Классный час на тему «Радуга здоровья»
Парфенова Алена Егоровна
учитель начальных классов
без категории
Негосударственное образовательное частное учреждение
средняя общеобразовательная школа «ЮДЖИН-ЦЕНТР»
г. Москва
Классный час «Радуга здоровья»
4 класс
Методическая разработка является пособием для проведения классного часа и пропаганды здорового образа жизни среди учащихся начальных классов.
В мире есть две абсолютные ценности:
чистая совесть и здоровье».
Л. Толстой.
Цель: закрепить знания детей об основах здорового образа жизни,
сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
помочь ученикам осознать важность разумного отношения к своему здоровью;
способствовать укреплению здоровья детей;
развивать навыки работы в группах, коммуникативные и творческие способности, внимание, фантазию, смекалку, речь;
воспитывать культуру поведения и общения при работе в группах.
Оформление и оборудование:
листы бумаги, ручки, фломастеры, цветные и простой карандаши, карточки с пословицами, карточка с радугой, карточки с изображением продуктов питания, шарики су-джок, массажные коврики, гелиевые шары по количеству учеников черного и белого цветов, мячик для рефлексии, питьевая вода в бутылочках, стаканы, презентация.
План мероприятия:
Организационный момент.
Раскрытие темы занятия в форме путешествия по радуге здоровья.
Итог занятия. Рефлексия.
Ход классного часа
Организационный момент
Учитель:
- Каждый день, приветствуя друг друга при встрече, мы говорим: «Здравствуйте!», т.е. желаем друг другу здоровья. Что же такое здоровье?
- Здоровье - это такое состояние организма, при котором правильно и нормально взаимодействуют все его органы.
- «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма» С.Н. Ожегов.
- Можно сказать, что здоровый человек чувствует себя хорошо, у него ничего не болит. Что помогает человеку быть здоровым, сильным, ловким? (ответы детей)
Раскрытие темы занятия
Учитель:
- Сегодня мы будем путешествовать по радуге здоровья. Перед началом путешествия проведём гидратацию организма. Сделайте несколько глотков воды. Это поможет активизировать сенсорные и моторные центры полушарий головного мозга.
- Работать будем в группах. Итак, отправляемся в путь. У вас на столах лежит лист бумаги, нарисуйте воздушный шар с корзинкой, не забудьте нарисовать себя в этой корзинке. Вокруг вас голубое небо, ярко светит солнце. Выберите и напишите, какие важные для Вас девять из предложенных на экране ценностей Вы взяли бы с собой в путешествие.
Учитель:
- А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Каждая группа зачитывает свои жизненные ценности.
Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то ставит плюсы. Как правило, среди оставленных ценностей есть здоровье.
Учитель:
- Итак, одной из самых важных ценностей в жизни человека является здоровье. Это видно из результатов вашей групповой работы. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие.
Учитель:
- Российские школьники имеют серьезные проблемы со здоровьем, и это признано на самом высоком уровне. По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска.
- Сегодня мы, путешествуя по радуге здоровья, выясним, что необходимо человеку, чтобы быть по-настоящему здоровым.
- Ребята! Предлагаю вам выполнить следующее задание. Первая группа: на доске – слова, из которых нужно составить пословицу, и записать её на листочках, сидя за партой. Вторая группа: собрать слова, расположенные вокруг на карточках, и составить пословицу. Подсказка: карточки построить в порядке цветов радуги.
Группы выполняют задания.
Учитель:
- А теперь прочтите свои пословицы.
Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.
Учитель:
- Спасибо. Вы замечательно справились с заданием. Ребята, скажите, задания в какой группе выполнять было интереснее? Почему? (Ребята второй группы собирали карточки со словами, выстраивали их по цветам радуги. Им пришлось ходить по классу, это было интереснее. Они двигались, а первая группа сидела.)
- Итак, первая составляющая нашей радуги здоровья будет ДВИЖЕНИЕ.
Учитель:
- На столах у вас лежит листок с радугой, на верхней полосе запишите название нашей цветной дорожки. (ДВИЖЕНИЕ).
Дети (читают на слайдах):
- Ограничение подвижности приводит к снижению и нарушению жизненно важных функций.
- Детскому организму необходимо от 6 до 13 тысяч движений в день.
- У малоподвижных детей очень слабые мышцы.
Учитель:
- Друзья, перед вами карточки с изображением продуктов питания. Внимательно посмотрите на них и разделите их на две части в зависимости от их пользы для здоровья.
- Каким образом вы разложили продукты? Почему? (Ответы детей).
- Таким образом, второй составляющей нашей радуги здоровья будет ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. Запишите на своей радуге.
Учитель:
- Ребята, сядьте удобно, возьмите мячики су-джок, массируйте ими ладони и слушайте музыку.
Звучит музыка.
- Какие ощущения после прослушивания?
