Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Мой Башкортостан» (4 класс)

8
0
Материал опубликован 30 May 2017 в группе

  4 класс.

Составлено:

учителем начальных классов

МБОУ ЦО № 10 г. Уфы

Осиповой О.В.

  Мой Башкортостан.

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Мой Башкортостан » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта. В процессе изучения истории родного Башкортостана формируется гражданская личность человека и гражданина своей Республики Башкортостан, и гражданина России. Для любого человека, любящего свою Родину, установление исторических связей - это важная часть становления личности школьника. Воспитание патриотизма начинается с изучения истории своей семьи, своего родного города, республики Башкортостан. Изучая малое, познаём большое. Изучение родины начинается с детства, с составления родословной( шежере), изучения семейных архивов. Для формирования всей картины мира очень важно понимание места личности в истории своей семьи и своей страны, поэтому объединение связей разных поколений выходит на первый план в воспитательной работе. Бережное отношение к природе Башкортостана, к наследию предков является важной частью становления личности школьника. Ребенок должен осознавать свою неповторимость и индивидуальность, осознавать свою значимость в историческом процессе развития. Чтобы повысить интерес учащихся в изучении истории народов своего края и его наследия, необходимо увлечь их, помочь им понять значимость изучаемого. Уважение и любовь к своему родному краю возможны только в процессе изучения и понимания истории своей Родины,её природы.

Цель данного курса – изучение исторического прошлого Башкортостана, истории своей родной школы, родного города, своей семьи, культурного наследия Башкортостана, природных особенностей Башкортостана.

Задачи:

реализовать потребности ученика, развитие у него познавательного интереса через изучение истории своей школы, города, региона.

Активизировать исследовательскую деятельность детей в изучении родного края;

способствовать творческому развитию детей, становлению их гражданской позиции, развитию личности и гражданина своей страны, формированию интересов к краеведческой деятельности.

развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение, умение делать выводы, и тд.

воспитывать любовь к родной земле, гордость за её героических предков, её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.

Формы занятий: интеллектуальные бои, экскурсии в музей Археологии и краеведческий, музей Аксакова, Гафури, Худайбердина, музей почты,и др, беседы с ветеранами и представителями разных профессий, конкурсы рисунков , конкурсы любителей природы, викторины, просмотр и составление компьютерных презентаций, видеофильмов об истории, обычаях, природе, праздниках родного края.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом на изучение курса внеурочной деятельности «Мой Башкортостан» в 4 классе выделяется 1 час в неделю, 34 часа в год.

Тематический план.

Содержание

Кол-во часов

1

Введение.

2

2

Наша школа.

6

3

Уфа - город на семи холмах.

11

4

Родной край Башкортостан.

15

Итого:

 

34

Содержание тем учебного курса.

Введение .

Введение в предмет

Экскурсия по родному городу.

Наша школа.

Наша школа. История основания школы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Школа в послевоенные годы. Традиции нашей школы. Знаменитые выпускники нашей школы. Экскурсия по школьному музею. Подготовка и защита проекта «Наша школа».

Наша малая Родина. Город Уфа.

Наш город Уфа. Основание города Уфы. Монумент Дружбы. Версии происхождения названия города. Археологические раскопки в Уфе. Улицы Уфы. Старинные названия улиц. По Аксаковским местам( улица Аксакова, сад имени Аксакова, музей Аксакова, памятник Аксакову, Софьюшкина аллея). Памятники, театры, парки и скверы города Уфы. Написание сочинения «Я родился в Уфе». Конкурс рисунков «Мой любимый город». Викторина «Знаете ли вы свой город». Предприятия нашего города. Экскурсия на одно из предприятий Уфы. Экскурсия в Археологический музей.

Родной край.

История родного края. Рельеф, климат и природа Башкортостана. На стыке двух частей света, между Европой и Азией. Жизнь башкир в прошлом( жилище, занятия, национальный костюм, национальные блюда).

Растительный и животный мир Башкортостана. Уникальные объекты природы Башкортостана (Шульганташ или Капова пещера, Арский камень, гора Иремель, гора Янгантау, родник Кургазак). Реки и озёра Башкортостана. Добыча полезных ископаемых. Месторождения нефти в Башкортостане. Санатории Башкортостана — Красноусольский, Яктыкуль, Юматово и другие.

Известные люди родного края. Поэты, писатели, композиторы Башкортостана( Зайнаб Биишева, Мустай Карим, Рами Гарипов, Сайфи Кудаш, Мажит Гафури, Загир Исмагилов).

Промышленные предприятия Уфы. Сельское хозяйство Башкортостана. Пчеловодство.

Башкирские народные праздники (Сабантуй, Воронья каша).Башкирские народные игры ( Прятки в кругах, палка — кидалка, расщепляющая стрела). Башкирские музыкальные инструменты ( курай, кубыз, домбра). Башкирские предания и легенды. Салават Юлаев — башкирский народный герой, поэт — импровизатор. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны. Башкирская кавалерийская дивизия. Народы, проживающие на территории Башкортостана.

Результаты изучения учебного материала.

Личностные


 

ответственность за свой выбор, свои поступки, правильная мотивация своей деятельности;

желание изучать родной край и его историю и в дальнейшем, готовность быть достойным гражданином своей Родины;

осознание своей роли гражданина своего города Уфы, республики Башкортостан и России в целом; воспитание патриота своей Родины.

