12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Касимова Людмила Михайловна898
Россия, Удмуртская респ., Сарапул
8

Краткосрочная комплексная программа деятельности по духовно–нравственному воспитанию «Воспитание позитивного аспекта деятельности школьника» для детей 1–9 классов

Рецензия

на конкурсную работу «Воспитание позитивного аспекта деятельности школьника»

Касимовой Л.М., учителя русского языка и литературы МБОУ Шадринской СОШ, участника Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»

МБОУ Шадринская СОШ имеет богатый опыт взаимодействия с РПЦ. На территории муниципального образования «Шадринское» находится храм св. мч. Флора и Лавр РПЦ.

На территории муниципального образования «Шадринское» находится Православная религиозная организация приход Флора и Лавра Сарапульской Епархии РПЦ.

Педагогический коллектив школы, осознавая важность работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся, осуществляет постоянную связь с РПЦ в лице настоятелей храма св. мч. Флора и Лавра:

Настоятели храма на протяжении долгого времени приглашаются на уроки литературы во время изучения темы «Древнерусская литература» с целью установить связь произведений древнерусской литературы с историей РПЦ.

Настоятель храма – участник всех торжественных мероприятий и родительских собраний данного образовательного учреждения.

Традиционно в школьном коллективе ежегодно отмечаются двунадесятые православные праздники: Покрова Пресвятой Богородицы, Красная Пасха, Троица.

Особо хочется отметить вклад Касимовой Л.М. в развитие духовно-нравственного потенциала населения МО «Шадринское». Находясь в должности Главы МО «Шадринское», Касимова Л.М. поддержала инициативу иеромонаха Лаврентия Котельникова по возрождению на территории д.Шадрино Престольного праздника св.мч. Флора и Лавра. С 2012 года стало традицией отмечать 31 августа как День деревни.

Также в совместной деятельности с работниками Сельского дома культуры, Советом ветеранов ввели традицию отмечать Яблочный спас в д.Пентеги с освещением урожая яблок.

Ежегодно проводятся Троичные гуляния.

Данная работа «Воспитание позитивного аспекта деятельности школьника», представляемая на конкурс Касимовой Л.М., соответствует Православному христианскому вероучению, историческим и культурным традициям РПЦ;


 

 

Настоятель храма св.мч. Флора и Лавра иерей Владимир Дерягин.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шадринская средняя общеобразовательная школа

 

 

Кратко­срочная комплексная Программа деятельности по духовно – нравственному воспитанию

«Воспитание позитивного аспекта деятельности школьника»

(для детей 1 – 9 класс)

 

 

Касимова Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы


 

д.Шадрино

Удмуртская Республика

2017 г

Аннотация

Данная работа представляет собой программу взаимодействия педагогического коллектива, родителей, учеников, работников учреждений культуры, Православной религиозной организации прихода св. мч. Флора и Лавра Сарапульской Епархии РПЦ, Администрации муниципального образования «Шадринское», общественных формирований Администрации и жителей д.Шадрино, направленную на повышение приоритета духовного начала в  жизни каждого ученика, изучение народных и духовных традиций своего народа, на усвоение понятия о вере, духовной культуре и милосердном отношении к ближним. 

Программа краткосрочная, рассчитана на 7 недель, совпадающих с 7-ю неделями Великого поста – особого времени Православной церкви, предшествующего Великому христианскому празднику – Пасхе.

Программа представляет собой комплекс мероприятий по предметной и внеурочной деятельности учащихся. В организации деятельности принимают участие все участники образовательного пространства: учителя – предметники, педагоги дополнительного образования, родители, работники культуры, представители РПЦ.

Данная программа универсальна, может применяться в любом детском коллективе. Тематика мероприятий может быть изменена, но общая направленность на позитивную деятельность через осмысление самого себя и стремление сделать нашу жизнь и душу чище.

