Классный час, посвящённый дню Конституции (3–4 класс)
Классный час, посвящённый дню Конституции.
Цели:
формирование понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации;
воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства;
расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.
Оборудование:
- Наглядное пособие: «День Конституции»
- Рисунки герба РФ
- Аудиозапись гимна РФ
Ход мероприятия
I этап – Подготовительный
Задание учащимся:
- выучить наизусть гимн;
II этап – Организация работы
Чтение стихотворения (ученицей)
Эта книжка небольшая,
Только очень нужная.
Кто обижен, всем помогут
В ней законы дружные.
С детства каждому расскажет
Что такое человек,
Конституция России
В ней на все найдем ответ.
И сегодня мы поздравим
Эту книжку от души.
Благодарны ей должны быть
Взрослые и малыши.
-О какой книге идёт речь в стихотворении? О каком празднике?
-Как вы думаете, чему будет посвящён наш классный час?
-Какие цели поставим перед собой на занятии.
III этап – Основная часть
Учитель:
Учитель: 12 декабря вся наша страна будет отмечать официальный праздник. Это День Конституции.
Что вы о нем знаете?
Сегодня мы поговорим об этом празднике и о государственной символике.
12 декабря, всенародным голосованием в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным.
Конституция – это основной закон государства. В нем написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами тоже. На сегодняшнем занятии мы обратимся ко 2 и 4 главам Конституции нашей страны (а всего их 9). Они называются: Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» . Глава 4 «Президент РФ»
Вопрос классу: Предположите, о чем написано во 2 главе? В 4?
Учитель: Во 2 главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.
Вопрос классу: Какие права есть у каждого гражданина нашего государства?
Учитель: по Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, мы имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь, и все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство.
Вопрос классу: Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
Учитель:
Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести.
По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
Даже Президент не имеет права нарушать законы Конституции и при вступлении в должность дает присягу …..
ПО закону Конституции у нас есть права. Но есть и обязанности, записанные в Конституции.
Вопрос классу: Как вы думаете, какие это обязанности?
Учитель: наши обязанности – охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду.
Как вы думаете, когда у человека появляются права, которые закреплены нашим основным документом Конституцией?
В главе 4 описываются символы нашего государства.
Вопрос классу: Какие символы вы можете назвать?
Найдите на столах информацию о флаге. Командир группы зачитывает её вслух.
Учитель: Государственные символы России – это флаг, герб и гимн.
Вопрос классу: Что представляет собой наш государственный флаг?
Учитель:
Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине полосами. Верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. Считается, что белый цвет - выражает чистоту устремлений, синий - обозначает волю к миру, красный – проявление отваги при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году.
Что вы знаете о гимне?
Найдите информацию на партах. Зачитайте.
Следующий символ – это гимн. Гимн - официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Гимн России
Музыка - Георгия Александрова, текст - Сергея Михалкова
Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Припев
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев
Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.
(Учащиеся слушают гимн РФ стоя, с просмотром текста гимна).
Следующий символ – это герб.
Вопрос классу: Как выглядит наш герб?
Посмотрите какая информация есть у вас. Зачитайте.
Учитель:
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона.
Учитель:
Государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.
Вопрос классу: Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни?
Учитель:
Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.
Вопрос классу: Где мы можем видеть флаг?
Учитель:
Флаг России изображен на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих.
В воинских частях, которые несут боевое дежурство, каждый день начинается с поднятия флага и прослушивания гимна России. Честь поднять флаг отдается лучшему военнослужащему.
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Контрольные вопросы:
1. Что такое Конституция?
2. Когда Россия отмечает праздник посвящённый конституции?
Какие права имеет человек с рождения?
3. Какие государственные символы вы знаете?
4. Сколько полос на флаге России, в какой последовательности они расположены?
5. Что символизирует каждая полоса флага?
6. Что представляет собой герб РФ?
7. Кто написал текст и музыку для гимна РФ?
Групповая работа
Каждой группе предстоит выполнить работу.
1 группа - собрать гимн (предлагается разрезанный на строки гимн)
2 группа - собрать герб (фото герба, разрезанное на подобии пазл)
3 группа - собрать и раскрасить флаг
IV этап – Подведение итогов
Чтение стихотворения –поздравления
Поздравляю вас с Днем Конституции!
И желаю, чтоб нашу страну,
Обошли стороной революции,
Чтоб она не познала войну,
Пусть живет, процветает Великая,
Наша Родина, гордость и честь,
Неприятели пусть многоликие
Позабудут коварство и лесть.
3