Классный час на тему «Эта земля - моя и твоя!»

Классный час в начальных классах на тему «Эта земля - моя и твоя!»
Цель: воспитание чувства единства с природой, формирование экологической культуры в обществе, расширение представления детей об экологических законах; формирование негативной нравственной оценки нарушений в сфере природы, приобщать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Задачи: привлечь внимание школьников к экологической проблеме, познакомить учащихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о взаимосвязях в природе, о пагубном влиянии человека на природу.
Личностные:
-формировать эстетическое чувство при восприятии красоты природы, развивать кругозор; умения сравнивать, обобщать.
-формировать интерес к познанию окружающего мира, экологическое сознание и необходимость охраны природы, получить начальные навыки экологической культуры;
-формировать ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Метапредметные задачи:
Познавательные:
-самостоятельно строить небольшие высказывания в устной форме;
-находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-самостоятельно находить варианты решения поставленной задачи.
Коммуникативные:
-формировать собственное мнение и позицию;
-принимать участие в работе группами;
-договариваться, приходить к общему решению;
-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
-учиться подтверждать аргументы фактами;
-строить понятные для партнёра высказывания.
Предметные:
-устанавливать связи между живой и неживой природой и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
-извлекать и анализировать информацию из различных источников;
-расширять представления о значении охраны окружающей среды;
-понимать значимость экологической безопасности природы.
Ход классного часа
-Для определения темы нашего разговора, я предлагаю разгадать кроссенс. Рассмотрите внимательно предложенные картинки. Установите связь между ними.
КРОССЕНС
-Что объединяет изображения? О чем пойдет речь на классном часе?
-Что такое экология? (слово размещается на доске)
-Слово экология состоит из двух греческих слов: «ойкос» (жилище, дом) и «логос» (учение).
-А что мы с вами называем общим домом?
-Все мы – жители одного большого дома, который называется Земля. Посмотрите, как она прекрасна!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
-Земля нас поит, кормит, одевает. А взамен требует от нас - бережного отношения к себе. Но часто и взрослые, и дети наносят непоправимый вред своему «дому». Ранее красивейшие водоемы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие виды животных.
-Хотите ли вы спасти планету?
-А какие главные беды Земли? (свободные высказывания учащихся).
-Американский ученый Барри Коммонер сформулировал 4 закона экологии. Попробуйте самостоятельно сформулировать эти законы. Работать вам предстоит в 4-х группах. Каждой группе будет предложена одна ситуация. Прочитайте ее, проанализируйте и назовите закон.
1 ситуация. Два рыбака ловили рыбу на берегу реки, вокруг были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул молодой рыбак. Старый рыбак, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.
-Сформулируйте первый закон экологии.
-Первый закон экологии гласит: « Все связано со всем» (закон размещается на доске).
- В природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?
2 ситуация. В природе нет никаких отходов: растения производят кислород, которым дышат животные; опавшие листья и останки животных становятся добычей почвенных микроорганизмов, которые возвращают почве неорганические соединения, поддерживая ее плодородие и делая возможным развитие растений. Получается своеобразный круговорот. Природа состоит из тысяч круговоротов, зависящих друг от друга.
Но человек создал и продолжает создавать различные предметы, которые облегчают жизнь человеку, но наносят вред природе. Например, полиэтилен, пластмассы попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.
-Второй закон экологии «Все должно куда-то деваться» (размещается на доске).
-Назовите еще какие-либо предметы, вещества, которые при неразумном использовании и утилизации могут нанести вред природе.
3 ситуация. Человек начал сооружать подводные лодки такой же обтекаемой формы, что и тела рыб и дельфинов. Человек начал сооружать многоэтажные здания, подсматривая, как работают пчелы. Человек начал летать на парашютах, словно одуванчиковые пушинки.
Человек перенимает у природы ее инженерно - технические находки. В природе всё устроено разумно. Третий закон предлагает человеку смириться с тем, что природа знает лучше и попытаться хоть чему-то научиться у нее.
