12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карасева Ирина Дмитриевна1175
Учитель физики высшей категории. Имею звание "Старший учитель". Являюсь руководителем методического объединения учителей естественных дисциплин, физической культуры и ОБЖ. Педагогический стаж работы 28 лет
Россия, Луганская Народная Респ., Луганск

Классный час на тему:

«Памяти павших будем достойны!»

Разработка учителя ГУ «Луганская 

школа I – III ступеней № 18” г. Луганска

Карасёвой Ирины Дмитриевны

 Цели классного часа:

· познакомить школьников с героическими и трагическими страницами истории края, страны

· воспитывать у обучающихся благородную память о людях, принимавших участие в боевых действиях, чувство гордости за свою страну, народ;

· развивать интерес обучающихся к историческому прошлому, к истории военных лет;

· активизировать творческие способности и познавательную деятельность школьников;

· воспитывать культуру общения;

· сформировать у обучающихся представление о долге, чести, ответственности;

· способствовать формированию у подрастающего поколения готовности защищать свой край, Родину

                                           Ход классного часа

Учитель:

Мы часто слышим такие слова, как: героический поступок, подвиг, герой. Что же подразумевается под этими словами? Что такое, по-вашему, подвиг? Что значит - человек совершил героический поступок? Кто такой  герой? (Школьники отвечают)

Что объединяет все эти понятия? Какое одно определяющее слово можно применить ко всем этим понятиям? (Самопожертвование)

Во все времена любовь к Родине, её процветание, слава ставились выше всего остального. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется на протяжении всей жизни каждого человека. Одной из самых противоречивых страниц в нашей истории стала Афганская война.

На фоне мелодии  «Ave Maria» Шуберта  звучит стихотворение "Солдатский подвиг" И. Грифона

 

Аве Мария
MP3 / 2.55 Мб

 

Чтец 1:

 

О, сколько было подвигов на свете!

Они уже в преданья отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой Земли.

Но из всего того, о чём мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

Ведущий 1:

Свержение монархии в афганистане в 1973 году привело к власти брата последнего монарха – Закира Шах Мухаммед Дауда.  Но в 1978 году его убили, и на весь мир было объявлено о начале революции. Военный переворот спровоцировал начало многолетней кровопролитной войны, которая продолжалась в Афганистане в течение 10 лет.

Ведущий 2:

25  декабря 1979 года по решению заседания Политбюро ЦК КПСС начался ввод советских войск в Афганистан. 18-20-летние мальчишки, надев на себя панамы с красной звёздочкой, не знали и ни ведали, в какую кровавую политическую игру их втянули. Не осознавали они и того, что многие из них уже никогда не вернутся домой.

Чтец 2:

Нет больше рядом тополей

И тех цветов, что ты нам подарила.

Нет больше рядом матерей

И той земли, которая взрастила.

О русские цветы и тополя!

О русские рассветы и закаты!

Родимая, далёкая земля,

Мы шлём тебе поклон,

Твои солдаты! (В. Гринкевич)

Учитель:

Парни, попавшие на войну чуть ли не сразу же после окончания школы, почти не имевшие жизненного опыта, оказались теперь в чужой, враждебной для них, стране. Родные и близкие зачастую не знали, что их сын, отец или муж был призван служить в таком страшном месте. А молодые солдаты писали письма своим матерям, любимым и ждали ответа.

На фоне спокойной мелодии ведущие читают письма солдат


Спокойная мелодия
MP3 / 4.44 Мб

Ведущий 1:

«Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался. И сейчас так об этом писать не хочется: я ведь знаю, какая ты у меня. Реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан»  (Казаков Анатолий Евгеньевич, погиб на 12-й день пребывания в Афганистане во время обстрела миномётной батареи)

Ведущий 2:

«Мама, всё цветёт, трава как у нас - зелёная. А какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам, когда стою на посту, вспоминаю свой дом, край свой…» (Бобров Евгений Петрович, погиб спустя 3 месяца пребывания в Афганистане при очередном налёте)

Ведущий 1:

«Здравствуй, мама. Привет тебе от сына твоего Андрея солдата... Да, мама я должен тебе написать правду… меня шлют в Афганистан для оказания раненым первой медпомощи. Короче, мама, мои действия в боевой обстановке - это когда вокруг свистят пули, а я с сумкой санинструктора бегу или ползу к раненому и оказываю ему помощь, то есть делаю ему перевязку. .. самое главное, мама, это не переживай за меня  и не беспокойся. Я, мама, понимаешь, должен выполнить свой интернациональный долг. Ведь и там надо кому-то служить. А это смотри, мама, какая гордость, что твой сын служил в Афганистане, узнал, что такое война» (Колаев Андрей Владимирович, получил смертельное ранение в ходе выполнения боевого задания спустя 4 месяца после призыва на службу в Афганистан)

Ведущий 2:

В письмах солдат нет  упрёков, жалоб, а лишь любовь и забота о самом близком человеке, а, кроме того,  осознание своего гражданского долга.