 


 

Содержание

Аннотация ………………………………………………………… 4

Пояснительная записка …………………………………………….…. 6

Обоснование актуальности........................................................................ 7

Концептуальные основы ...........................................................................9

Цели и задачи.............................................................................................14

Управление и кадровое обеспечение………………………………… 15

Содержание деятельности …………………………………………… 17

Планирование деятельности………………………………….................18

Механизм реализации программы …………………………………… 20

Материально – техническое обеспечение …………………………….21

Ожидаемые результаты …………………………………………………22

Оценка уровня сформированности универсальных учебных действий

(ключевых компетентностей учащихся) ……………………………… 23

Список литературы....................................................................................29

Приложения ……………………………………………………………. 30

 


 

Пояснительная записка

к кратко­срочной комплексной Программе деятельности по духовно – нравственному воспитанию «Воспитание позитивного аспекта деятельности школьника» (для детей 1 – 9 класс). Программа модифицированная, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, созвучна национальным традициям и возможностям культурно-образовательного пространства региона.

Программа рассчитана на 7 недель.

Обоснование актуальности.

Особая сфера воспитательной работы -

 - ограждение детей, подростков и юношества

от одной из самых больших бед
- пустоты души, бездуховности...
Настоящий человек начинается там,

где есть святыни души...

В. А. Сухомлинский

 

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Это имена, знакомые русским людям с детства. Издревле на Руси в почете были богатыри. И не только потому, что они проявляли свою физическую силу, защищая Отчизну от врагов. Они были сильны духом.

Необходимость говорить о силе духа русского человека возникает не случайно. Действительно, общее состояние современного российского общества тревожное. К сожалению, нормой жизни становится, в лучшем случае, равнодушие к происходящим событиям. Толерантность к проявлениям черствости, жестокости – это результат отсутствия или изменений нравственных ориентиров и ценностей, образца поведения.

К огромному сожалению, в современном мире дети с раннего возраста обделены вниманием родителей в связи с их занятостью. Перед их глазами нет примера для подражания.

Именно поэтому перед школой, а в первую очередь перед учителем литературы стоит важная задача содействовать нравственному становлению человека, который сможет четко разграничивать добро и зло, сможет поступать честно, по совести, а также проявлять такие важные человеческие качества, как терпение, незлобивость, милосердие, прощение.

Новый федеральный образовательный стандарт ставит новые задачи по воспитанию гражданина страны.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

пересмотреть цели и стратегию воспитания, выстроить воспитательную систему, основанную на традициях Святой православной Руси, приобщая ребенка к русской культуре, т.е. выстраивая стратегию воспитания в соответствии с православным мировидением. Православная педагогика направлена на взращивание всего доброго в человеке и изживание всего злого и дурного, что в нем есть.

 

Концептуальные основы.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Духовность — свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность — это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.

Духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и религию, науку и философию, искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности, как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей, к которым стремится личность:

истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;

добро — общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу;

красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека.

Человек руководствуется в силу своей образованности и воспитанности множеством ценностей, созданных предшествующими поколениями. Истинное богатство человека заложено в его духовном мире.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России:

человеколюбие

справедливость

честь

совесть

воля

личное достоинство

вера в добро

стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Важную роль в формировании духовно – нравственных ценностей школьника играет взаимодействие школы с социальными партнерами. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Чтобы превратить школу в площадку социального партнерства, необходимо:

наладить систему партнерских отношений в школьном пространстве разного уровня и характера: внутри педагогического коллектива, внутри ученического коллектива, в системе «педагог - воспитанник»;

сформировать духовно-нравственные качества личности школьника; организовать совместную деятельность с внешними партнерами: родителями, учреждениями культуры, спорта, социальными объединениями, общественными организациями.

Воспитательный процесс - это система «школа – семья – социум».

К извечным ценностям русского народа чаще всего относят – мягкость, скромность, всепрощение, целомудрие, терпеливое приятие жизни, духовное ее осмысление. В основе этих ценностей – православие. Поскольку православие рассматривается как культурообразующая религия, то правомерность обращения в целях воспитания молодежи к духовно-нравственному потенциалу православной педагогики не вызывает сомнения.

В Стандартах второго поколения отмечается, что задача школьного воспитания – воспитание способности к духовному развитию, веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, диалог культуры, науки, религии в воспитании.

В учебный план общеобразовательных учреждений курса «Основы религиозных культур и светской этики». «Целесообразно считать, что этот школьный курс является средством формирования у школьников поликультурной компетентности: поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения. Образование в поликультурном обществе включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям»

Опыт общения с учащимися позволяет сделать вывод о том, что массовый приток народа в Храмы скорее свидетельствует не о вере, а об отсутствии опоры в жизни – вдруг ушедшей из-под ног почвы, и в связи с этим горячим желанием обрести уверенность. С таким духовно-нравственным настроением живут сейчас семьи, из которых к нам, педагогам, приходят дети с такими же устоями и взглядами на жизнь.

Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно- нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, жестокости, разрушения семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему». Кто как не школа должна заботиться о нравственном становлении личности. На помощь приходит нам православие. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю русскую культуру, историю, народные традиции.

Удачным моментом для начала плодотворной работы школьников по совершенствованию своего внутреннего мира считаю временной период между традиционно отмечаемыми русскими людьми датами: Масленицей и Пасхой. В нашем населенном пункте эти праздники чтят и соблюдают.

Благоприятным условием считаю и тесный контакт школы с Православной религиозной организации прихода св. мч. Флора и Лавра Сарапульской Епархии РПЦ. Настоятель храма – частый гость на классных часах, уроках литературы, родительских собраниях, торжественных мероприятиях школы. Школьники посещают храм с родителями. Также являются участниками двунадесятых православных праздников Покрова Пресвятой Богородицы, Пасхи, Троицы, Престольного праздника св.мч. Флора и Лавра.


 


 

 

Система партнерских взаимоотношений МБОУ Шадринская СОШ

 

 

  •  Православная религиозная организация прихода св. мч. Флора и Лавра Сарапульской Епархии РПЦ.
  • Методический центр МО «Сарапульский район»
  • Администрация МО «ШадринскоеОбщественные формирования Администрации МО «Шадринское»
  • Сельский дом культуры д. Шадрино
  • Школьная методическая площадка русской культуры МБОУ Шадринской СОШ
  • Центр русской культуры «Медуница"
  • Музейная комната на базе детского сада д. Шадрино;
  • Музейный уголок в детском саду д.Шадрино;
  • Музейный уголок в детском саду д.Пентеги;
  • Школьная музейная комната
  • Сельская библиотека

 

 

 

 


 


 

 


 

Цели и задачи.

Цель:

приобщение к ценностям духовной культуры

обеспечение усвоения нравственных ценностей;

освоение обучающимися норм и правил общественного поведения;

формирование у школьников личностных качеств, необходимых для ответственного поведения в обществе;

формирование позитивной самооценки;

Задачи:

Создание эмоционально-положительной атмосферы творчества и доброжелательности для наиболее полного и всестороннего ознакомления обучающихся с традициями православной культуры.

Развитие нравственного чувства сопереживания, ответственности за другого человека, чувства благодарения.

Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали.

Создание условий для укрепления нравственного здоровья обучающихся путем взаимодействия с Православной религиозной организацией приходом св. мч. Флора и Лавра Сарапульской Епархии РПЦ.

 

 

Управление и кадровое обеспечение.

 

Элементы управления

Компетенция

Ответственность

Директор Школы Сапожникова Л.И.

1. Создание условий для инновационной деятельности.

2. Распространение передового педагогического опыта школы на муниципальном, региональном .

1. За результаты образовательной деятельности.

2. За реализацию и развитие программы.

3. За сохранность жизни и здоровья детей.

Учитель русского языка и литературы Касимова Л.М. – автор и координатор внедрения программы

   

Заместитель директора по УВР Шадрина И.В.

Обеспечение на диагностической основе выполнения скорректированных учебных программ, предусмотренного обязательного минимума содержания основного образования.

За качество подготовки выпускников в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

За профессиональную компетентность преподавателей согласно требованиям, предъявляемым к учителю школы.

Заместитель директора по ВР

Юшкова Т.А.

Создание воспитательного пространства.

 

За правильную организацию воспитательного процесса в режиме инновационной деятельности.

За сохранность жизни и здоровья детей.

За деятельность по реализации стандартов в воспитательной работе.

