Классный час по истории и культуре Башкортостана в 4 классе на тему «Башкортостан — Родина моя!»
МБОУ СОШ с. Орловка
Классный час по истории и культуре Башкортостана
в 4 классе
на тему:
«Башкортостан – Родина моя!»Разработала: Бай Гузель Разифовна, учитель начальных классов
2015 г.
Цели:
– воспитание любви к своей родине,
– воспитание уважения к национально-культурным традициям народов Башкортостана, развитие и сохранение их обычаев и традиций,
– развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры своего родного края.
Форма проведения: игра-путешествие по станциям.7 станций:
1. Лингвистическая,
2. Литературно-фольклорная,
3. Памятники природы и культуры,
4. Государственные символы РБ и РФ,
5. Игровая,
6. Национальная кухня.
7. Творческая «Мы изготавливаем Ковер Дружбы».
Подготовительная работа: Класс делится на 5 команд. Учащимся заранее предложен круг вопросов, которые будут ставиться в ходе игры с тем, чтобы учащиеся подготовились, а также на станцию «Национальная кухня» специальное задание: приготовить национальное блюдо русской и башкирской кухни, красочно оформить и представить рецепты этих блюд.
Оформление, оборудование:
– таблички с указанием станций,
– компьютер и файлы Программы-презентации «По моей Республике»,
– аудиомагнитофон с записью Гимна РФ и РБ,
– плакаты с изображением флага, Герба РФ и РБ,
– выставка книг «Моя родина – Россия, Башкортостан»,
– лист ДВП размером 100+100см и набор необходимых материалов для изготовления «Ковра Дружбы»: одноразовые бокалы (по количеству учеников), гуашь 6–12 цветов, мука, масло растительное, соль, клей ПВА, вода, полотенца, вода для мытья рук.
План проведения: В помещении, оборудованном компьютером, проводится Старт Игры. В исполнении детей звучит литературно-музыкальная композиция «В семье единой», группам вручаются «Маршрутные Листы» с указанием порядка движения по станциям. На каждой станции в «Маршрутный Лист» ставятся оценки по 5-балльной системе. После прохождения всех станций ученики изготовляют «Ковер дружбы», символ единения всех наций и народностей, населяющих нашу Родину, Республику Башкортостан. Рефлексивно-оценочный этап. Затем подводятся итоги. Награждение. Чаепитие.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Кабинет красочно оформлен. Плакаты с изображением государственной символики России и Республики Башкортостан. Рисунки детей «Моя родина», книжная выставка «Моя родина – Россия, Башкортостан».
Вступительное слово учителя.
Демонстрируются слайды компьютерной презентации «По моей Республике».
«Откуда родом ты?» –
Меня спросили.
И я ответил гордо:
« Из России,
А если говорить точней –
С Урала я.
Там родина – Башкирия моя».
Наш дом родной – Башкортостан –
Народов разных дружная семья.
Здесь наших предков первобытный стан –
У эпохальных вех история своя.
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу.
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом наши предки жили.
Храни огонь родного очага!
Горят самоцветы Урал-горы
Под небом лазоревым дотемна.
Не так ли дружба наша с тобой
Негаснущим солнцем озарена?
Сбегают с Урал-горы ручейки,
Начало реки – в глубине родника.
И наши судьбы,
Сливаясь в одну,
Текут, Россия, как Волга-река.
Ты – синяя звездная высота,
Надежда моя
И моя мечта.
Простор неоглядный, родные края –
Россия, единственная наша судьба!
Россия и Башкортостан – вместе на века!
Звучит Государственный Гимн России и Государственный Гимн Республики Башкортостан. Приглашение к путешествию. Вручение «Маршрутных листов».
Станция «Лингвистическая»
Родной язык мой, ты – как древний лес,
Где есть такие чащи и поляны,
Куда вхожу я, будто в мир чудес,
Где все звучит светло и необманно.
Тамара Искандарова
Приветственное слово членов жюри.
Задания.
Придумай слова, начинающиеся с этой буквы:
Э О К Y
2. Проверим вашу грамотность
Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
– Я одел пальто и пошел гулять.
