Аудитория: 7 – 9 классы
Цель: предупреждение несчастных случаев на водоёмах в осенне-весенний период
Задачи: познакомить с
- правилам безопасного поведения на льду,
- способам самоспасения,
- способам помощи людям, которые провалились под лед.
Вечером 8 марта четверо мужчин возвращались домой в Центральном районе Челябинска. Чтобы немного сократить путь, компания пошла по льду реки Миасс. Внезапно лед треснул, и двое из них провалились в полынью подтаявшей реки. Друзья тут же вызвали спасателей и бросили палку, пытаясь удержать потерпевших на плаву. Но на момент, когда силы МЧС прибыли на место, один уже погиб.
Второго мужчину удалось откачать. Он получил сильное переохлаждение и был госпитализирован на «скорой».
Спасатели предупреждают: опасайтесь тонкого весеннего льда на реках Южного Урала. Припорошенная снегом вода может скрывать проталины.
- Как вы думаете, почему произошел этот трагический случай? (ответы детей)
- Сейчас мы с вами просмотрим небольшой видеоролик на эту тему.
Вопросы классу:
Вернемся к несчастному случаю, произошедшему на реке Миасс в Челябинске.
- Какова главная причина трагедии? (Пренебрежение мерами безопасности)
- Правильно ли действовали друзья потерпевших? (Да. Бросили палку, чтобы пострадавшие могли удержаться на плаву и вызвали МЧС)
- Если же по каким-то причинам с вами произошел такой случай, что нужно сделать первым делом? (не паниковать, широко раскинуть руки по кромке льда и удержаться от погружения с головой)
- Каков следующий шаг? (без резких движений, стараясь не обламывать кромку льда выбраться на лед поочередно вытаскивая на поверхность ноги при этом широко их расставив)
- Что делаем, когда выбрались из пролома? (нужно откатиться подальше, а потом ползти в ну сторону от которой шел)
- Если несчастье случилось с вашими друзьями или просто посторонними людьми, ваши действия! (Крикнуть пострадавшему, что вы уже идете на помощь. Но приближаться к полынье можно только ползком, прихватив с собой то что есть под рукой: палка, ветка, ремень, шарф связанные между собой ...)
- Почему нельзя подползать к самому краю пролома? (может случиться так, что в воде окажутся двое. Тогда исход случившегося может быть смертельным для обоих)
- Вы вблизи полыньи, что будете делать дальше? (за 3-4 метра закидывать палки и связанные вещи и двигаться к пролому, подав пострадавшему средства спасения вытащить на лед и ползком выбираться к безопасному месту.
- Желательно как можно скорее пострадавшего переодеть, доставить в теплое место и напоить горячим чаем.
- Как вы думаете, где находятся наиболее опасные места?
- Это
- места, где в лед вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также близь кустов, деревьев и камыша;
- участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше;
- места, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины;
- особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает, и на нём образуются полыньи.
А сейчас мы ответим на вопросы викторины "Знаю - не знаю"
Вывод: Из всего сказанного сегодня какой вывод можно сделать? (соблюдать технику безопасности, желательно воздержаться от походов и прогулок по льду в весенне - осеннее время. А если уж этого не избежать, быть очень осторожным.
Используемые ресурсы:
Дементьева Ирина Михайловна
Телепенина Татьяна Федоровна
Дементьева Ирина Михайловна
Телепенина Татьяна Федоровна
Осина Светлана Николаевна
Телепенина Татьяна Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна