Классный час в 5 классе на тему «Дружба»
Пояснительная записка к презентации
классный час Дружба
DOCX / 4.54 Мб
Классный час на тему «Дружба»
5 «Б» класс МБОУ СШ №5 г.Ключи-1
Подготовил классный руководитель Гусева Л.Л.
Проблема общения со сверстниками особенно остро стоит у среднего звена школьников. Именно в таком общении подросток осознает себя и как член коллектива, и как личность. Классный час нравственной направленности посвящен обсуждению проблемы дружбы, товарищества, которые очень актуальны для учеников. Задача классного руководителя - дать детям информацию для размышления, помочь в оценке поступков товарищей, создать такие ситуации общения, в которых дети смогут проявить свои хорошие качества и творческие способности.
В ходе классного часа проводится инсценировки ситуаций из жизни и обсуждение поступков ребят.
Цели:
углубить представления детей об общечеловеческих ценностях;
формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность;
воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Задачи:
познакомить с понятием — друг;
выявить и расширять представление детей о том, что такое дружба;
развивать коммуникативные навыки;
воспитывать чувство коллективизма в классе.
Форма: - индивидуальная;
- фронтальная;
- групповая;
- работа в парах.
Подготовительная работа с детьми
Подготовить 2 короткие сценки (4 ученика). При этом реплики учить не нужно. Достаточно просто прочитать каждой паре учеников их сценку (текст - в приложении), объяснить общий смысл поведения персонажей.
Распечатать пословицы, подготовить лучики к солнышку и сами солнышки для рефлексии.
Оборудование
1.Проектор
2. Презентация к уроку
3.Раздаточный материал для работы в группах и парах.
Оформление класса
На перемене перед классным часом прикрепить на доске в центре солнышко.
План классного часа
Вступительное слово.
Работа с пословицами.
Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу
Игра «Знаю ли я своего друга?
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Человек – живет в обществе, среди людей. Он не может жить без других людей. С одними мы учимся, с другими - отдыхаем, с третьими - встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А что же является высшей степенью товарищества - это дружба.
Цель нашего классного часа:
определить, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
научиться видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение
узнать есть в нашем классе настоящие друзья.
2.Работа с пословицами.
- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
У вас на партах конверты с разрезанными пословицами. Необходимо найти окончание пословицы.
Работа в группах.
Старый друг лучше новых двух
Был бы друг, найдется и недруг
Доброе братство дороже любого богатства
Не забывай друга ни в радости, ни в горе
Друга ищи, а найдешь, береги
Сам пропадай, а товарища выручай
Друга иметь - себя не жалеть
Друга за деньги не купишь
Друг познается в беде
3. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу
- Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.
Давайте разберем следующие ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация 1.
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор.
Ответы учеников.
Помогу и скажу «Друга иметь – себя не жалеть»
Ситуация 2.
Сейчас мы посмотрим сценку. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя подружки в этой ситуации, и дайте оценку их поступкам.
Знакомьтесь: Даша и Вика.
К доске выходят две ученицы.
Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Вика.
Вика. -Гулять пойдешь?
Даша. - Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!
Вика. - Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Даша. - О! Ее! Ты настоящая подруга!
- Как вы считаете, можно ли назвать Вику настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Вики?
Примерные ответы детей:
- Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать.
- Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах - сейчас хочется гулять.
- Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.
- Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу. Не забывай друга не в радости не в горе
Ситуация 3.
- А теперь рассмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Гриша и Вова - друзья. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока. Вова бросает мяч Грише, но мяч летит мимо и разбивает окно. Гриша сознался, что это он разбил, а Вова промолчал.
Примерные ответы детей:
- Он расстроился из-за выговора.
- Ему было обидно, что друг его выдал.
- Вова повел себя не по-товарищески, он выдал Гришу, поэтому Гриша обиделся.
- Гриша обиделся, потому что он один понес наказание, а ведь его друг тоже виноват.
- Вова тоже виноват. Если бы он был настоящим другом, он бы взял часть вины на себя, тогда бы Грише не было так обидно.