Педагог – организатор

Глухова Т.М.

Разработка, организация, контроль инновационной воспитательной работы

1. За инновации

5.Классные руководители:

 

Глухова Т.М. – 9 класс

 

Шадрина Н.В. – 8 класс

Касаткина А.И. – 7 класс

Касимова Л.М. – 6 класс

Мерзлякова М.А – 5 класс

Данилова В.Г. – 4 класс

Новоселова С.П. – 3 класс

Мымрина Г.В. – 1- 2 класс

1.Разработка и защита классных дел

2. Отслеживание уровня воспитанности класса.

3. Отслеживание уровня комфортности.

 

1.Результаты воспитательной работы с классом

Педагоги дополнительного образования

1. Разработка и организация занятий объединений

1.Результаты работы с участниками объединений

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

Содержание деятельности.

За семь недель до Пасхи начинается Великий пост, который готовит христиан к встрече праздника Воскресения Христова. Из четырех многодневных постов Великий пост является самым продолжительным и строгим и длится 40 дней. Так как Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни.

Суть великого поста

Священнослужители не устают повторять, что пост — это не просто отказ от определенной пищи, это время покаяния, раздумий и усердных молитв.

Во время Великого поста мы создаем для себя новую, благоприятную для духовной жизни среду. Именно эта встряска, это обновление жизни позволяет нам преодолеть привычную суету и рутину, в которой так часто погибают все наши добрые намерения изменить жизнь к лучшему. В этом и заключается смысл Великого поста — отрешиться от всего стихийного, наносного, чуждого, враждебного нашей бессмертной душе, с тем, чтобы достойно встретить святой праздник Пасхи и с новыми духовными силами жить дальше.

Для этого каждый должен подойти к Великому посту "осмысленно и осознанно", и именно к этому Церковь призывала на протяжении нескольких недель, предшествующих Великому посту.

Важным условием, которое позволяет войти с открытой душой в Великий пост, является мир со всеми. Именно поэтому накануне поста в Прощеное воскресенье каждый христианин прощает своих обидчиков и сам просит прощения у Бога и у ближних за те огорчения, которые он вольно или невольно причинил.

    Пост — время, которое повышает приоритет духовного начала в нашей жизни.


 


 

Планирование деятельности.

сроки

задачи

Действия, акции

ответственные

Взаимо-действие

14 – 20 марта

повышение приоритета духовного начала в жизни человека

Встреча с настоятелем храма св. Флора и Лавра

«Духовное начало в нашей жизни»

 

Православная религиозная организация Сарапульской Епархии (Московская Патриархия) приход Флора и Лавра д.Шадрино

21 – 27 марта

изучение народных традиций

Встреча весны «Сороки»

(знакомство с культурными традициями русского народа)

Сверчкова Г.В.

Шадринский сельский дом культуры

 

Родительское собрание «Воспитание жизненных ценностей»

с приглашением настоятеля храма

Юшкова Т.А.

Православная религиозная организация приход Флора и Лавра д.Шадрино Сарапульской Епархии (Московская Патриархия)

 

Классные часы «Духовный подвиг начинается с желания измениться» Простые шаги на пути к прощению

Приложение № 2

кл. руководит.

 

28 марта – 03 ареля

 

Акция «Спешите делать добро» - помощь ветеранам, проживающим на территории МО «Шадринское»

Мой маленький подвиг – доброе дело

Глухова Т.А.

Совет ветеранов Администрации МО «Шадринское»

04 – 10 апреля

В здоровом теле – здоровый дух

Всемирный день здоровья

- спортивные соревнования

Юшкова Т.А.

Попков А.П.

 
   

Уроки внеклассного чтения по Притчам

Касимова Л.М.

 

11 – 17 апреля

Изучение истории России

Всемирный день космонавтики и авиации

Глухова Т.М.

 
 

«Идеальный день школьной жизни» - соревнования по станциям

Приложение № 1

Касимова Л.М.

 

18 – 24 апреля

 

Акция «Расскажи людям о Пасхе»

- изготовление буклетов

-распространение буклетов среди населения

Курочкина Т.А.