Суть этого закона в том, что все созданное природой – совершенно. Если человек не знает, что делать с каким-либо явлением или веществом, как его можно использовать, это не значит, что данное явление или вещество бесполезно. Человек еще не «дорос» до полного понимания всех природных процессов. А это может произойти только в том случае, если человек поймет, что он и природа – единое целое.
Третий закон экологии «Природа знает лучше» (размещается на доске).
-Приведите свои примеры, как человек использовал знания о природе на практике.
4 ситуация. Мы обогреваем своё тело и жилище в холодное время года.
Чтобы изготовить тёплую одежду и обогреть дом, нам необходима энергия.
Где мы её берём? Сжигаем уголь, нефть, газ, дрова – это невозобновимые источники энергии. К чему это приводит? Рост числа катастроф на нашей планете: цунами, землетрясения, ураганы, пожары, засуха.
При сгорании топлива образуется углекислый газ, который накапливается в атмосфере. К чему это приводит? Глобальное потепление климата – есть главная плата за человеческую хозяйственную деятельность. Чернобыль – плата за дешёвую электроэнергию.
Все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Таких платежей невозможно избежать, они могут быть только отсрочены.
-Четвертый закон экологии «За все надо платить» или «Ничто не дается даром» (размещается на доске).
-Ребята, вы узнали сегодня законы экологии. Наша задача - знать эти законы и выполнять.
-Но многие люди, к сожалению, не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое равновесие в природе.
-А как мы можем защитить природу? (свободные высказывания детей)
-Продолжим работу в группах. Каждой группе необходимо заполнит чек-лист «Заботимся о планете». (Чек - лист позволяют не забывать о важных делах, фиксировать результаты своей работы и отслеживать их выполнение).
Изучить | Изменить привычки |
Н-р, время разложения различных материалов | Н-р, вместо полиэтиленового пакета использовать холщовую сумку |
(Каждая группа зачитывает свой чек-лист, размещает его на доске).
ЧЕК-ЛИСТ
-Сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому был создан специальный экологический календарь, включающий в себя даты, напрямую связанные с экологией. Давайте познакомимся с этим календарем, разместим его в классном уголке. В течение года будем обращаться к данному календарю и более подробно знакомиться с историей каждого из дней экологии.
Календарь экологии
16 сентября | Международный день охраны озонового слоя Земли. |
20 сентября | День леса. |
27 сентября | День моря. |
4 октября | День защиты животных. |
29 декабря | День биологического разнообразия. |
22 марта | Всемирный день воды. |
1 апреля | День птиц. |
18-22 апреля | Дни заповедников и национальных парков. |
22 апреля | День Земли. |
5 июня | День охраны окружающей среды. |
17 июня | День борьбы с опустыниванием и засухой. |
-Я предлагаю командам принять участие в интерактивной игре «Экологический калейдоскоп» (заимствованный материал).
(автор игры: Коваль Анна Дмитриевна, https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/igry/interaktivnaja_igra_ehkologicheskij_kalejdoskop/330-1-0-54100).
Игра
- На игровом поле представлено пять категорий по четыре вопроса разной стоимости. Команды по очереди выбирают категорию и вопрос. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов (В ходе игры ответы уточняются и аргументируются).
-Ребята, вы показали неплохие знания природы. Мы с вами тоже часть природы. От состояния природы зависит и наша жизнь. Поэтому надо беречь нашу Землю, поддерживать на ней порядок, быть добрыми по отношению к животным и растениям. Маленький принц из произведения Антуана де Сетна Экзюпери сказал важные слова: «Есть такое правило. Встал утром, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Это очень скучная работа, но совсем нетрудная».
-Давайте начнем с самого простого: увидели в лесу или на улице мусор - уберите его; не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев; берегите птиц и муравьев. Помните, в природе все взаимосвязано! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда.
