Классный час «Мы наш, мы новый мир построим»

0
0
Материал опубликован 22 December 2017

Конспект классного часа по теме «Конституция Российской Федерации»


 

Автор: Урванцева Елена Викторовна, тьютор КОГПОАУ «Кировский автодорожный техникум», г. Киров


 

Описание работы: предлагаю вам конспект классного часа для обучающихся 1 курса профессиональной образовательной организации по теме «Конституция Российской Федерации». Данная работа будет полезной мастерам производственного обучения, воспитателям, классным руководителям групп любого курса. Вашему вниманию предлагается конспект познавательного занятия с элементами соревнования, которое направлено на развитии у студентов правовых и коммуникативных компетенций, воспитания чувства патриотизма и ответственности за свои действия в ходе коллективной работы.


 

Конспект непосредственной образовательной деятельности обучающихся 1-2 курса на тему «Конституция Российской Федерации»

 

Интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание».

«МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ…»

(ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

(Время 45-50 минут)

Цели:

Сформировать понятия «закон, порядок, право».

Дать представление о Конституции Российской Федерации, раскрыть основные права и обязанности человека и гражданина, закрепленные в главе 2 Основного закона РФ.

Воспитать чувство патриотизма у студентов.

Задачи:

Осознание Конституции РФ как основного закона РФ каждым из студентов.

Выявление личностных особенностей обучающихся при обсуждении прав и обязанностей человека и гражданина.

Развить ответственность у обучающегося в ходе коллективной и индивидуальной работы на классном часе.

Оборудование:

Конституция РФ (выписка из главы 2 Конституции РФ прав и обязанностей человека и гражданина).

Карточки с заданиями (игра в «сказочную конституцию»).

Классная доска, разноцветный мел.

Слайды по отдельным статьям Конституции РФ.

Ход классного часа

Тьютор (обращаясь к обучающимся):

- Наша встреча будет посвящена Основному закону Российской Федерации, принятому 12.12.1993 года. Это Конституция РФ.

Именно в Конституции РФ закреплены основные положения, регламентирующие общественную жизнь российского государства и общества.

Сегодня наш классный час посвящен наиболее сложному и проблемному положению Конституции РФ, а именно, правам и обязанностям человека и гражданина РФ.

- Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?

 

Ответы обучающихся:

- Да. Имеет. Перечислить несколько прав (5-6).

Тьютор (обращаясь к обучающимся):

- Да, вы правы. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на имя, на медицинское обслуживание, на равенство и свободу, на отдых и социальное обеспечение,

Давайте приведем примеры реализации данных прав в жизни, исходя из своего жизненного опыта, примеров друзей или родителей.

 

ИДЕТ ОБСУЖДЕНИЕ (схема обсуждения приводится ниже) в течение 5-10 минут (максимум времени). Выступление 2-3 обучающихся.

СХЕМА ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Положительные стороны рассматриваемого права (на кого распространяется право, каким образом право может быть использовано субъектами, с какой быстротой может быть применено на аудиторию).

2. Отрицательные стороны рассматриваемого права (на кого распространяется право, каким образом право может быть использовано субъектами, с какой быстротой может быть применено на аудиторию).

3. Вывод: каких больше черт (положительных, отрицательных) у конкретного права, закрепленного в Конституции РФ.

Тьютор (обращаясь к обучающимся):

- Давайте вместе подумаем, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (предполагаемые ответы: право учиться, право на труд, право на свободное передвижение и т.д.)

Тьютор:

- Правильно. Право учиться, передвигаться свободно, даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, указанными в главе второй Конституции РФ.

- Давайте вместе обсудим несколько ситуаций и прокомментируем законность действий субъектов с точки зрения норм Конституции РФ и с точки зрения просто личности человека.

18 летний Виктор У. совершил кражу из магазина «Рассвет». Факт кражи подтвержден камерой видеонаблюдения. Виктор У. был задержан на 48 часов для выяснения всех обстоятельств содеянного.

Обоснуйте законность задержания Виктора У.

16 летний Иван К. решил на летних каникулах (август месяц) поработать дворником.

Имеет ли право несовершеннолетний Иван К. право на труд в 16 лет?

3. 13 летняя Галя М. написала стихотворение «Журавленок», которое было опубликовано в газете «Вечер». Через год в журнале «Музыка» Галя М. увидела ноты к стихотворению «Журавленок». Автором музыки был указан Иванов К. Какие права Галины М. были нарушены журналом и Ивановым К.?

Тьютор (обращаясь к обучающимся):

- При решении данных мини-ситуаций вы увидели одно из основных положений Конституции РФ - ее прямое действие, которое связано с иными нормативными актами, используемых для защиты прав человека и гражданина.

- Ребята, скажите, а человек обладает только правами? (Должен прозвучать ответ: Нет, человек несет еще и обязанности).

Тьютор:

- Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Ответ: Соблюдать законы.)

Тьютор:

- Правильно. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Когда вы окончите техникум, какое у вас будет право? ( Предполагаемые ответы: выбрать место работы с учетом полученной профессии, повысить квалификацию по полученной профессии, получить другую профессию с учетом востребованности на рынке труда)

Тьютор:

- Но вступает и обязанность. Человек должен исполнить в своей жизни многое.

Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете исполнить по отношению к своим близким? По отношению к Родине?

- Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину,

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Ответ «Каждый»)

Тьютор:

- Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.

(Используются слайды на нижеприведенные примеры прав граждан из Конституции РФ)

- Какое право имеет человек как личность?

Ответ. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу (ст. 20).

– Частная собственность. Охраняется ли она законом?

Ответ. Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35).

– Можно ли жестоко относиться к человеку? В какой статье об этом сказано?

Ответ. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению (ст. 21).

– С помощью чего может человек защитить свои права?

Ответ. В случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда (ст. 46, 47).

– Какие права имеет человек на своё жилище?

Ответ. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию (ст. 40).

– Может ли человек свободно передвигаться в своей стране, выбирать место жительства?

Ответ.

1. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство.

2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину (ст. 27).

– Какие есть права на владение имуществом?

Ответ.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом.

2. Никого нельзя произвольно лишить его имущества (ст. 35).

– Какие социальные права имеет человек?

Ответ. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной области (ст. 39).

– Какие права имеет человек на труд?

Ответ.

1. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы.

2. Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 37).

– Имеют ли право граждане РФ участвовать в управлении делами государства?

Ответ. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст. 32).

– Каким правом пользуются мать и ребёнок?

Ответ. Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны пользоваться одинаковой специальной защитой (ст. 38 (2).

– Что можно сказать об образовании человека?

Ответ. Каждый человек имеет право на образование.

Образование должно содействовать полному развитию личности (ст. 43).

– О чём не должен забывать человек?

Ответ. Каждый человек имеет обязанности перед обществом (ст. 57). О них он не должен забывать (ст. 58, 59).

Тьютор (обращаясь к обучающимся):

- Действительно, исходя из приведенных примеров, основанных на Конституции РФ, каждый человек и гражданин РФ должны соблюдать и уважать права и интересы другого человека и гражданина, выполнять возложенные на них обязанности и требовать выполнения соблюдения конституционных прав от государства, юридических и физических лиц.

- А теперь давайте попробуем применить «конституционные нормы» к сказкам. Чувство юмора и наши знания помогут выявить истину.

Викторина «Интересно знать…»

В какой сказке Волк нарушил право на неприкосновенность жизни матери и семерых ее детей («Волк и семеро козлят»).

В каком мультфильме Заяц покушается на личную неприкосновенность Волка («Ну, погоди!»).

Какое «конституционное» право есть у Чебурашки и Крокодила Гены (защита прав в области культуры: авторское право).

В какой сказке с домашними животными была реализована частное собственность на объект строительства («Три поросенка», поросята построили дома каждый для себя)

Какое «конституционное право» реализуется героями мультфильма согласно песенке «Я на солнышке лежу и ушами шевелю» (право на отдых, главные герои мультфильма Черепаха и Львенок отдыхают на пляже).

Какое «конституционное право» нарушил Кощей Бессмертный в сказке А.Роу «Василиса Премудрая» (право на личную неприкосновенность: Кощей Бессмертный усыпил Василису Прекрасную).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (по работе в сказке).

ИТОГ ПЕВЫЙ (положительный 4-6 верных ответов)

Хорошо постарались и сказку нашли

Героев защитили - все молодцы.

ИТОГ ВТОРОЙ (относительно положительный 3-4 верных ответа)

Надо работать усерднее -

Итог игры будет к вам милосерднее.

Права поищем снова мы.

«Пока, до будущей игры».

ИТОГ ТРЕТИЙ (отрицательный 0-2 верных ответа)

В «игрушечных» правах вы заплутали,

Ответ к вам сам дорогу не нашел.

Вы Конституцию получше изучайте,

Чтоб сбросить с плеч незнанья долг.

Тьютор (обращаясь к обучающимся):

- И в заключении закрепим наши знания дружными ответами аудитории (в виде мини-соревнования двух подгрупп)

 

СУТЬ ИГРЫ:

Преподаватель делит аудиторию на две подгруппы.

Поочередно преподаватель задает вопросы каждой подгруппе.

Помощник преподавателя (студент аудитории, не включенный ни в одну из подгрупп) на доске проставляет ответы подгрупп (0-неправильный ответ, 1- правильный ответ).

 

Игра «Знание - наша сила, а незнание - тьма»

Давайте поиграем. Я (высказывания ведущего игру) зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!». Вопросы задаются поочередно командам № 1 и № 2. Вопросы не повторяются дважды. Результата записывает на доске мой помощник.

1. Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

2 Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

3 Защищён ли человек законом?

– Да!

4. Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

5. Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

6. Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

7. Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

8. Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

9. Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

10. Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

Тьютор (обращаясь к обучающимся):

- Все мы дружно потрудились, знания обогатив.

Конституция роднее всем стала - она во многом наша жизнь

- Ребята, что нового Вы узнали об основном законе Российской Федерации? (3-4 высказывания по 1 минуте).

Тьютор после обсуждения последнего вопроса благодарит всех за работу.

ПРИМЕЧАНИЕ: из двух последних игр можно провести одну с учетом оставшегося времени.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.