Классный час на тему: «Дружба»
Классный час на тему: «Дружба»
Разработала и провела: учитель русского языка и литературы, классный руководитель 6 класса, МКОУ «Чермозская КШИ»,
Гладких Мария Павловна
Цель: показать ценность и необходимость дружбы; формирование нравственных качеств учащихся; учить слушать, понимать и помогать друг другу.
Задачи:
- уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- воспитывать вежливое отношение друг к другу;
- содействовать формированию дружного коллектива группы.
- развивать умения аргументировать свою точку зрения.
Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна.
Оборудование: песня про дружбу; экран; электронная презентация
Ход занятия
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня я надеюсь, что мы проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой. Давайте встанем в круг, А теперь закроем глаза, вытянем руки вперед и соединим в центре.
-Представьте себе, что каждый из вас – теплый солнечный лучик.
-Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глазки.
-У нас накопилось много тепла, и мы готовы им поделиться со всем
миром! Потому что все мы вместе – одно большое яркое солнце!
-Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас
разъединить.
-Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
Дети садятся на места.
Гости к вам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
И скорее улыбнитесь.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами собрались чтобы побеседовать на тему которую мы сейчас вместе и сформулируем. А поможет нам в этом прослушивание одной песенки.
Прослушивание песни.
Учитель: Как вы думаете, о чем эта песня?
Дети отвечают.
Учитель: Правильно, о дружбе. Сегодня мы поговорим с вами об удивительном явлении в человеческих отношениях-о дружбе. Узнаем, кто такой друг, приятель, товарищ, знакомый; узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг и в конце занятия мы сформулируем законы дружбы.
Учитель. Дружба греет сердца. Дружба нужна не только детям, но и взрослым, в любой жизненной ситуации.
Какое чудесное слово – дружба.
- Давайте произнесём это слово хором. «Дружба!»
- Как вы понимаете слово «дружба»? (Выслушиваются ответы детей).
(СЛАЙД2)
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии привязанности и общности интересов. (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)
(СЛАЙД3)
Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Давайте посмотрим, что такое бескорыстие. От какого слова образовано оно – ….. КОРЫСТЬ.(СЛАЙД4)
КОРЫСТЬ страсть к приобретению, к наживе; Выгода, польза.
БЕСКОРЫСТИЕ. 1) Не стремящийся к личной выгоде, наживе.Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
-Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.
-Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!
- Послушайте стихотворение
(СЛАЙД5)
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
-Ребята, о чём это стихотворение?
- Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?
Давайте поиграем. Встаем в круг. Друг всегда протянет руку. Давайте возьмемся за руки. Чувствуете, как от рук исходит дружеское тепло. Под музыку мы ходим по кругу, при моем хлопке вы машите друг другу руками,2 хлопка здороваетесь за руки,3 хлопка обнимаетесь.
Молодцы присаживаемся на места.
Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Друг, приятель, товарищ, знакомый… Казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях.
Так давайте разберёмся, чем отличаются все эти понятия.
(СЛАЙД6)
Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.
(СЛАЙД7)
Товарищ – человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни.
(СЛАЙД8)
Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
(СЛАЙД9)
Знакомый — это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете.
А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).
*о человек, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать...
(знакомый)
*о человек, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете...
(приятель).
*Об однокласснике, с которым за 4 года съеден пуд соли, скажете..-
(товарищ).
*О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете...
(друг)
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Давайте с помощью задания определим какими качествами должен обладать друг.
Я вам раздам текст, в котором написаны хорошие и плохие качества человека. Вы должны подчеркнуть только те которыми должен обладать настоящий друг.
Честность, враньё, доброта, верность, грубость, вежливость, предательство, подлость, оскорбления, насмешки над своим товарищем, смелость, сила, трудолюбие, отзывчивость, драчливость, справедливость, задиристость, сострадание, жадность, уважение, ум, чувство, юмора, щедрость, аккуратность, преданность, оптимизм, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, злоба, лень, хвастовство, жадность, зависть, трусость, неряшливость, эгоизм.
ФИЗМИНУТКА
Включаем видео -физминутка.
А какие поговорки и пословицы вы знаете про дружбу друзей?
1. Нет друга – ищи, ……………(а нашёл – береги)
2. Не имей сто рублей, ………..(а имей сто друзей)
3. Один за всех и ………………(все за одного)
4. Человек без друзей,………….(что дерево без корней)
5. Старый друг лучше …………(новых двух)
6. Друг познаётся……………….(в беде)
7. Один в поле….(не воин).
8. Крепкую дружбу и … (топором не разрубишь)
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться?
- По каким причинам она может распасться?
СИТУАЦИИ .(СЛАЙД10)
Анализ ситуаций.
1-Я СИТУАЦИЯ
В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонил мой лучший друг и просил помочь ему разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Как мне поступить?
(Обсуждение 1-и ситуации.)
2-Я СИТУАЦИЯ».(СЛАЙД11)
Моя подруга была назначена дежурной по классу. После уроков мы зашли в класс, а там кто-то специально перевернул все, разбросал бумажки, разлил воду, нарисовал на доске. Кто это сделал, неизвестно и учительница сказала убраться тому, кто дежурит, то есть моей подруге. Как мне поступить? (Обсуждение 2-й ситуации.)
- 2. Задание «Подружись».(СЛАЙД12)
- Это все верно, молодцы. А теперь представьте такую ситуацию. В классе появляются два новых ученика. ( Портреты веселого и грустного мальчиков). Внимательно рассмотрите их. С которым вы бы хотели подружиться.( поясняют по какой причине они хотели б общаться с этим учеником).
-Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать.
Пришло время составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни.
СЛАЙД13
Законы дружбы.
1. Не оставляй друга в беде.
2. Быть верным в дружбе — значит делить с ним радости и горе.
3. Тебе не безразлично, каков твой друг.
4. Дружба – это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему.
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6. Уступай друг другу;
7. Будь внимательным, и честным;
8. Не злись и не ссориться;
9. Не обижай друга понапрасну;
10. Умей просить прощение и умей прощать.
Подведение итогов (рефлексия)
Притча о дружбе
Учитель: Сейчас я вам расскажу очень интересную притчу.
Как-то два друга много дней шли по пустыне. В какой-то момент друзья поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
"Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину".
Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Учитель: Давайте с вами научимся писать обиды на песке: (пишем обиду на желтом листе и рвём её и бросаем в коробочку, а радость пишем на камне и приклеиваем на доске).
– Вот и подошла к концу наша беседа. В начале занятия были поставлены вопросы ,что такое дружба, кто такой друг, какими качествами должен обладать друг.(ответы детей)
Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!
Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!».(СЛАЙД14)
Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!