- А сейчас вам задание – кто быстрее составит пословицу о здоровье.
Слова разбросаны на интерактивной доске. Дети выходят и собирают пословицу.
Сон - лучшее лекарство.
- Как вы думаете, сон и здоровье связаны между собой?
Дети (читают на слайдах):
- Ребенок должен спать 10-12 часов в сутки, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов.
Учитель:
-Итак, следующей составляющей нашей радуги здоровья будет ЗДОРОВЫЙ СОН. Запишите на своей радуге.
- Нам предстоит ещё поработать, но после такой «сонной» минутки включиться в активную деятельность будет трудно. Что же нужно сделать, чтобы настроить организм на работу? Как вы думаете?
Дети:
- Сделать зарядку. Взбодриться.
Учитель:
- Верно. Я попрошу вас снять обувь и встать на коврики.
Учитель проводит зарядку.
- Спасибо. Важно после зарядки нормализовать свое дыхание. Я предлагаю вам выполнить несколько дыхательных упражнений.
Учитель показывает упражнения «Ладошки», Насос», «Кошечка» по системе А.Н. Стрельниковой.
Учитель:
- Итак, следующей составляющей нашей радуги здоровья будет ФИЗКУЛЬТУРА. Не забудьте записать на следующую дорожку радуги.
- Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.
Тест «Твое здоровье»
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов учёбы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, тогда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. Я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Вам немедленно нужно заняться укреплением своего здоровья! Оно под угрозой!
Учитель:
- Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни. Нужно ежедневно укреплять свой организм. Каким образом?
Ответы детей. (закаливание и др.)
Учитель:
- Что такое закаливание?
Дети (читают на слайдах):
- Закаливание – это укрепление организма с помощью водных процедур.
Учитель:
- Запомните правила закаливания:
Дети (читают на слайде 23):
Закаливание должно быть постепенным.
Закаляться нужно каждый день.
При закаливании нужно учитывать особенности своего организма.
Учитель:
- Итак, следующей составляющей нашей радуги здоровья будет ЗАКАЛИВАНИЕ.
- Ребята, посмотрите на экран, догадайтесь, какие слова пропущены в пословицах.
…………. – вторая натура.
За худую …………. и умного дураком называют.
…………. – не рукавичка, не повесишь на спичку.
- Догадались, о чём пойдёт речь? (о привычках)
- Какие бывают привычки? (вредные и полезные)
- Друзья! Обратите внимание на тёмные и белые шарики. Тёмные символизируют вредные привычки, а белые – полезные. Возьмите себе по одному белому и одному тёмному шарику и встаньте в круг.
- Назовите по одной вредной и полезной привычке.
чистить зубы два раза в день – курить
делать по утрам зарядку – употреблять наркотики
убирать за собой вещи – злоупотребление спиртными напитками
застилать постель – лениться, бездельничать
мыть посуду - неряшливость
порядок на рабочем месте – грызть ногти, ручку, карандаш
(могут быть и другие варианты, предложенные детьми)
- У вас есть возможность символически избавиться от своих вредных привычек. Подумайте каждый о своей вредной привычке и выпустите тёмный шарик в открытое окно (как вариант – за дверь, в коридор и т.п.).
- Итак, следующая составляющая нашей радуги здоровья – ОТКАЗ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.
Учитель:
- Внимание на экран.
На слайде изображения людей, которые улыбаются, смеются, радуются.
- Я вижу, вы улыбаетесь. Может быть, вы сами назовёте последнюю составляющую нашей радуги здоровья?
Ответы детей. (радость, позитив, хорошее настроение, улыбка и т.п.)
Учитель:
- Замечательно. Это ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ. Запишите его на своей радуге.
- Замечательно. Итак, у нас получилась радуга здоровья. Мы назвали основные составляющие здоровья. А сейчас я предлагаю вам дополнить стихотворение этими словами. Слова можно изменять.
- Прочтите, что получилось.
Вот вам радуга здоровья-
Семицветный жизни спектр.
Выполняй его условия,
Будет ждать тебя успех.
Физкультурой занимайся,
Помни про здоровый сон ,
Ежедневно закаляйся,
Вредные привычки – вон!
Правильно всегда питайся,
Жизнь в движении проводи
И с хорошим настроением
На уроки приходи!
Итог занятия. Рефлексия
Учитель:
- Ребята, скажите, какой из этапов нашей радуги оставил у вас наибольшее впечатление? Запомнился? Почему? (передают мячик и делятся впечатлением)
Учитель:
- Здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшний классный час не прошел даром, и вы многое почерпнули из него. Не зря говорят: «Здоров будешь – все добудешь». Так будьте все здоровы!
Список использованной литературы и источников
«Завуч начальной школы» №7, 2011 г.
«Начальная школа» №6, 2011 г.
1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль: 1997.
Твое здоровье. Укрепление организма. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. – СПб.: 1998.
Ресурсы Интернет