Классный час «Семья, семейные ценности и традиции» (9 класс)
Классный час духовно- нравственное воспитание
« Семья, семейные ценности и традиции»
Цели: Узнать, что такое семья, семейные ценности и традиции.
Оборудование: Выставка книг о семье, семейные фотографии, альбомы, презентации, фотовыставка « Мои увлечения и увлечения моих родителей»
Эпиграф
« Лишь у счастливых родителей вырастают
счастливые дети «
А.С.Макаренко
« Семья – это та первичная среда, где человек
должен учиться творить добро»
В.А.Сухомлинский
Ход классного часа
( Вступительное слово классного руководителя)
Здравствуйте ребята! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека – семье, семейных ценностях и традициях.
Поэтому темой нашего классного часа является « Семья, семейные ценности и традиции».
Цель, узнать, что же такое семья, семейные ценности, семейные традиции? Какие ценности и традиции существуют в ваших семьях?
Они я уверена, есть в каждой семье. У каждой семьи своя судьба, своя жизнь. И именно семейные ценности и традиции рассказывают историю семьи.
Ребята, а что такое семья? ( Предполагаемые ответы учащихся)
Семья- это те, кто дорог вам больше всего. Семья- это, где тебя всегда ждут и понимают. Семья – это родные друг другу люди.
Кл. рук. Молодцы! Да, ребята, семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Именно самому близкому человеку, мы можем доверить тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что нас волнует, посоветоваться.
Семья – это, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и паденье, радость, печаль
Дружбу и ссоры, молчанье, печаль
Семья – это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года.
Семья – священный союз людей. Считается, что именно у семьи есть небесные, святые покровители. Святые Петр и Февронья Муромские, ставшие в нашей культуре олицетворением супружеской любви и верности.
Что вы о них знаете?
Ученик: (расскажет о них, о Дне Семьи и верности.)
Кл.рук. А что же такое семейные традиции? (ответы детей: это обычные принятые в семье нормы, манеры, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение)
В) Какие традиции существуют в вашей семье? (ответы детей: празднование дней рождений, встреча Нового года, выезд на природу, совместный отпуск и т.д.)
Хорошо, я с вами согласна. А сейчас, я хочу вам прочитать одну легенду « Как появилась дружная семья». Вы сейчас внимательно послушайте, а потом ответьте на мой вопрос.
« Давным- давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он их научил жить дружно. Мудрец внимательно выслушал посетителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.
Как вы думаете, о каких качествах идет речь?
(ответы детей: Понимание, Любовь, Уважение, Доброта, Помощь, Забота, Дружба)
Так вот, ребята, если каждый член семьи будет жить согласно этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
Ребята, а вот видите, у меня на доске нарисован дом, но нет у него фундамента. Пусть эти качества будут кирпичиками фундамента нашего дома. Какие кирпичики мы положим в основание дома? (Понимание, любовь, уважение, забота, дружба, помощь, доброта).
Ребята, а как вы понимаете, что такое семейные ценности?
( ответы детей это что-то важное, дорогое, что объединяет семью)
А какие бывают семейные ценности?
( ответы детей: Это дети, доброе отношение к людям, чувство долга, взаимоотношения в семье, семейные фотографии, ордена, медали предков и т.д.)
Ребята, а вот когда вы называли семейные ценности, вы назвали и семейные фотографии. А как понять, семейные фотографии и семейные ценности, давайте поговорим об этом. Я неслучайно попросила вас принести сегодня семейные фотографии. Кто из вас принес? Хорошо. Расскажи нам о них.
Ученица: Вот эта фотография очень старая, ее края уже потертые. Ей много лет. На ней мои самые близкие люди. Прадедушка, прабабушка, бабушка. Молодые и счастливые. Я их никогда не видела. Эта фотография у нас стоит дома на самом почетном и видном месте. Каждое утро, когда я собираюсь в школу, я невольно задерживаю на этом фото взгляд. И мне кажется, что они улыбаются и одобрительно кивают мне. Я им многим обязана. Для нашей семьи эта фотография – реликвия, настоящая семейная ценность.
В) А кто еще принес?
Ученица:Ты права. В моем доме тоже есть такие фото. Иногда мы всей семьей собираемся и пересматриваем их. Мои родители вспоминают наших родных, которых уже нет в живых, вспоминают своих друзей. Представьте себе, если бы не было фотографий, мы бы не знали своих предков, никогда не видели их.
Кл.рук. Молодцы. Ну, а теперь, если есть такая возможность, давайте заглянем в семейный архив наших одноклассников – это не только фотографии родных и близких людей, это еще и другие семейные ценности.
Кто хочет о них рассказать?
(учащиеся рассказывают)
Ученица: Эти фотографии история моей семьи, история моего рода. Я рада, что у меня есть такая семья. Все ее члены дороги мне. Я их очень всех люблю. Очень люблю перечитывать трогательное письмо моего прадедушки к моей прабабушке, которое написано с любовью, верой в победу и с надеждой на скорейшую встречу.
Мой папа собирает модели машин. Он собрал их уже 250 штук. Письма, папины модели (хобби) иные ценности.
Кл.рук. Да, ребята. Нет ни одной семьи, в которой не хранили бы снимки, ставшие семейными реликвиями. Пока есть это все в вашем доме, люди связаны с ними, они живут вместе с нами, в наших воспоминаниях. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция это очень важная. Недаром во время войны или других трудных жизненных ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, среди которых фотографии и письма дорогих людей.
«Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поется в одной из песен.
Какой кирпичик в доме мы еще с вами положим?
Ответ: (Семейное фото.)
Ученица: А я хочу рассказать о ценности нашей семьи.
Кл.рук.: А вот видите, в доме еще не все есть кирпичики. Давайте подумаем, какой можно еще положить кирпичик.
Ответ: Память о близких людях.
Ученица: А, я хочу рассказать о традициях в нашей семье. Я считаю, что каждая семья – это какой -то особый, отдельный мир. И очень хорошо, если этот мир полон тепла, ласки, заботы, сострадания, взаимной любви. Еще одна важная вещь в жизни семьи – семейные традиции, которые объединяют всех членов семьи, и я думаю, что семьи, в которых есть такие традиции самые крепкие и дружные.
Мы в нашей семье всегда стараемся прислушиваться к мнению друг другу и стараемся сохранить теплую, семейную атмосферу. У нас много традиций, и я с большим удовольствием расскажу о некоторых из них.
Гостеприимство и уважение к людям – одна из традиций в нашей семье. Гостей мы всегда встречаем с радостью и угощениями, мы уже знаем, что наши близкие друзья, гости любят, и стараемся приготовить одно из их любимых блюд. Чтоб сделать им приятное. А уважать людей наши родители нас приучили с детства. Взаимопомощь, вежливость – наша главная традиция. Каждый имеет свои права и обязанности, и это облегчает жизнь нашей семьи. Вечером мы отдыхаем. Читаем интересные книги, смотрим интересные передачи.
В Великий праздник Святой Пасхи мама печет куличи, мы помогаем ей красить пасхальные яйца. Потом мы обязательно идем в церковь для освящения куличей и яиц. Еще одна из традиций нашей семьи отмечать праздники в кругу семьи. Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским днем, Днем Защитника Отечества, Днем Знаний и, конечно с Днем Рождения. Мама с папой считают необходимым участвовать в жизни государства. Для них традиция – ходить на выборы. Они знакомятся с программами кандидатов и определяют свой выбор. Когда придет время, я тоже буду голосовать, как и любой гражданин.
Я горжусь своей семьей и нашими семейными традициями. Горжусь своими родными, которые эти традиции бережно хранят, любят и открывают их мне. И пусть у нас нет семейного герба или гимна, зато в нашей семье хорошо живется благодаря нашим традициям. Когда я страну взрослым человеком, я буду стараться беречь и хранить семейные традиции.
Кл. рук: Итак, ребята, какой же кирпичик мы положим в строительство нашего дома? Вежливость и понимание.
А еще раз хочу поведать вам одну притчу:
« Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже 50 лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».
Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:
«Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Во уже более 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому, что ты так ее любишь.»
Что в этой семье присутствует? Любовь и Уважение.
Ученица: А я, хочу рассказать о нашей семье. Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, родом занятий, которые передавались по наследству. Издревле на Руси существует традиция, представители одной семьи занимались одним видом деятельности. И это дело, занятие передавалось из поколения в поколение. Так в одних семьях рождались гончары, учителя, в других художники, обувщики, швеи, строители. Так рождалась династия. В нашей семье династия врачей………
Кл.рук.: Ребята, есть еще одна хорошая традиция – заботиться о престарелых родителях. Вы повзрослеете и обязательно вспомните историю, о которой я вам сейчас расскажу.
«Когда-то жил старик. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал, ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был, есть из нее.
Как- то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырехлетний сын с куском дерева в руках.
- Что ты хочешь сделать? спросил отец.
- Деревянную кормушку,- ответил малыш.- Из нее папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.»
О чем поведала вам эта история? Какой вывод вы сделали?
Ответ: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость.
Кл.рук. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.
Какой кирпичик мы положим в наш дом? Забота.
Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца и мать, да будет тебе благо»
В послании апостола Павла сказано почитай, а не люби. Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями, Любить можно безотчетно. Долг требует осмысления и душевной теплоты.
Ребята, мы о многих традициях сегодня вспомнили, а самая первая чудесная традиция молодой семьи – бракосочетание.
Какие традиции вы знаете относительно бракосочетания? ( По традиции невеста надевает белое платье, невесту с женихом обсыпают монетками, конфетками, крупой , подают хлеб с солью. Все эти традиции чудесны, к ним относятся с особым трепетом. Большинство людей на Земле живут в браке. Но есть люди, которые считают, что не обязательно, можно прожить и так. Давайте обсудим 2 точки зрения. Подумайте, какие вы можете привести аргументы в защиту гражданских отношений без оформления законных отношений и что вы видите отрицательного в этом.( Обсуждение вопроса)
А сейчас, я хочу проверить, как вы поняли, что такое семейные ценности, а что такое семейные традиции. Семейные фотографии и семейный альбом, письма – это что? (ценности), а то, что нам говорила Даша, Настя – это? (традиции). Какой кирпичик еще встроим в наш дом? Традиции. Молодцы!
Строительство любого дома заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома называется « Счастливая семья».
Мастерская.
Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал, что счастливые семьи похожи друг на друга. Чем они похожи? В чем заключается формула счастья? Составьте эту формулу счастья, которую люди ищут всю жизнь, да так и не находят.(Работа учащихся в 1 группе)
В каждой семье живет свое настроение, и каждой член семьи вносит свою лепту в настроение семьи. Нарисуйте цветом настроение вашей семьи. Какую семью, вы представляете в будущем построить. (Работа учащихся 2 группы)
Семья каждого из вас индивидуальна, неповторима. Как вы думаете, что делает, ее такой? ( Работа учащихся 3 группы)( отношения между домочадцами, то как воспитывают детей, чему учат, семейные традиции, ценности и т.д.)
Ребята , вы все правы, так как называете различные стороны одного понятия. Понятие это- семейные духовно – нравственные ценности.
Обратите внимание на доску: давайте прочитаем и постараемся запомнить определение этого понятия.
Семейные духовно – нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании людей в семье.
И так мы с вами построили «Дом счастья»
Несомненно, у каждого из вас должен быть дом, а не просто крыша над головой. Место, где вас любят и ждут, принимают и понимают, такими, какие вы есть. Где вам тепло и уютно. Счастье человека в семье - наибольшая ценность.
Ребята, а какой же дом без песни. Давайте все вместе споем песню» Родительский дом» (поют песню.)
Где бы небыли мы, но по-прежнему
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань родительский дом
Припев: Родительский дом- начало начал
Ты в жизни моей надежный причал
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет
Рефлексия: Давайте подведем итог нашего классного часа. Вспомним мысленно все, о чем мы с вами говорили сегодня .
- Что лично для себя вы взяли из нашего разговора?
- Какие вопросы, касающиеся семьи, семейных ценностей и традиций вам захотелось обсудить дома с вашими близкими и родителями.
- Что вас заинтересовало?
- Были ли в семье традиции, которые со временем исчезли или изменились? В чем они состояли.
А сейчас давайте вас, послушаем? (ответы детей: Я обязательно спрошу у мамы о ценностях нашей семьи? Я думаю, что буду с уважением относиться к ценностям нашей семьи.)
Ребята, я думаю, что вы еще подумаете над этим. И если мы будем хранить наши семейные ценности и традиции семьи, то в будущем мы получим отдачу.
Жизнь не дает готовых ответов. Вам самим предстоит найти на них ответы. Но помните, семья – это книга. Свадьба – это обложка. А в книге обложка, как правило, одна. Сколько страниц будет в вашей книге? Что это будет: роман, комедия или трагедия? Зависит только от вас! Но прежде чем делать взрослые шаги – подумайте о последствиях…….
Я заканчиваю сегодня классный час с уверенностью в том, что каждый из вас представляет семью как очаг, где царят Любовь, Верность, Память,Забота.
Любите близких людей и цените свои семьи, продолжайте семейные традиции, чтобы не растерять семейных ценностей!