Православная религиозная организация д.Шадрино Сарапульской Епархии РПЦ

25 – 30 апреля

 

Выставка детского творчества «Пасхальное солнце»

Подведение итогов

 

Администрации МО «Шадринское»

Православная религиозная организация приход Флора и Лавра Сарапульской Епархии РПЦ

Шадринский сельский дом культуры

 

Экологический субботник

 

Администрации МО «Шадринское»

Механизм реализации.

Январь – май 2016 год 

I этап организационно-подготовительный (январь - февраль 2016год) 

Формирование рабочей группы

Определение темы и цели программы

Определение плана реализации идеи 

Обсуждение проблемы на методическом объединении классных руководителей

II этап - поисково-практический (февраль - март 2016 год) 

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации 

Оформление модели программы 

Определение критериев, показателей  

Определение технологий, методов, приёмов, средств и форм

Корректировка и утверждение программы 

родительское собрание 

III этап – практический (апрель -май 2016 год) 

проведение мероприятий по плану

IV этап - итоговый (май -июнь 2016 год) 

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации. 

Обобщение и распространение опыта. 

Анкетирование учащихся, учителей, родителей

Обобщение и распространение опыта школы


 

Материально-техническое обеспечение.

 

Средства

Кол-во

Компьютеры

6

Internet

4

Электронная почта

электронный адрес: schadrino@mail.ru

Официальный сайт школы: http://shadshol79.ucoz.ru

2

54% учащихся имеют компьютеры , 21,8 % детей от общего количества учащихся школы имеют выход в Интернет.

 

Высокоскоростной лазерный многофункциональный аппарат

1

Принтер - Сканер - Копир

2

Принтеры

3

Фотоаппарат

2

DVD - плеер

DVD - караоке

1

1

Телевизор

2

Музыкальный центр

1

Магнитофон

1


 


 


 


 


 


 

10. Ожидаемые результаты.

Приобретение школьниками:

духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия;

опыт переживания высоких духовных состояний;

опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;

опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;

опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:

опыт разрешения нравственных проблем;

опыт содержательного, духовного общения;

опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)


 

 

 

Оценка уровня сформированности универсальных учебных действий

(ключевых компетентностей учащихся)

Коммуникативный (социальный) компонент

Этика и культура общения

Обладает высокой культурой общения, не допускает неуважительного отношения к себе и окружающим, соблюдает общепринятые нормы поведения, понимает чувства других.

5

Соблюдает общепринятую этику взаимоотношений, корректен, понимает чувства других, но не выступает инициатором соблюдения норм среди сверстников.

4

Соблюдает общепринятую этику взаимоотношений под давлением взрослых. Неразборчив в выборе лексики, бывает несдержан.

3

Способен проявлять неуважение к окружающим. Использует нецензурную лексику, бывает несдержан, преобладают собственные интересы.

2

Неуравновешен. Часто использует нецензурную лексику. Неуважителен и несдержан в выборе средств самовыражения.

1


 

Готовность к совместной деятельности

Легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные отношения с окружающими, пользуется уважением среди сверстников и взрослых.

5

Умеет находить контакт с окружающими и поддерживать доброжелательные отношения, но редко выступает их инициатором.

4

Предпочитает действовать самостоятельно, неровен в отношениях с окружающими, может стать источником конфликта.

3

Конфликтен, часто разрушает совместную деятельность, не готов к сотрудничеству.

2

Часто осложняет отношения в коллективе, не способен к адекватному анализу ситуаций, не готов к сотрудничеству.

1

Экспресс-диагностика промежуточных результатов

воспитания младших подростков

Цель: выявление динамики и уровня сформированности у учащихся основных ценностных отношений личности для планирования и коррекции воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Ход изучения. Классный руководитель составляет таблицу, в которую на основе своих наблюдений вносит оценки сформированности у младших подростков основных ценностных отношений личности.

п/п

Ф.И.

Уровень сформированности отношений личности

К природе

К своему здоровью

К культуре

К дисциплине

К труду

К нравственным ценностям

1.

Иванов А.

А, Б

         

2.

Петров С.

А

         

3

Сидоров Г.

