12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чайкина Виктория Владимировна20

Государственное Учреждение Луганской Народной Республики

«Луганское Учебно-Воспитательное Объединение

«Спортивная академия «Заря»









Методическая разработка урока на тему:

«Подвигу народа жить в веках!»


t1591381244aa.jpg






Разработала учитель ГУ ЛНР

«ЛУВО «Спортивная академия «Заря»

Чайкина В.В.









Луганск 2019

Цели:

-формирование гражданственности и патриотизма, любви к Родине, своему народу

- воспитание у детей патриотических чувств, основанных на понимании духовных ценностей, чувства гордости за своих земляков, времён ВОВ ,одолевших немецко-фашистских захватчиков

- сохранение исторической памяти о подвигах подпольщиков Луганщины в годы Великой Отечественной войны

-развитие интереса к истории Луганска и Луганщины

-развитие интереса к поисковой исследовательской деятельности


Задачи:

- познакомить учащихся с героями подпольного антифашистского движения на Луганщине в годы Великой Отечественной войны

- способствовать воспитанию чувства патриотизма у учащихся, гордости за наш край, выработать стремление к готовности защищать его в трудное время

- воспитывать у учащихся на примерах мужества и героизма подпольщиков Луганщины чувство долга и глубокого уважения к своей земле

-воспитывать у учащихся уважительное отношение к героям ВОВ


Метапредметные связи: умение выражать свои мысли, аргументировать и отстаивать своё мнение , осуществлять самостоятельно поиск нужной информации из разных источников, анализировать и отбирать необходимую информацию.


Межпредметные связи: история Отечества, литература, ИКТ


Форма проведения: урок мужества.


Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), экран, презентация по теме, кинофрагмент «Клятва молодогвардейцев», кинофрагмент « Казнь молодогвардейцев», набор открыток « Никто не забыт, ничто не забыто», документальные источники, набор наглядно- демонстрационного материала по теме «Великая Отечественная война» (формат А-4)

Ход урока:

Учитель: Вступительная часть.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть. Поздравляю Вас с началом нового учебного года, и желаю в новом учебном году всем успехов, побед и новых открытий !

Великая Отечественная война 1941-1945 –одна из самых трагически-страшных страниц нашей истории, которые нам ярко демонстрируют боль всего народа, а вместе с ней и Великое Мужество, и Героизм, начиная с самых первых её страниц.

9 мая 2020 года будет отмечаться 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Именно поэтому тема нашего сегодняшнего урока :«Подвигу народа жить в веках!»

А начнём мы наш урок с того, что попробуем сформулировать, что же такое , по вашему мнению, «подвиг»?

(ответы учеников)


Учитель А теперь подведём итоги и сделаем выводы (учитель читает выводы)

t1591381244ab.jpg


Учитель Скажите , а можно среди людей узнать человека, способного совершить подвиг? Он отличается внешне? ( нет)

- А по каким качествам он отличается от других людей? ( внутренним моральным качествам)

Давайте попробуем составить портрет такого человека. Я буду называть качества человека, если оно подходит, хлопаем в ладоши, это качество я буду размещать на доске. (учитель вешает написанные качества на доску)



t1591381244ac.jpg



Милосердие, бессердечие, жадность, лень, забота, любовь, честность, воля, самоотверженность, решительность, трусость, равнодушие , храбрость, смелость, хвастовство, настойчивость, глупость, честь, скромность, ответственность , мужество

Учитель: По мнению исследователей Зимбардо и Франко, герои, способные пойти на подвиг, обладают двумя существенными особенностями, которые отличают их от не- героев: они живут согласно собственным моральным ценностям и готовы пойти на риск, чтобы эти ценности защитить. Сегодня мы поговорим с вами о наших земляках, героях – подпольщиках, которые обладали собственными моральными ценностями, и о подвигах, которые совершали юные герои на Луганщине во время Великой Отечественной войны.

