Классный час "Нет прав без обязанностей"
Классный час «Нет прав без обязанностей»
Разработала Новикова Ольга Павловна, методист МОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г. Комсомольска-на-Амуре
Цель: создание условий для повышения социально-правовых компетенций школьников через знакомство с понятиями «право», «обязанность», уставом ОУ, Декларацией прав ребенка.
Ход занятия:
- Ученик, как и любой другой человек, имеет права. Образование является неотъемлемой частью гармоничного развития личности, и получить его – это право ребенка. Однако наряду с этим у школьника имеются и обязанности, которые он должен выполнять, посещая школу. Знание своих прав и обязанностей помогает создать нормальную рабочую обстановку, способствующую успешной учебе, развитию культуры поведения, воспитания уважения к личности.
- Наша встреча сегодня пройдет под девизом «Нет прав без обязанностей» (Слайд 1)
- Как вы думаете, что такое «право»? (Ответы детей)
- Право – это совокупность общеобязательных правил поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. (Слайд 2)
- Что такое «обязанность»? (Ответы детей)
- Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Слайд 3) Обязанность является синонимом к слову «долг»: быть обязанными – значит быть должным.
- Знаете ли вы, в каком школьном документе прописаны права и обязанности школьников? (ответы детей, Слайд 4).
- Какие еще документы вы знаете, где описаны ваши и наши права и обязанности? (Ответы детей, слайды 5, 6, 7)
- А теперь давайте собственно познакомимся с основными правами и обязанностями, касающимися вас как школьников. (Работа со слайдом 8, 9)
Каждый ученик обладает правом:
получить образование бесплатно и в соответствии с государственным образовательным стандартом;
выбрать школу, в которой будет учиться, и форму образования (в школе или на дому, по общей или ускоренной программе);
уважения своего достоинства без ущемления или дискриминации по какому-либо признаку, а также правом на личную неприкосновенность;
учиться в достойных условиях (безопасной обстановке, в чистых и теплых классах, с возможностью получения качественного питания),
свободно выражать свои взгляды и убеждения, но в корректной форме, без ущемления прав и достоинства других учеников и сотрудников школы;
получать заблаговременное уведомление о сроках и объемах контрольных работ, при этом в течение в одного учебного дня может проводиться только одна контрольная работа;
обучаться на родном языке и пройти курс Всемирной истории в объективном изложении;
получать оценки по каждому школьному предмету в соответствии со своими знаниями и умениями и информацию о критериях их выставления;
отдыхать во время каникул, в перерывах между уроками, на выходных;
участвовать в управлении школы и в ее культурной жизни , организованных мероприятиях;
получать доступ к техническим ресурсам общеобразовательного учреждения (например, к книгам из школьной библиотеки) бесплатно;
посещать дополнительные занятия, факультативы, кружки;
на свободу совести, информации, слова и печати, творчества.
Обязанности школьников:
следовать Уставу школы, посещать занятия согласно расписанию и не опаздывать;
выполнять указания директора, учителей, классного руководителя и остальных работников общеобразовательного учреждения;
учиться добросовестно, выполнять домашние задания систематически, расширять знания, улучшать умения и навыки;
бережливо относится к имуществу общеобразовательного учреждения, соблюдать чистоту в здании и прилегающей территории;
с уважением относится к другим учащимся, младшим школьникам, а также к сотрудникам школы;
принимать участие в уборке школьных классов, в мероприятиях по благоустройству прилегающей территории и дежурству по школе;
одеваться чисто и скромно, выглядеть опрятно;
при пропуске занятий предъявить объяснительную от родителей или справку от врача;
соблюдать право собственности и понимать, что одежда, школьные принадлежности и др., находящиеся в школе, принадлежат их владельцам;
заботиться о своей собственной безопасности и здоровье, а также о здоровье окружающих, соблюдать установленные правила техники безопасности: не курить, не принимать алкоголь и наркотики, не приносить в школу токсические и взрывоопасные вещества.
- Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли, какие документы определяют ваши права и обязанности? (Слайд 10)
- Почему уголовный кодекс РФ не относится к этим документам? (Ответы детей)
- А сейчас каждая группа выполнит небольшое задание: вам предложен перечень прав или обязанностей школьника, вам необходимо будет подчеркнуть то, что является вашей обязанностью.
Определи, что является обязанностью школьника
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
- У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
- Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
- После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
- После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
- Школьник обязан выполнять все требования учителя
- Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
- После уроков, учащиеся делают уборку в классе
- Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
- Учащиеся должны иметь учебники по каждому предмету.
(Проверка выполнения задания)
- В 18 веке жил такой политический деятель, ученый, журналист – Бенджамин Франклин (Слайд 11). Так вот он однажды сказал “Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности”. Как вы думаете, какой смысл этого высказывания?
- Теперь давайте посмотрим, чем отличаются права от обязанностей (Слайд 12). Для этого вы выполните задания – прочитайте ситуации и решите, имеете ли вы право так поступать или нет (Слайд 13).
(Работа с ситуациями по группам)
Проверка выполненного задания.
- Ситуация первая, как вы решили? Почему? (Слайд 14, 15)
- Ситуация вторая, почему вы так решили? Давайте посмотрим (Слайд 16).
- Третья ситуация. Проверим, правы ли вы (Слайд 17).
- Молодцы!
- Итак, давайте подведем итог и сформулируем правила:
Правило 1: Нет прав без обязанностей!
Правило 2: «Не делай другому того, чего не желаешь себе»
Правило 3: Твои права заканчиваются там, где начинаются права других людей!
- В нашей стране и во всем мире есть несколько правовых дат, которые касаются защиты прав человека, а именно:
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
21 век – век ребенка
- Быть обязательным человеком – это значит быть законопослушным. Такое качество очень понадобится вам также во взрослой жизни, в учебе и работе. И главное запомните: добиваясь исполнения своих прав, не забывайте о выполнении своих обязанностей и не ущемляйте права других людей. Спасибо за работу!
Спицына Любовь Ивановна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ирина Владимировна Казарцева