- Вова даже больше виноват: это он попросил бросить ему мячик, а сам не смог поймать. Из-за него стекло разбилось. А у него не хватило мужества признаться.
- Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас был такой друг, как Вова?
Дети дружно отвечают, что нет.
Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познаете в беде.
Ситуация 4.
Посмотрим на следующую ситуацию. В ней участвуют Богдан и Ренат.
К доске выходят 2 мальчика.
На самостоятельной по математике Богдан обнаружил, что в закончились чернила в ручке.
Богдан. Ой, ручка закончилась!
Ренат. А у меня запасная ручка есть!
Богдан Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!
Ренат.. А что ты мне за это дашь?
Богдан. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
Ренат.Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?
Богдан. Да ладно, давай уж!
- Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?
Примерные ответы детей:
- Конечно, он же мог скрыть, что у него есть ручка.
- Он выручил Богдана, но и про себя не забыл.
- Если бы Ренат был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это не потребовал.
- Я не хотел бы иметь такого друга, как Ренат. Он воспользовался тем, что Богдан оказался в безвыходной ситуации.
- Я бы дал ручку просто так, а потом бы Богдан меня выручил - так поступают настоящие друзья.
- Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Ренат?
Дети отвечают хором, что не хотели бы.
Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий Друг должен быть бескорыстным. Доброе братство дороже любого богатства.
Выводы.- Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
- Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.
- Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.
Слайд Аристотель.
Сейчас я хочу рассказать вам, откуда появилось слово друг. Существует мнение, что слово друг образовано от слова другой, то есть иной, не Я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое Я расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии — глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один. Уместно вспомнить библейское «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», то есть сотворим друга, другого, который разделит жизнь, его заботы и радости.
4. Игра «Знаю ли я своего друга?»
- Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Одну пару учитель приглашает к доске.
- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.
5. Подведение итогов занятия
-А сейчас выскажите свое мнение, согласившись или не согласившись со мной.
У плохих людей не бывает друзей.
Друг и приятель - одно и то же.
Друг всем – никому не друг.
Не может быть дружбы между людьми разного возраста.
Дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.
Дети высказывают свое мнение.
- Среди следующих слов и выражений выделите только те, которые относятся к теме дружба:
Уважение и
требовательность.
Доверие к другу,
злоба,
Желание оказать помощь,
зависть
Активность в оказании поддержки,
принципиальность,
Бескорыстие,
эгоизм,
лицемерие (лесть),
Равенство,
хвастовство,
Собираем лучики солнца из начальных букв, и получилось слово ДРУЖБА.
Рефлексия.
- И закончить наше занятие я бы хотела пожеланиями и добрыми словами от каждого из вас.
Под детские песенки ученики дарят друг другу солнышки со словами “Я дарю тебе солнышко, потому что ты самый…»(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).
- Спасибо большое, ребята, за вашу работу на занятии!
До свидания!
Приложение. (Раздаточный материал.)
Старый друг лучше |
новых двух |
Был бы друг, найдется и |
недруг |
Доброе братство дороже любого |
богатства |
Не забывай друга ни в радости, |
ни в горе |
Друга ищи, а найдешь |
береги |
Сам пропадай, а товарища |
выручай |
Друга иметь - себя |
не жалеть |
Друга за деньги |
не купишь |
Друг познается |
в беде |
Ситуация 2. К доске выходят два ученика. Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Вика. Вика. Гулять пойдешь? Даша. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать! Вика. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать! Даша. О! Ее! Ты настоящая подруга!
|
Ситуация 4. На самостоятельной по математике Богдан обнаружил, что в закончились чернила в ручке. Богдан. Ой, ручка закончилась! Ренат. А у меня запасная ручка есть! Богдан Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит! Ренат. А что ты мне за это дашь? Богдан. Ну, денег дам, сколько ручка стоит? Ренат.Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится? Богдан. Да ладно, давай уж!
|
Доверие к другу |
Равенство |
Уважение |
Желание оказать помощь |
Бескорыстие |
Активность в оказании поддержки |
/data/files/v1563886644.pptx (презентация Дружба) |
Мажова Светлана Александровна
Гусева Людмила Леонидовна