Толерантное отношение к мнению других людей, даже коренным образом отличающееся, воспитание терпимого отношения к истории и культуре других народов, проживающих на территории Башкортостана, изучение их обычаев и традиций;

эстетическое развитие учащихся;

Метапредметные результаты.

Регулятивные

учиться видеть результат своей работы, плюсы и минусы работы.

адекватно реагировать на замечания по исправлению ошибок со стороны своих товарищей, учителей и других взрослых, стремиться к самоанализу своей деятельности.

Учить детей собранности и душевному равновесию. Адекватно оценивать свои возможности и быстро находить выход из трудных ситуаций.

Коммуникативные .

Умение правильно задавать разные виды вопросов; тактично и грамотно обращаться за помощью к одноклассникам и учителям; уметь формулировать проблему и пути её решения;

предлагать свою помощь и сотрудничество в решении поставленных задач;

определять с какой целью необходимо выполнение учебного задания, распределять функции участников процесса и способы взаимодействия между ними, формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;

уметь подстраиваться к позиции других участников процесса общения.

Познавательные

учиться анализировать проблемную ситуацию;

учиться построению устных и письменных сообщений творческого или исследовательского характера.;

узнавать и правильно называть объекты и явления родного края, устанавливать закономерности и причинно — следственные связи между объектами.

Учиться записывать и фиксировать сведения об истории своего края с помощью ИКТ, работать с разными текстами.

Перечень дидактических материалов.
 

Физические карты России и Башкортостана, гербарии и иллюстрации растительного и животного мира Башкортостана, таблицы природных зон Башкортостана; видеофильмы «Природа родного края» и др.

 

Список литературы:

История и культура Башкортостана. Хрестоматия. - Уфа, 1997.

Муртазин Г.М., Янгиров Р.М. Родной башкортостан. Пособие по краеведению для 4 класса. Уфа, 1997.

Химатов М.Ф. Башкирия моя. Уфа, 1987.

Хисамитдинова Ф.Г., Шарипова З.Я., Нагаева Л.И. Родной Башкортостан. Уфа,1993.

Ахмедов Р.Б. В королевских чертогах Агидели. Открытая книга Башкортостана. Уфа,1993.

Юлдашбаев Б.Х. Новейшая история Башкортостана. Уфа,1995.  

 

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование.

4 класс.

№ п\п

Темы:

Всего часов

Дата

 
 

Введение 2ч

   

1.

Введение в предмет

1

 

2.

Экскурсия по Уфе.

1

 

Наша школа 6ч

 

3.

Наша школа. История основания школы. В честь кого названа улица на которой построена школа.

1

4.

Школа в годы Великой Отечественной войны. Военный госпиталь, находившийся в здании школы. Экскурсия по школьному музею.

1

5

Строительство пристроя к школе после войны. Благоустройство школы.

1

6.

Традиции школы. Знаменитые выпускники.

1

7.

Подготовка проекта «История школы».

1

8.

Защита проекта «История школы».

1

 

Наша малая Родина. Город Уфа 11ч

 

9.

Наш город Уфа. История основания города. Уфимская крепость. Монумент дружбы. Археологические раскопки в Уфе.

1

10.

Улицы нашего города. Старинные названия улиц. Первая улица Уфы — Посадская.

1

11.

Достопримечательности Уфы. Памятники, театры и парки. Составление памятки туристу.

1

12.

Экскурсия по памятным местам Уфы.

1

13.

По Аксаковским местам (музей Аксакова, сад имени Аксакова, улица Аксакова, памятник Аксакову).

1

14.

Экскурсия в Национальный музей РБ.

1

15.

Почетные жители Уфы.

1

16.

Предприятия нефтеперерабатывающей, пищевой, швейной, химической промышленности Уфы.

1

17.

Экскурсия на одно из предприятий Уфы.

1

18.

Подготовка проекта «Наша родина - Башкортостан».

1

19.

Защита проекта. «Наша родина - Башкортостан»

1

 

Родной край Башкортостан 15ч

 

20

История родного края. Жизнь древних башкир. Жилища, национальный костюм, традиции и обычаи.

1

21

Природа Башкортостана. Уникальные объекты природы. Рельеф, климат, полезные ископаемые. Между Европой и Азией.

1

22

Растительный и животный мир Башкортостана.

1

23

Исторические места Башкортостана, связанные с именами известных людей.

1

24

Известные люди Башкортостана. Учёные, спортсмены, политические деятели истории и современности.

1

25

Башкирские писатели, поэты и композиторы.

1

26

Башкирские музыкальные инструменты.

1

27

Сельское хозяйство Башкортостана и промышленность нашего края.

1

28

Башкирские народные праздники (Сабантуй, Воронья каша). Башкирские игры.

1

29

Башкортостан в годы великой Отечественной войны. Башкирская кавалерийская дивизия. Башкирская лошадь во время войны.

1

30

Салават Юлаев — башкирский народный герой. Поэт — импровизатор.

1

31

Народы, проживающие на территории Башкортостана.

1

32 - 33

Подготовка и защита проекта «Мой Башкортостан»

2

34

Викторина «Знаете ли вы историю и природу Башкортостана?»

1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации