Классный час на тему «Семья и семейные ценности»
Цель: осознание важной роли семьи в жизни человека.
Задачи:
- рассмотрение понятий «семья», «семейные ценности»;
- воспитание уважения к людям старшего поколения, членам своей семьи;
- воспитание уважительного отношения к семейным традициям, к истории своего рода;
- воспитание чувства гордости за свою семью;
- воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения, отзывчивости;
- развитие интереса к истории, традициям своей семьи;
- развитие коммуникативности, мыслительной и познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к занятию.
2. Постановка проблемной ситуации.
Учитель: сегодня в ходе нашего занятия мы затронем важную тему для каждого человека. Ответив на вопросы, вы узнаете, чему будет посвящен наш классный час.
1 с | к | в | о | р | е | ц | |||||
| 2 е | л | ь | | |||||||
| 3 м | о | р | е | х | о | д | ||||
4 я | к | о | р | ь | | ||||||
| 5 я | г | о | д | а | |
1 – небольшая перелетная певчая птица отряда воробьиных с темным оперением.
2 – вечнозеленое хвойное дерево сем. сосновых с конусообразной кроной.
3 – мореплаватель, открыватель морских путей.
4 – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна, плавучего маяка.
5 – небольшой сочный плод кустарников, полукустарников, кустарничков и травянистых растений.
3. Открытие нового.
Учитель: посмотрите, какое же слово получилось по вертикали?
(Ответы учащихся).
Учитель: о чем мы с вами сегодня будем говорить?
(Ответы учащихся).
Учитель: Да. Сегодня мы с вами побеседуем на тему: «Семья и семейные ценности». Начать наш разговор я бы хотела со следующего стихотворения.
(Чтение учителем стихотворения А. Барто).
Дома
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
Учитель: семья является для каждого из нас своеобразным «домом», в котором мы можем укрыться от различных невзгод, неудач, разочарований. Но только дом, имеющий крепкий фундамент, сможет выстоять несмотря ни на какую погоду. То же самое можно сказать и о семье: семью, имеющую свои традиции, передаваемые от поколения к поколению, ценности можно назвать крепкой, счастливой.
Учитель: что же такое «семья»?
(Ответы учащихся; чтение учащимися стихотворений о семье).
Учитель: какую семью, по вашему мнению, можно назвать сплоченной, крепкой?
(Ответы учащихся).
Учитель: как вы понимаете выражение «семейные ценности»?
(Ответы учащихся).
Учитель: какие семейные ценности вы можете назвать?
(Ответы учащихся).
Учитель: совершенно верно. Немалую роль в семьях играют традиции. Как вы понимаете слово «традиция»?
(Ответы учащихся).
4. Физкультминутка.
Кто живет у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
5. Рассказы учащихся о традициях своей семьи.
Учитель: дома вы подготовили рассказ на тему: «Традиции моей семьи». Давайте послушаем, какие же традиции существуют в семьях учащихся нашего класса.
(Рассказы сопровождаются презентациями).
Учитель: я надеюсь, что каждый из вас будет продолжать традиции своей семьи. Может быть, и вы сможете зародить новую традицию в вашей семье.
6. Работа с пословицами.
Учитель: у каждой группы на парте лежит начало пословиц. Вам необходимо найти ее продолжение и объяснить смысл данной пословицы.
(Учащиеся работают в группах).
1 группа.
Дерево держится корнями, (а человек семьей).
При солнышке тепло, (при матери добро).
2 группа.
Семейное согласие (всего дороже).
Вся семья вместе, (так и душа на месте).
3 группа.
Яблоко от яблони (недалеко падает).
На что клад, (коли в семье лад).
7. Рассказ учащихся о своих предках.
Учитель: каждый человек должен с уважением относиться к своему прошлому: знать историю своего рода, помнить о своих предках, знать традиции, существовавшие в их жизни, дорожить ими. Сейчас каждый из вас продемонстрирует нам генеалогическое древо своей семьи, расскажет о своих предках.
(Учащиеся демонстрируют генеалогическое древо семьи, рассказывают историю своего рода: кем были их предки, какие традиции существовали у них и т. п.).
8. Творческое задание.
Учитель: перед вами лежит лист бумаги. Изобразите на нем, как вы представляете счастливую семью.
9. Выставка работ учащихся.
10. Рефлексия.
Учитель: сегодня мы с вами говорили о семье, семейных ценностях, традициях, истории вашего рода. У каждого из вас на парте лежат карточки. Поднимите карточку зеленого цвета, если вы открыли что-то новое для себя, карточку красного цвета, если информация, прозвучавшая на классном часе, вам была уже известна.
11. Итог.
Учитель: в заключении нашего классного часа я бы хотела вам пожелать, чтобы в вашей семье всегда царило счастье, любовь, взаимопонимание, согласие, добро. Спасибо за работу!
Ресурсы
1) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997.
2) www.nsportal.ru