-Давайте создадим в нашем классном уголке раздел «Эта земля - твоя и моя!». Разместим в него всю полученную сегодня информацию и материалы выполненного домашнего задания.
Творческое домашнее задание на выбор:
-Если бы природа могла говорить, что бы она нам сказала? Написать письмо-обращение от имени природы;
-Подобрать пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней.
-Создать знак «Береги природу».
-Помните: Земля - единственная планета, на которой возможна жизнь! Давайте сохраним ее для будущего поколения! Судьба планеты в наших руках!
Ролик (звучит песня «Звездная страна»)
ИСТОЧНИКИ:
-Игра
-Ролик:
Песня
Картинки
https://thefederalist.com/wp-content/uploads/2016/04/shutterstock_395562070-1024x787.jpg
https://shopudachi.ru/upload/iblock/de5/de570934c5b6125850eb88075322213a.jpg
https://i.pinimg.com/originals/71/8e/c9/718ec989d4c8cb3c1899f965225d01f4.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/236760/4553d9e0-2522-4dd4-a40e-1052d80823a5/s1200?webp=false
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/236760/60bbbc9f-93f2-4428-9bc3-b8b0375dd420/s1200?webp=false
https://wallbox.ru/resize/1440x900/wallpapers/main2/201716/149289048658fbb37617e139.86663072.jpg
https://www.nastol.com.ua/pic/201410/1024x1024/nastol.com.ua-115808.jpg
https://krot.info/uploads/posts/2020-01/1579721591_38-p-foni-s-vidom-za-oknom-105.jpg
https://i.pinimg.com/736x/b0/e1/72/b0e172b027c8735429f8c108916f734a.jpg
https://krot.info/uploads/posts/2020-01/1580388721_21-p-foni-s-korablyami-v-more-81.jpg
https://www.verbum-christi.com/wp-content/uploads/2020/01/maj%C3%B3wka_2019_800.jpg
-Чек-лист
https://pbs.twimg.com/media/EQaWSuvWkAAKX4f.jpg
-Кроссенс:
https://rused.ru/irk-mdou183/wp-content/uploads/sites/18/2017/11/hello_html_m3aa30fd7.png
http://finans.vladimir-city.ru/upload/iblock/ddf/FOOaPr7xG.jpg
https://i0.pngocean.com/files/890/107/795/cartoon-and-question-mark.jpg
https://berserkon.com/images/land-pollution-clipart-1.jpg
https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJyFD6tmn9bIG9LT_IzIWi95m3nE_HC-qHtBWBx5=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo
https://demotivation.ru/wp-content/uploads/2020/03/img59968230-2048x2048.png
https://tiptopdent.ru/wp-content/uploads/2018/04/0_heyX9epGIoQ6XjMH.png
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/08da/000b8e11-50231458/img17.jpg
Источники проведения классного часа:
https://infourok.ru/plankonspekt-otkritogo-klassnogo-chasa-po-teme-ekologiya-i-chelovek-3733443.html
https://multiurok.ru/index.php/files/klassnyi-chas-na-1-sientiabria-4.html
https://infourok.ru/ekologicheskaya-viktorina-dlya-nachalnoy-shkoli-2591984.html
Презентация и чек-лист созданы с помощью конструктора дизайнов canva
https://www.canva.com/folder/all-designs
Картинки для презентации
https://kulturologia.ru/files/u18046/world-garbage-7.jpg
https://operkor.files.wordpress.com/2013/10/03.jpg
https://nashkiev.ua/assets_images/post/000/100/281/in/552.jpg
http://1news.zp.ua/media/2017/09/21768845_1993838707570692_8258196724785536435_o.jpg
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/07d5/00042684-939f2dd4/img16.jpg
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Галина Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Приходько Наталья Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Лещёва Светлана Николаевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Поляков Александр Васильевич
Сорокина Светлана Валерьевна