– Дружба спаивает товарищей.
– Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками.
– Я взял книгу с этажерки и переставил ее на другое место.
– Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.
– У дороги стоял пожилой дуб.
– Степа присел на пенек, собиравший грибы.
–Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов.
3.Соедините слова из левой колонки с подобными им по смыслу в правой части задания.
Сливки |
Живот |
Открой мне, книга, сокровища свои,
Из чистых родников меня знаньем напои.
Рашит Нигмати
Приветственное слово членов жюри.
Задания:
1. Отгадайте башкирские загадки.
Гибкая все лето она
Белый пух – ее наряд,
Глазки фиолетово
Осенью горят. (Черемуха)
Без отца, без матушки
Оранжевый домок.
Уместил ребятушек –
Сколько мог. (Тыква)
2. Найдите эквивалент в русских пословицах.
А) В своем доме – горшок с водой, в чужом – горшок с маслом. (В чужом саду яблоки вкуснее)
Б) У кого много друзей, у того много сил. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
В) Егета по его другу узнают. (Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты)
Г) Кто не спит – с добычей будет. (Поздняя пташка глазки открывает, ранняя пташка зобик набивает. Кто рано встает, тому бог подает.)
Д) Решайся – и в работу впрягайся. (Назвался груздем – полезай в кузов.)
В празднике, в игре познается народ...
Приветствие членов жюри.
Задание: представить и показать национальную игру башкирского и русского народов.
Станция «Национальная кухня»Приветствие членов жюри.
Домашнее задание: подготовить по одному блюду башкирской и русской кухни. Красочно оформить рецепт блюда и представить его.
Станция «Государственные символы Российской Федерации и Республики Башкортостан»
О музыка свободы и любви –
Святой источник языка родного!
Лишь добротой полны цветы твои,
Не злу, а счастью служит твое Слово.
С тобою мир мой ясен и велик.
С тобой душа к высокому стремится.
Тамара Искандарова
Приветственное слово членов жюри.
Вопросы:
1. Что входит в понятие «Государственная символика»?
2. Кто автор слов и музыки Гимна России?
3. Кто автор музыки Гимна Республики Башкортостан?
4. Опишите Государственный Флаг России.
5. Опишите Государственный Флаг Республики Башкортостан.
6. Расскажите о Государственном Гербе России.
7. Расскажите о Государственном Гербе Республики Башкортостан.
Какое солнце всходит над горами,
Как хорошо и радостно в душе!
Я день встречаю звонкими словами:
Цвети, земля, цвети и хорошей!..
Хай Мухамедьянов
Приветственное слово членов жюри.
Вопросы.
1. Какие памятники археологии на территории Республики Башкортостан вы знаете? Где они расположены? (Башиевский микрорайон, Капова пещера – Бурзянский район, Мавзолей Бэкдэбикэ, Мавзолеи Турахана, Хусейнбека – Чишминский район.)
2. Демонстрируются фотографии памятников культуры г. Уфы (набор открыток). Нужно назвать памятник или здание, указать, где они расположены, назвать автора сооружения, год открытия:
– монумент Дружбы народов,
– памятник Салавата Юлаева,
– здание Театра оперы и балета,
– здание Башкирского театра драмы имени М.Гафури,
– здание Русского драматического театра.
«Мы ткем Ковер Дружбы»
Наш дом родной – Башкортостан –
Народов разных дружная семья.
Здесь наших предков первобытный стан –
У эпохальных вех история своя.
Рефлексивно-оценочный этап
На выходе из кабинета на лист ватмана нанесено изображение стилизованного цветка Курай. Рядом лежат разноцветные полоски бумаги, из них дети «раскрашивают» цветок. Красный цвет полоски бумаги обозначает оценку: «Все очень понравилось!». Синий цвет – «Понравилось». Зеленый цвет – «Не понравилось». По преобладанию цветовой гаммы можно судить об оценочной рефлексии.
Заключительный этап
Подведение итогов. Награждение.
Чаепитие.