлеющих материалов).
курить и пользоваться открытым огнем вблизи заправляемых топливом машин (НЕ курить и НЕ пользоваться открытым огнем вблизи заправляемых топливом машин);
… оставлять в лесу стеклянные емкости (бутылки, банки) (НЕ … оставлять в лесу стеклянные емкости (бутылки, банки);
… заправлять топливом баки двигателей внутреннего сгорания при работающих двигателях (НЕ заправлять топливом баки двигателей внутреннего сгорания при работающих двигателях);
...эксплуатировать машины с неисправной системой питания (НЕ эксплуатировать машины с неисправной системой питания);
...проводить выжигание сухой травы на лесных полянах и лугах, стерни на полях и примыкающих к лесам земельных кчастках и в защитно-озеленительных лесонасождениях, в том числе сельскохозяйственные палы (НЕ проводить выжигание сухой травы на лесных полянах и лугах, стерни на полях и примыкающих к лесам земельных кчастках и в защитно-озеленительных лесонасождениях, в том числе сельскохозяйственные палы);
...оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в непредусмотренных специально для этого местах (НЕ .оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в непредусмотренных специально для этого местах)
Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием, но это ещё не всё. Вам предстоит решить тест «Умеешь ли ты охранять природу?». Выберите один из трех ответов к вопросу, который больше других для вас подходит. Отвечайте честно и не старайтесь специально набрать побольше или поменьше баллов, все равно не угадаете, да и результат будет не верным. Напротив каждого ответа стоит количество баллов. Итак, у вас пять вопросов и значит будет пять ответов с количеством баллов. Сложите эти баллы вместе и по сумме определи, к какой группе юных друзей природы вы относитесь. Желаем удачи!
(на выполнение теста -5 мин)
ВОПРОС 1: Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, но очень красивый цветок. Как ты поступишь?
Полюбуюсь на него и пойду дальше. - 1б.
Засушу его для школьного кабинета биологии. - 3б.
Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу. - 5б.
ВОПРОС 2: Ты нашел гнездо с птицами. Твои действия?
Покормлю птенцов. - 3б.
Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели. - 5б.
Буду наблюдать издали. - 1б.
ВОПРОС 3: Ребята собрались в лес за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
Пойду, но буду собирать очень осторожно. - 5б.
Не пойду и других не пущу. - 3б.
Сначала расспрошу учителя биологии. - 1б.
ВОПРОС 4: После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
Взял бы с собой, чтобы выбросить в машину, которая вывозит мусор. - 3б.
Отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился. - 5б.
Закопал бы в землю. - 1б.
ВОПРОС 5: Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
Почти все знаю и всегда ее охраняю. - 3б.
Кое-что знаю, но хотел бы знать больше. - 1б.
Я люблю природу, но мы еще этого не проходили. - 5б.
РЕЗУЛЬТАТ:
ГРУППА №1(от 5 до 11 б.): если бы все люди были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь много о природе, но и умеешь её охранять. Главное — не останавливайся, стремись узнать больше!
ГРУППА № 2( от 12 до 18 б.):ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты ( с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.
ГРУППА № 3 ( от 19 до 25 б.):ты, наверное любишь природу — это хорошо, но ты так мало о ней знаешь...Тебе больше всего надо изучать жизнь растений, повадки животных, а пока ты ещё знаешь немного.
1-й ведущий: Конечно же мы все любим находиться в лесу. Мы любим сидя у костра послушать пение птиц и шёпот листьев деревьев. А кто знает, как правильно разводить костер?
2-й ведущий: Нас ждет следующая страничка «КОСТРОВОЙ». Вам помогут правильно развести костер ребята из НОУ нашего Центра.
1-й участник НОУ: Представьте, что мы с вами находимся в лесу и решили устроить костер, чтобы приготовить настоящий лесной чай.
2-й участник НОУ: Но надо помнить, что место для костра необходимо выбирать в зависимости от времен года и погодных условий.
1-й участник НОУ:В бесснежный пожароопасный период для разведения костра необходимо использовать специально оборудованные места или старые кострища, песчаные или галечниковые косы.
2-й участник НОУ: Никогда не разводите большой костер! Небольшой, но хорошо сложенный дает достаточно тепла , чтобы можно было согреться и приготовить чай.
1-й участник НОУ: Никогда не разводите костер на подстилке из мха и лишайников, рядом с сухой травой или кустарником.
2-й участник НОУ: Раскладывайте костер подальше от нависающих ветвей, трухлявых пней, бревен.
1-й участник НОУ: Очистите место от сухой травы, шишек и обложите место будущего костра камнями.
2- участник НОУ: Никогда не оставляйте костер без присмотра!
1-й участник НОУ: Покидая место отдыха тщательно залейте костер водой, затем разворошите его и залейте еще раз, пока он не перестанет парить.
2-й участник НОУ: Убедитесь, что костер действительно потух и только потом покидайте место вашего отдыха.
1-й ведущий: Леса нашей планеты стоят на страже нашего здоровья. Они не только поглощают из атмосферы вредные для человека газы, задерживают пыль и очищают воздух от микробов. Леса — это настоящие кладовые, в которых произрастают лекарственные растения и для того чтобы приготовить настоящий лесной чай необходимо хорошо из знать. Нас встречает страничка «ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА».
Внимание мы приготовили вопросы на которые вы сможете ответить с помощью ваших учителей. Итак, вперед!
Какие болезни лечит береза? (Почки березы используют как мочегонное, потогонное и желчегонное средство)
Как используют липовый цвет?( Заваривают чай при простуде и кашле.)
При каких заболеваниях используют кору ивы? (Как вяжущее и жаропонижающее средство)
Из каких растений можно заварить чай в лесу? (Если это лето, можно из Иван-чая, ромашки, липового цвета, а осенью можно использовать плоды ягод брусники, рябины, голубицы, клюквы, шиповника)
2-й ведущий: Мы смогли назвать причины возникновения лесных пожаров, перечислить Правила пожарной безопасности в лесу, правильно развести костер и приготовить лесной чай. Мы приглашаем всех гостей нашего экожурнала на последнюю страничку «ВИДЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ».
1-й ведущий: Лесные пожары бывают трех видов : низовые, верховые и подземные. Мы предлагаем всем присутствующим разделиться на три команды, которые при помощи брошюры «Осторожно! Лесной пожар» (стр.1-3) приготовят экообзор лесных пожаров. Первая команда готовит экообзор «Низовые пожары» (стр.1), вторая - «Верховой пожар» (стр.2), третья - «Подземные лесные пожары» (стр.3). (Для выполнения этого задания - 15 мин.)
2-й ведущий: Мы предлагаем последнюю страничку нашего журнала «ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ». Здесь вы сможете выполнить рисунок- листовку или плакат на противопожарную тематику при помощи красок и карандашей. Лучшие работы мы разместим на страничках нашего журнала , который смогут прочитать многие обучающиеся нашего Центра вместе с родителями и учителями. Желаем вам успехов! (ребята выполняют рисунки, которые после мероприятия будут размещены в холле Центра)
1-й ведущий: Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери призвал людей поступать так: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.
2-й ведущий:
Смотрю на глобус - шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги».
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги».
Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим- не солги,
Ты береги нас, береги» .
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу, Я сберегу вас, сберегу…»
( Е. Шкваловский)