Ведущий 1:

Но не только взрослые писали письма.

Просмотр видеоролика «Письмо душману»

" target="_blank">

 

Учитель:

Большое значение для солдат имела дружба. Не жалея себя, выносили они раненых и убитых товарищей с полей сражений.

Война была трудной, не щадила никого. Душманы всячески издевались над пленными, превращая их в инвалидов. У солдат часто возникал вопрос: «Зачем мы здесь?». Они понимали, что нужно покинуть этот чужой им мир, но ничего не могли поделать.

Ведущий 1:

День 15 февраля 1989 года стал днём, когда окончился счёт потерям наших солдат. А итог печален: 13833 семьи не дождались своих сыновей, 49985 человек вернулись инвалидами.

Ведущий 2:

Более 8 тысяч луганчан прошли афганскую войну, 161 из них, к сожалению, так и не суждено было вернуться домой. Низкий поклон их отцам и матерям, жёнам и детям.

Среди тех, кого родные не дождались с афганской войны, двое выпускников нашей школы – Андрей Хващевский и Сергей Зотов.

Они, как и другие юноши, были призваны в ряды Советской армии и направлены для прохождения службы в Афганистан, откуда им не суждено было вернуться. На первом этаже школы установлена мемориальная доска в память о погибших выпускниках.

Книга Памяти «Афганская голгофа», вышедшая в Луганске в 1995 г. Это горькая книга. В ней собраны биографии людей, погибших на Афганской войне. Почти два года создавалась эта книга. Да, именно, создавалась, потому что по крупицам собирались материалы и документы о воинах - афганцах. Потом журналисты и писатели вкладывали частичку души в короткий рассказ, описывая личность неповторимую, создавая образ солдата, шагнувшего в бессмертие.

Просмотр видеоролика «Памяти погибших в Афганистане»

 " target="_blank">

Учитель:

Война в Афганистане для наших ребят закончилась, но уже в декабре 1994 года началась новая, не менее кровопролитная война – Чеченская.

Ведущий 1:

В 1991 года Чечня провозгласила о своей независимости и выходе из состава СССР и РСФСР, Президентом самопровозглашенного государства стал бывший советский генерал Джохар Дудаев. Под флагом борьбы за национальную независимость в Чечне возник криминальный режим: нелегальная торговля нефтью, грабежи поездов, расправа над русскоязычными жителями.

Ведущий 2:

11 декабря 1994 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики», на основании которого в тот же день на территорию Чечни были введены подразделения военных и милиции.

Ведущий 1:

А 31 декабря 1994 года начался штурм Грозного (столицы Чечни).

Здесь, в Чечне, воевали все: от вооружённого формирования Дудаева до обычных народных мстителей - тех, кто был в обиде на русский народ.

Ведущий 2:

В августе 1996 года отряды спустившихся с гор боевиков перешли в наступление и отбили у федеральных войск город Грозный. А 31 августа в г. Хасавюрт были подписаны соглашения, которыми предусматривался вывод федеральных войск с территории Чечни и проведение демократических выборов. День 31 августа 1996 года стал днём окончания первой чеченской войны.

Ведущий 1:

Но мира не наступило. Продолжались массовые похищения людей с целью выкупа - как официальных российских представителей, так и иностранных граждан, работавших в Чечне, журналистов, сотрудников гуманитарных организаций, религиозных миссионеров и даже людей, приезжавших на похороны родственников.

Ведущий 2:

Осенью 1999 года началась вторая чеченская война. Отряды боевиков вторглись на территорию Дагестана. 23 сентября российские войска начали массированные бомбардировки Грозного. Сломив сопротивление боевиков силами войск армии и МВД, Кремлю удалось переманить на свою сторону часть элиты и бывших боевиков. Так, во главе администрации Чечни в 2000 году  стал бывший сторонник сепаратистов Ахмат Кадыров.

Ведущий 1:

Но, несмотря ни на что, деятельность боевиков вышла за пределы Кавказа. Несмотря на заявление об окончании военных действий, проведении в республике президентских выборов, ситуация в стране оставалась напряжённой.