А, Б, В

         
 

Итого

А – 3 (или %)

Б - 2 (или %)

В – 1

(или %)

         


 

При заполнении таблицы учитель опирается на следующие рекомендации о выявлении результатов формирования у младших подростков (36 классы) ценностных отношений личности:

 

1. Отношение к природе

А. С удовольствием принимает участие в выходе на природу, в музей природы, в зоопарк. Проявляет любознательность, задаёт вопросы о растениях и животных.

Б. Любит книги и фильмы о природе. Знает о деятельности людей, жизни растений и животных в разное время года. Участвует во внеурочной деятельности по экологии.

В. Посильно участвует в трудовой деятельности взрослых по уходу за растениями и животными в семье, в школе, в кружке. Бережно относится ко всему живому.

2. Отношение к своему здоровью

А. С удовольствием принимает участие в физкультминутках, спортивных праздниках и соревнованиях. Имеет представление о здоровом образе жизни и полезных для здоровья продуктах питания.

Б.. Знает о правилах режима дня, полезных и вредных привычках, готов рассказать об этом другим детям. Любит занятия по физической культуре, активные игры на свежем воздухе.

В. Имеет навыки заботы о здоровье: самостоятельно одевается по погоде, без напоминания старших умывается, чистит зубы, делает зарядку. Посещает спортивную секцию. Знает и использует принципы безопасности жизнедеятельности.

3. Отношение к культуре

А. С удовольствием посещает краеведческие и исторические музеи, выставки. Любит читать и слушать рассказы и легенды о родном крае.

Б. Знает своих предков, может рассказать, о бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. Интересуется историческим прошлым своей малой родины, школы,

В. Гордится историческим прошлым Отечества. Читает книги, знает песни и стихи о Родине. Участвует в народных праздниках, в краеведческой деятельности и т.п.


 

4. Отношение к дисциплине, правилам поведения и общения со взрослыми и сверстниками

А. Общительный. Любит общаться со сверстниками и взрослыми, действовать в коллективе. Имеет друзей, подруг.

Б. Уравновешенный, дисциплинированный. Знает и выполняет правила поведения школьника. Уважает правила игры, спортивной этики. Всегда стремится договариваться, улаживать конфликты.

В. Дружелюбный. Доброжелательный по отношению к сверстникам и взрослым. Осуждает грубость, жестокость. Вежливый со сверстниками и взрослыми.

5. Отношение к интеллектуальному и физическому труду

А. Активный. С удовольствием включается в общую работу на уроке и во внеурочной деятельности под руководством учителя.

Б. Трудолюбивый. Стремится учиться и трудиться как можно лучше. Имеет навыки планирования и организации собственной деятельности.

В. Креативный. Сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; хорошо учится и трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей.

6. Отношение к нравственным ценностям

А. Чуткий, внимательный. Способен давать нравственные оценки поступкам других людей. Отзывчив к друзьям и близким, проявляет доброту и другие нравственные качества.

Б. Честный и справедливый в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана. Рассудительный. Старается аргументировать свою точку зрения.

В. Самостоятельный и ответственный, готовый отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках.


 


 

Обработка и интерпретация результатов изучения. Педагогу на основе данных таблицы необходимо подсчитать количество оценок, соответствующих уровням «А», «Б», «В». Важно понимать, что от первого к четвертому классу должно увеличиваться количество оценок «Б» и «В». Но оценки «А» всегда должны составлять большинство. Они говорят о положительной мотивации. Однако, дети, которым выставлены только оценки уровня «А» и не более, заслуживают целенаправленного педагогического внимания. В то же время, важно не форсировать результаты, а следить за тем, чтобы уровень «Б» достигался на фундаменте уровня «А», а уровень «В» соответственно - на основе уровней «А» и «Б». Такой подход будет способствовать последовательному достижению трех уровней воспитательных результатов и поэтапному формированию личностных универсальных учебных действий как результатов освоения Основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

Уровень «А» соответствует наличию у младших подростков адаптивных социальных эмоций, т.е. ребёнок ещё неосознанно, но уже положительно настроен на принятие морально-нравственных ценностей. Этот уровень достигается за счет гуманистической позиции родителей и/или целенаправленной воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения. Учителю важно поддерживать его собственным примером и деятельностью по формированию и развитию классного коллектива, становления у детей чувства общности, сплочённости.

