Классный час "Нет прав без обязанностей"

1
3
Материал опубликован 18 June

Классный час «Нет прав без обязанностей»

Разработала Новикова Ольга Павловна, методист МОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г. Комсомольска-на-Амуре

Цель: создание условий для повышения социально-правовых компетенций школьников через знакомство с понятиями «право», «обязанность», уставом ОУ, Декларацией прав ребенка.

Ход занятия:

- Ученик, как и любой другой человек, имеет права. Образование является неотъемлемой частью гармоничного развития личности, и получить его – это право ребенка. Однако наряду с этим у школьника имеются и обязанности, которые он должен выполнять, посещая школу. Знание своих прав и обязанностей помогает создать нормальную рабочую обстановку, способствующую успешной учебе, развитию культуры поведения, воспитания уважения к личности.

- Наша встреча сегодня пройдет под девизом «Нет прав без обязанностей» (Слайд 1)

- Как вы думаете, что такое «право»? (Ответы детей)

- Право – это совокупность общеобязательных правил поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. (Слайд 2)

- Что такое «обязанность»? (Ответы детей)

- Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Слайд 3) Обязанность является синонимом к слову «долг»: быть обязанными – значит быть должным.

- Знаете ли вы, в каком школьном документе прописаны права и обязанности школьников? (ответы детей, Слайд 4).

- Какие еще документы вы знаете, где описаны ваши и наши права и обязанности? (Ответы детей, слайды 5, 6, 7)

- А теперь давайте собственно познакомимся с основными правами и обязанностями, касающимися вас как школьников. (Работа со слайдом 8, 9)

Каждый ученик обладает правом:

получить образование бесплатно и в соответствии с государственным образовательным стандартом;

выбрать школу, в которой будет учиться, и форму образования (в школе или на дому, по общей или ускоренной программе);

уважения своего достоинства без ущемления или дискриминации по какому-либо признаку, а также правом на личную неприкосновенность;

учиться в достойных условиях (безопасной обстановке, в чистых и теплых классах, с возможностью получения качественного питания),

свободно выражать свои взгляды и убеждения, но в корректной форме, без ущемления прав и достоинства других учеников и сотрудников школы;

получать заблаговременное уведомление о сроках и объемах контрольных работ, при этом в течение в одного учебного дня может проводиться только одна контрольная работа;

обучаться на родном языке и пройти курс Всемирной истории в объективном изложении;

получать оценки по каждому школьному предмету в соответствии со своими знаниями и умениями и информацию о критериях их выставления;

отдыхать во время каникул, в перерывах между уроками, на выходных;

участвовать в управлении школы и в ее культурной жизни , организованных мероприятиях;

получать доступ к техническим ресурсам общеобразовательного учреждения (например, к книгам из школьной библиотеки) бесплатно;

посещать дополнительные занятия, факультативы, кружки;

на свободу совести, информации, слова и печати, творчества.

Обязанности школьников:

следовать Уставу школы, посещать занятия согласно расписанию и не опаздывать;

выполнять указания директора, учителей, классного руководителя и остальных работников общеобразовательного учреждения;

учиться добросовестно, выполнять домашние задания систематически, расширять знания, улучшать умения и навыки;

бережливо относится к имуществу общеобразовательного учреждения, соблюдать чистоту в здании и прилегающей территории;

с уважением относится к другим учащимся, младшим школьникам, а также к сотрудникам школы;

принимать участие в уборке школьных классов, в мероприятиях по благоустройству прилегающей территории и дежурству по школе;

одеваться чисто и скромно, выглядеть опрятно;

при пропуске занятий предъявить объяснительную от родителей или справку от врача;

соблюдать право собственности и понимать, что одежда, школьные принадлежности и др., находящиеся в школе, принадлежат их владельцам;

заботиться о своей собственной безопасности и здоровье, а также о здоровье окружающих, соблюдать установленные правила техники безопасности: не курить, не принимать алкоголь и наркотики, не приносить в школу токсические и взрывоопасные вещества.

- Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли, какие документы определяют ваши права и обязанности? (Слайд 10)

- Почему уголовный кодекс РФ не относится к этим документам? (Ответы детей)

- А сейчас каждая группа выполнит небольшое задание: вам предложен перечень прав или обязанностей школьника, вам необходимо будет подчеркнуть то, что является вашей обязанностью.

Определи, что является обязанностью школьника
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
- У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
- Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
- После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
- После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
- Школьник обязан выполнять все требования учителя
- Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
- После уроков, учащиеся делают уборку в классе
- Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
- Учащиеся должны иметь учебники по каждому предмету.

(Проверка выполнения задания)

- В 18 веке жил такой политический деятель, ученый, журналист – Бенджамин Франклин (Слайд 11). Так вот он однажды сказал “Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности”. Как вы думаете, какой смысл этого высказывания?

- Теперь давайте посмотрим, чем отличаются права от обязанностей (Слайд 12). Для этого вы выполните задания – прочитайте ситуации и решите, имеете ли вы право так поступать или нет (Слайд 13).

(Работа с ситуациями по группам)

Проверка выполненного задания.

- Ситуация первая, как вы решили? Почему? (Слайд 14, 15)

- Ситуация вторая, почему вы так решили? Давайте посмотрим (Слайд 16).

- Третья ситуация. Проверим, правы ли вы (Слайд 17).

- Молодцы!

- Итак, давайте подведем итог и сформулируем правила:

Правило 1: Нет прав без обязанностей!

Правило 2: «Не делай другому того, чего не желаешь себе»

Правило 3: Твои права заканчиваются там, где начинаются права других людей!

- В нашей стране и во всем мире есть несколько правовых дат, которые касаются защиты прав человека, а именно:

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

21 век – век ребенка

- Быть обязательным человеком – это значит быть законопослушным. Такое качество очень понадобится вам также во взрослой жизни, в учебе и работе. И главное запомните: добиваясь исполнения своих прав, не забывайте о выполнении своих обязанностей и не ущемляйте права других людей. Спасибо за работу!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Презентация, ссылки на слайды которой приводятся в публикации, отсутствует.

3
18 June

Хотелось бы ознакомиться с заявленной презентацией.

0
18 June

Материал интересный, нужный, мне не хватило презентации

0
19 June