В мае 2004 года во время празднования Дня Победы в Грозном был совершен террористический акт, в ходе которого убит президент А. Кадыров – ставленник Кремля.

Ведущий 2:

1 сентября 2004 года был совершён террористический акт в Беслане (Северная Осетия) - захват заложников в школе № 1. В течение трёх дней террористы удерживали в здании более 1100 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в нечеловеческих условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных надобностях.

Ведущий 1:

Большинство заложников были освобождены в ходе штурма, однако в результате перестрелки, возникшего пожара, общий счёт потерь составил более 330 убитых, из них 186 детей, и свыше 800 раненых.

Просмотр видеоролика "Верните мне" 

" target="_blank">

Учитель:

В июле 2006 года, благодаря созданию нового чеченского правительства во главе с президентом Рамзаном Кадыровым, Владимиру Владимировичу Путину удалось локализовать чеченский конфликт.

Много известно о той войне. По-разному к ней относятся люди. Многие понимали, что не должны гибнуть наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, познавшие в своём юном возрасте весь ужас войны!

Чтец 3:

Чеченская война - растерзанные души.

Твоих речей не могут слышать уши!

Ты настоящее чистилище!

И бесов гнуснейших вместилище.

Ты щупальцами обнимала

Солдат, невинных в той войне.

Ты на куски их разрывала!

Садиста хуже ты втройне!

Ребята в восемнадцать с лишним лет,

Любимой девушке последний спев куплет,

И мамочку родную поминая,

Молились Богу перед смертью, умирая! (Лориса)

Ведущий 1:

Каждый из молодых солдат мечтал о светлом будущем. Вся жизнь, казалось, впереди. Но чеченская мясорубка, в которую они попали, не пощадила никого.

Ведущий 2:

В дома бойцов приходили похоронки, разливавшиеся морем материнских и отцовских слёз.

Чтец 4:

Разорвана в клочья бумага.

Огонь познаёт письмена.

И путь мой – всего лишь в три шага –

До точки конечной – Война.

Понять – за чертой неизбежность.

Пройти сквозь закрытую дверь,

Где миг расплывается в Вечность,

Где Жизнь превращается в Смерть .Тыртышнов)

Учитель:

Но не только на войне гибли  наши мужчины.

12 августа 2000 года страну потрясло сообщение о том, что атомная подводная лодка «Курск» залегла на дно Баренцева моря и всплыть самостоятельно не может.

Ведущий 1:

Крейсер "Курск" был спущен на воду в 1994 году. Вооружение: 24 крылатых ракеты, 28 торпед, два атомных реактора, 10 отсеков. На борту крейсера находилось 118 человек.

На фоне «Реквием по мечте» Моцарта ученик читает стихотворение  


Моцарт Реквием по мечте
MP3 / 2.8 Мб

 

Чтец 5:

 

Серым песком укрыло, илом позатянуло, 
и освятила память, и отразило небо 
черную субмарину в молниях русской боли, 
черную субмарину ужаса и отваги. 
Время рассеет слухи, ветер развеет вести, 
сильные сего мира ложью заменят правду, 
только родным героев не позабыть вовеки, 
в смертную беспредельность вглядываясь бессонно (М. Струкова)  

Ведущий 2:

«Курск» находился на учениях. После обнаружения цели он ложится на боевой курс, чтобы атаковать её. Вдруг связь с подлодкой обрывается. Шум взрыва принимают за пуск торпед. Проходит день, а связи с «Курском» нет. Группа кораблей отправляется на его поиски.

Просмотр видеоролика «Спасите наши души»

" target="_blank">

Ведущий 1:

Лодку обнаруживают, но все попытки спасения заканчиваются неудачей. Оставшиеся в живых моряки дают о себе знать, перестукиваясь в отсеках. Но через 8 дней спасательная операция была отменена. Погибли все.

На фоне мелодии "Ария Каварадоси" в исполнении Ванессы Мэй ученица читает стихотворение Натальи Янчевой


Ария Каварадоси
MP3 / 3.36 Мб

Чтец 6:

Странно! Отчего это небо синее?

Странно! Жизнь продолжается.

Но только там волны плещут серые.

Жизнь! Её там нет – списки дали полные.

Все лежат на дне – молодые, смелые,

Вольные, вольные.

А на берегу – лица побелелые.

А на берегу – души разрываются.

А на берегу – жизнь осиротелая

Мается, мается.

Господи всемилостный!