Основная часть

t1591381244ad.png

Учитель К лету 1942 г. обстановка в Донбассе осложнилась в связи с неудачным исходом операции в районе Харькова и Крыма. Наши войска вынуждены были отступить. 17 июля 1942 г. гитлеровцы захватили Ворошиловград, так тогда назывался Луганск. Занимая Донбасс, гитлеровцы рассчитывали поставить его экономику на службу рейху. В Германии было специально создано «Общество эксплуатации Востока», а также филиалы частных фирм. Они надеялись пустить в ход все предприятия нашего региона. Но их планам не суждено было осуществиться. А мешало осуществлению этих прогнозов нежелание наших людей работать на оккупантов. К июлю 1942 года, к моменту оккупации противником области, на ее территории было создано 24 подпольных райкома и горкома партии, объединявших 735 коммунистов. Луганский подпольный обком комсомола в годы Великой Отечественной войны возглавляла Надежда Фесенко . Имя Надежды Фесенко присвоено 30 школе г. Луганска.

Вам слово, ребята!

t1591381244ae.jpg. Надежда Фесенко, секретарь Ворошиловградского подпольного обкома партии

Ученик Надежда Фесенко родилась в Луганске в многодетной рабочей семье После окончания ФЗУ (профессиональный машиностроительный лицей) работала в бригаде молодых станкостроителей завода им. В. И. Ленина; стала бригадиром этого ударного комсомольско - молодежного коллектива. В предвоенные годы была директором Дворца пионеров, инструктором Климовского райкома партии по работе с молодежью. Во время оккупации города возглавляла подпольный обком комсомола, держала тесную связь с партизанским отрядом И.М. Яковенко

Уполномоченный обкома ЛКСМУ, секретарь подпольного Ворошилов -

градского горкома комсомола Фесенко Надежда Тимофеевна, за срав -

нительно короткое время с июля по октябрь 1942 г. провела большую

работу по организации молодежи Ворошиловграда и прилегающих к нему

районов (ст. Луганская, Верхне-Теплов, Александровка, Успенка, Сла -

вяносербск, НовоСветловка) на борьбу с немецко-фашистскими оккупантами.

Ученица При непосредственном участии Надежды в районе Каменного брода города Ворошиловграда появились листовки с призывом к молодежи не верить лживым немецким сообщениям, не ехать на каторжные работы в Германию. Фесенко Надежда провела значительную работу по отбору молодежи в партизанский отряд. Только за август и сентябрь 42 года ею было отобрано 12 юношей и девушек в действующие партизанские отряды Яковенко и Бакланова.

Надя вместе с Сериковой Галиной и Алексенцевым Юрием провели большую работу по сбору оружия, организации продовольственной базы, по отбору молодежи для организации предполагаемого партизанского отряда. Но этим планам не суждено было сбыться.

Ученик. 12 октября 1942 года на хуторе Светлый, Александровского района, Надя Фесенко была схвачена немецким шпионом, бывшим студентом Ворошиловградского Пединститута Скумбриным при помощи двух полицейских. С 12 октября по 2 декабря 1942 года Надежда находилась в тюрьме гестапо в г. Ворошиловграде. Несмотря на жестокие пытки, на угрозы и обещания гестаповцев, Надя мужественно держалась в тюрьме, не предав товарищей. В ночь на 2 декабря 1942 года Фесенко Надя была расстреляна.Она погибла гордой и мужественной, стойкой и непоколебимой, такой, как знали ее комсомольцы и молодежь Ворошиловградской области.

.t1591381244af.jpg Виктор Пятеркин, связной подпольного обкома партии



Ученица Во время оккупации Луганска немцами ученик школы №7 города Луганска Витя Пятёркин активно участвовал в подпольной борьбе против оккупантов. Именно Виктор Пятёркин собрал сведения о расположении в городе немцев, об их укреплениях и передвижениях. Добытая школьником информация сыграла одну из важнейших ролей в битве за освобождение Луганска в феврале 1943 года. Уже после освобождения Луганска Виктор Пятёркин вступил в Красную Армию, где и начал служить разведчиком в особом отделе 3-й Гвардейской армии. В начале весны 1943 года Витя был отправлен с секретным заданием в тыл врага. После выполнения задания при переходе через границу фронта он был тяжело ранен в живот. Собрав всю волю и не взирая на серьёзную рану, он смог добраться к своим. Вскоре, вылечившись в военном госпитале, Витя Пятёркин вернулся в расположение части и был готов к новым боевым заданиям. Но случайная пуля не дала молодому герою продолжить свою героическую службу. Виктор Пятёркин погиб 27 июня 1943 года и был похоронен в братской могиле села Спиваковка (Новоайдарский район). Ему было 16 лет (1927-1943).
Виктор Пятёркин был посмертно награждён медалью "Партизану Великой Отечественной Войны" 1 степени.
Сейчас одна из улиц Артёмовского района Луганска носит имя молодого героя .

