Сценарий классного часа по теме «Милосердие», посвященному международному дню инвалидов
Пояснительная записка к презентации
Сценарий классного часа по теме «Милосердие»,
посвященному международному дню инвалидов
Возраст: 15-17 лет.
Цель: Создать условия для:
- развития у учащихся толерантного отношения к людям с особыми потребностями;
- развития таких качеств личности, как милосердие, сопереживание, стремление помочь;
- формирования позиции, выраженной фразой «кто, если не я».
Оборудование и материалы: экран (или интерактивная доска), мультимедиа-проектор, компьютер с выходом в сеть Интернет, документ камера (или обычная доска); листы для работы в группах; листочки для рефлексии.
Приложение 1. Презентация.
Ход мероприятия.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего классного часа созвучна словосочетанию «Милое сердце» /слайд 1/ Как Вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить?
*Учащиеся предлагают свои варианты, называют и слово милосердие.
Учитель: И так, тема нашего классного часа «Милосердие». Как Вы думаете, почему я выбрала такие рисунки? И что такое «Милосердие»? Что оно включает в себя по-Вашему? Давайте разделимся на группы по 4 человека. У Вас на столах лежат листы бумаги. Выпишите в левый столбик слова, в которых отражается понятие «милосердия» (например, названное Вами слово - помощь), а напротив – в правом столбце – ситуации, в которых проявляется «милосердие», выраженное данным словом (например, помощь в какой ситуации можно считать милосердием). У Вас 5 минут на данную работу.
* Учащиеся обсуждают в группах и выполняют задание.
Учитель: Время вышло, пожалуйста – группы, что по-Вашему включает понятие «милосердие».
*Выступление от групп (с помощью документ – камеры вывести на экран листы; или записать на интерактивной или обычной доске слова, представленные группами). (3-5 мин)
Учитель: /слайд 2/ На сладе дано определение из словаря В. И. Даля: «Милосердие – сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро, жалостливость».
Милосердие ... Мы с Вами сейчас назвали много из того, что оно в себя включает… И есть ребята, которые не забыли о тех, кто больше всего нуждается в нашем с Вами МИЛОСЕРДИИ…. /слайд 3/ Давайте посмотрим видеоклип… (Гиперссылка на отредактированное видео «Особые дети. mp4» [4])
Сегодня Международный день инвалидов! Вот какое стихотворение написал Антон, мальчик- инвалид – колясочник.
Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,
Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.
Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.
Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.
Ступени на моем пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,
Обеспокоенным и болезненным,
Испуганным и нервным.
Ступени – это мрачный сумрак.
О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,
Все эти ступеньки!
Чтобы понять чуть-чуть, что чувствуют эти люди, как трудно им в жизни, Вам достаточно попробовать один выходной провести, например, одев на глаза темную повязку, или привязать одну руку к телу и один день все свои дела выполнять именно так: всего один день, а у них это – целая жизнь…
/слайд 4/ Сложно быть инвалидом с детства, но порой еще трудней стать им вдруг: авария, несчастный случай: ты все умел и в один миг – не все тебе подвластно… Трудно, но можно преодолеть, особенно если рядом есть тот, кто подставит плечо…
Они могут в жизни добиться многого!!!!
/слайд 5/ Паролимпийцы, певцы и певицы, танцоры и просто хорошие специалисты в своем деле, - и это возможно»! Только нужна поддержка близких, друзей! НУЖЕН друг!
Так каким может быть с Вашей стороны милосердие? Что можете сделать Вы? Сделать! Действенное?
*Ученики называют /слайд 6/, учитель записывает на доске.
Учитель: /слайд 7/ Русский прозаик Василий Васильевич Розанов писал: «Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как это ни странно, а без этого пуста жизнь». А выдающийся русский языковед Сергей Иванович Ожегов дал такое определение милосердию: «…-готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия»
Милосердие и сострадание, они всегда идут рука об руку. А Вам присуще сострадание?
Всего 4 вопроса на которые Вы можете ответить честно сами себе. Вы, скорее всего, поймете, что должен ответить человек, чтобы получить звание человека с Золотым сердцем. Сравните эти ответы с тем, что бы ответили ВЫ, если отвечать честно /слайд 8-11/ (Учитель читает вопросы и ответы, делает паузу, чтобы ученики подумали над своим ответом):
Твой друг или одноклассник, который не может похвастаться стопроцентным зрением, обращается к тебе с просьбой помочь ему отыскать невесть куда закатившийся карандаш. При этом ты: |
|||||||||
|
|||||||||
На улице тебе под ноги бросается маленький котенок и жалобно мяукает. Ты: |
|||||||||
|
|||||||||
Пожилая соседка, встретив тебя на лестничной площадке и выяснив, что ты топаешь в магазин за хлебом, просит заодно и ей купить сайку. Как ты поступишь? |
|||||||||
|
|||||||||
По радио объявляют, что станция переливания крови ждет доноров-добровольцев. Как ты отреагируешь на сообщение? |
|||||||||
|
Учитель: /слайд 12/ «Писатель А. Владимиров рассказывает историю своего героя. У пастуха Николая Савушкина была больна дочь. Она сильно хворала уже третий год и испытывала боль в теле. Однажды, увидев в степи антилопу, Савушкин понял, что это его единственный шанс помочь дочери, ведь из рогов антилопы можно сделать спасительное лекарство. Савушкин с ружьем решает отправиться в лощину на поиски зверя, но охота не принесла ему желаемой добычи, так как рядом с антилопой Савушкин увидел ее детеныша. Пастух не смог выстрелить, потому что понимал, что для антилопы этот детеныш так же близок и дорог, как для него дочь. Он не смог убить родителя и оставить ребенка на погибель в этом жестоком мире» [3].
А что можем мы с Вами сделать для людей так нуждающихся в нашей помощи, в нашем внимании, для ребят с особыми потребностями, которые учатся в нашей школе?
*Учащиеся вносят свои предложения, учитель записывает на доске /слайд 13/
Рефлексия.
Учитель: У Вас на столах лежат маленькие листочки. Напишите на них всего одно слово, которое отразит Ваши чувства, возникшие на классном часе или пережитые здесь и сейчас; или Ваше отношение к тому, о чем мы сегодня говорили.
*Ученики пишут и сдают листочки учителю.
Учитель: Ну а закончить нашу с Вами встречу я хочу еще одним клипом (Гиперссылка на клип «Дорога добра» [2]).
Спасибо всем, до свидания.
Список использованных источников:
1. Дегтярева О. В., Классный час «Сострадание. Право на лучшую жизнь (8-9 классы)» /Сайт Издательства 1 сентября. Открытый урок. 01.12.2016. Код доступа: http://festival.1september.ru/articles/576952/
2. Дорогою добра [Видеоклип]/ YouTube. 01.12.2016. Код доступа: https://www.youtube.com/watch?v=nDpLtRNlBXo
3. Евсеева Е. Сочинение «Что такое сострадание и милосердие»/ Сайт FB.RU. 01.12.2016. Код доступа: http://fb.ru/article/221746/sochinenie-chto-takoe-sostradanie-i-miloserdie
4. Особые дети [Видеоклип]/ YouTube. 01.12.2016. Код доступа: https://www.youtube.com/watch?v=k8xk6DF43mM
Особые дети. Видеоклип. В редакции
MP4 / 30.44 Мб
5. Тест. Есть ли у тебя хоть «капля» сострадания./ Сайт QIP.RU. Тесты и опросы. 01.12.2016. Код доступа: http://aeterna.qip.ru/test/runjs/117219/?
6. Шабалина, И. А. Презентация на тему Милосердие и сострадание/ Сайт PPR4Web Хостинг презентаций. 01.12.2016. Код доступа: http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/miloserdie-i-sostradanie.html