Как же это вынести?

Нет края горю! 

Ведущий 2:

Прошло немало лет, но окончательная причина гибели «Курска» так и не установлена. Это так и осталось морской тайной. Было много версий, предположений, фактов, но исчерпывающего объяснения происшедшего так и не дали ни власти, ни эксперты, ни следствие. И спустя годы после гибели "Курска" матери говорят: "Мы до сих пор не знаем, почему погибли наши дети".

Чтец 7:

Так кто же всё-таки ответит?

Они молчат, мы не молчим.

А время вдаль летит стрелою.

Давайте память их почтим

Минутой, целою страною,

Пусть будет пухом им земля,

Они в сердцах навечно с нами!

Который год уже зима

В снегах, в слезах за сыновьями.

Учитель:

Этот классный час мы посвящаем солдатам и офицерам, погибшим в локальных конфликтах. Мы будем скорбеть о каждой загубленной судьбе, каждой оборвавшейся жизни, ведь погибшие живут не только в памяти, они стучат в наши сердца, призывая к готовности отстоять мир. В память о погибших ребятах объявляется минута молчания.

Звучит метроном


Метроном
MP3 / 876.44 Кб

Чтец 8:

Чтоб стать мужчиной - мало им родиться,

Как стать Железом – мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться

И, как руда, пожертвовать собой.

Какие бури душу захлестнули!

Но ты солдат! И всё сумей принять:

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

Готовность к смерти – тоже ведь оружие,

И ты его однажды примени…

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они (М. Львов)

 

Просмотр видеоролика «Не забывайте о солдатах»

 " target="_blank">

Учитель:

Открывается день, пахнет счастье цветами и травами,

Поднимается солнце над судьбою людской.

Не хочу, чтобы горе вновь явилось нам трауром,

Вдовьей горькой слезой и сиротской тоской.

Не хочу я покоя, пусть заботами вечными

Наша участь людская волнует меня.           

Я хочу, чтоб всегда – ранним утром и вечером

Нас встречали тревоги только мирного дня.

Желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, счастья и благополучия, а главное – мира! Никогда не забывайте о тех, кто отдал свой долг перед Родиной, любите и берегите свой край, свою землю! Цените дружбу! Будьте стойкими и мужественными!  Всего вам доброго! До новых встреч! Спасибо за внимание.

Использованные источники

Афганская война. Википедия

https://ru.wikipedia.org/wiki /%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1979%E2%80%941989)

Цена Афганской войны

http://licey.net/free/2-srazheniya__izmenivshie_hod_istorii/12-srazheniya__izmenivshie_hod_istorii__1945_2004/stages/1288-48_cena_afganskoi_voiny.html

Первая чеченская война

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%87%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0

Вторая чеченская война

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D1%87%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0

История трагедии атомной подводной лодки «Курск»

http://belrom.edurm.ru/teacher/uchashiesay/fahretdinova_kursk.pdf

И. Грифон «Солдатский подвиг» https://stihi.ru/2012/11/15/627 

М. Львов «Чтобы стать мужчиной»

http://pikabu.ru/story/mikhail_lvov_quotchtob_stat_muzhchinoy__malo_im_roditsyaquot_1320239

«Чеченская война - растерзанные души» http://www.stihi.ru/2008/04/21/298

М. Струкова. Вертолёт без огней (стихи о русско-чеченской войне) http://stihiya.org/work_23555.html  

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Карине Рафаеловна, 27.05.17 в 18:53 0Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам огромное!!!До слез!
Карасева Ирина Дмитриевна, 27.05.17 в 20:55 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Карине Рафаеловна!
Нигириш Светлана Владимировна, 28.05.17 в 06:55 0Ответить Пожаловаться
Чудесная работа! Спасибо большое!
Надежда Владимировна Кучмина, 14.06.17 в 12:08 0Ответить Пожаловаться
Замечательная работа! Спасибо, Ирина Дмитриевна!
Забелина Маргарита Владимировна, 14.06.17 в 12:19 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!!!! Творческих Вам успехов, Ирина Дмитриевна!!!
Ильина Оксана Геннадьевна, 14.06.17 в 12:48 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой! У Вас замечательный классный час!

Карасева Ирина Дмитриевна
Комментарий был удалён пользователем 14 июн 2017 в 16:28
Карасева Ирина Дмитриевна, 14.06.17 в 16:29 0Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо, дорогие коллеги!

Карасева Ирина Дмитриевна
Комментарий был удалён пользователем 14 июн 2017 в 16:29
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.