Учитель Они читали книги и мечтали,

Влюблялись, пели, спорили порой.

Они совсем о жизни мало знали,

И жизнь ещё казалась им игрой.

На них ещё покрикивали дома

Родители. И кто б сказал тогда,

Что эти парни и девчата скромные

Пришли в наш мир, чтоб быть в нём навсегда.

В граните монументов - исполинов,

В страницах книг, в названьях городов,

Храним мы свято каждое их имя,

Как памятник для будущих веков.

30 сентября 2019 г года исполняется 77 лет со дня создания самой известной молодежной подпольной организации – «Молодая гвардия», которая внесла неоценимый вклад в борьбу с фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

(Кинофрагмент: Клятва молодогвардейцев).

t1591381244ag.jpg

(говорят ученики)

Ученик За весь период своей деятельности организация «Молодая гвардия» выпустила и распространила в городе Краснодоне более пяти тысяч антифашистских листовок с данными о реальном положении дел на фронте и призывами к населению подниматься на беспощадную борьбу с немецкими оккупантами.

Ученица Наряду с подпольщиками-коммунистами, члены организации участвовали в проведении диверсий в электромеханических мастерских города. В ночь на 7 ноября 1942 года, в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, молодогвардейцы водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях в городе Краснодоне и прилегающих к нему посёлках.

Ученик В ночь с 5 на 6 декабря 1942 года молодогвардейцы устроили поджог здания немецкой биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к угону на принудительные работы в нацистскую Германию, тем самым около двух тысяч юношей и девушек из Краснодонского района были спасены от насильственного вывоза.

Ученица Молодогвардейцы готовились также устроить вооружённое восстание в Краснодоне, чтобы разбить немецкий гарнизон и присоединиться к наступающим частям Красной армии. Однако, незадолго до планируемого восстания организация была раскрыта. Главный подвиг своей жизни молодогвардейцы — эти мальчики и девочки — совершили именно там, в тюрьме, где испытали нечеловеческие пытки, но до конца, до самой смерти — остались людьми.

Ученик Часто себе задаю вопрос: «А смог бы и я, как они?»

Даже, когда поведут на допрос, петь песни про светлые дни!

Выстоять, выдержать, не застонать, Родину, друга и мать не предать…

У заброшенной шахты расстались с жизнью большинство членов подпольной комсомольской организации “Молодая гвардия”, боровшейся в 1942 году против фашистов в городе Краснодоне. Молодогвардейцы стали героями, отдавшими свои жизни за Родину.

(Фрагмент: Казнь молодогвардейцев).

t1591381244ah.jpg

Заключительная часть

Учитель Сегодня мы ещё раз вспоминаем с благодарностью всех павших и выстоявших в Великой Отечественной войне. Минутой молчания мы чтим память героев-подпольщиков Луганщины и всех, кто отстоял независимость нашего края .

Прошу почтить минутой молчания память всех, кто отдал свои жизни во время Великой Отечественной войны, за мирное небо над головой

(минута молчания)

t1591381244ai.jpg


Учитель Все дальше и дальше уходят грозные годы ВОВ, годы народного горя и народной славы, массового героизма и доблести наших людей. Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.

Что такое война, знаем не понаслышке и мы с вами. Знаем, сколько горя война приносит людям. Поэтому мы должны беречь мир! Наше будущее должно быть светлым и добрым.


Наш сегодняшний классный. час я хочу закончить такими словами  « Достаточно мгновенья, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком.»

П. Брюла


t1591381244aj.jpgДорогие ребята, я желаю Вам вырасти достойными людьми! На этом наш классный час закончен. Спасибо за внимание!

В работе использованы материалы

https://www.molodguard.ru/heroes1793.htm- сайт Молодая гвардия

https://mylektsii.ru/13-7483.html- Надежда Фесенко

https://shusek.livejournal.com/34918.html- были Ворошиловградских улиц

Демина Л.И. (Луганск) 
БОРЬБА ТРУДЯЩИХСЯ ЛУГАНЩИНЫ В ТЫЛУ ВРАГА (1941 -1943 гг.) 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.