Уровень «Б» соответствует наличию соответствующих знаний, которые необходимы для формирования социально-значимых отношений и социально-одобряемых качеств личности. Необходимо поощрять любознательность, участие в деятельности кружков, факультативов, получении дополнительного и специального образования. Важно создавать ситуации, когда учащиеся могли бы демонстрировать свои познавательные достижения для обогащения знаний друг друга.

Уровень «В» соответствует сформированности ценностных отношений, т.е. нравственной позиции личности, что является главной побудительной силой к общественно-полезной деятельности и нравственному образу жизни. Классному руководителю необходимо использовать все имеющиеся ресурсы школы, окружающего социума для участия детей в общественно полезной и творческой деятельности, что способствует самоуважению, веры в себя и свои возможности быть полезным и приносить радость окружающим людям.

 


 

Список литературы.

Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования. – Педагогика.- 2008. – № 9.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011.

Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.

Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990

Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника»

 

Приложения.

Приложение 1

План проведения «Дня добра и порядка».

Оформление:

«Против всего можно устоять, но не против доброты» (Ж. Руссо)
«Путем зла не доходят до добра» (У. Шекспир)
«Добро по указу – не добро» (И. С. Тургенев)
«Доброта – это единственное одеяние, которое не ветшает» (Г. Торо)
«Доброта – язык, на котором немые могут говорить, а глухие слушать»(К.Бови)
«Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души непримиримо ненавидеть зло» (У. Шекспир)


 

Кодекс чести:
Быть добрыми и внимательными друг к другу;

трудолюбивыми и дисциплинированными;

бережливыми и красивыми;

честными и правдивыми;

пусть мальчики будут защитой для девочек,

а сильные станут опорой для слабых.

Помните золотое правило: «Итак, во всем: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»


 

Добрые сердца – это сады,
Добрые слова – это корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды.


 

Старт дан на общешкольной линейке по подведению итогов Всемирного Дня здоровья. Классы получают задание на участие в Акции добрых дел.

Приглашаются Глава Муниципального образования «Шадринское» и

Председатель Совета ветеранов МО «Шадринское»

Организатор мероприятия сообщает учащимся школы, что сегодня дежурным классом и группой «Порядка» будет проведен рейд по школе «Ежели вы вежливы и дисциплинированы». Они внимательно будут следить за происходящим в школе.
Поощряться будет: любое доброе дело (приветствие, оказание помощи малышам и старшим, соблюдение правил поведения в школе и т. д.) 
Наказываться будет: нецензурная брань, сквернословие, грубое Класс, проявивший себя в добрых делах, получает по 1 баллу за каждое обращение, нарушение дисциплины на уроке и на перемене и т. д.
доброе дело.
Класс, нарушивший правила этикета, лишается по 1 баллу за каждый проступок.
Дежурный класс в конце дня, учитывая мнение работников школы и представленные рапорта о проводимых добрых делах классными коллективами и отдельными учащимися, подводит итоги.

Уроки по расписанию. Путевой лист, который заполняет каждый учитель-предметник

предмет

готовность класса к уроку

дисциплина

активность класса при ответах

итог

 

наличие школьных принадлежностей

выполнение домашнего задания

     
           
           
           

Добрые дела

       
       
       
       
       
       


 


 

Соревнования по станциям. Путевой лист.

Станция

Баллы

 

Станция «Вежливость»

   

Станция «Этикет»

   

Станция «Народная мудрость»

   

Станция «История и дисциплина»

   

станция «Дисциплина»

   


 

Станция «Вежливость»

Ведущий. Следующее задание такое: я буду читать начало предложения, а вы произносите его концовку.

Жетон дается тому, кто первый поднял руку и правильно ответил.

1. Зеленеет старый пень,

Когда услышит... («Добрый день»)

2. Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь... («Здравствуйте»)

3. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... («Спасибо»)

4. Когда бранят за шалости,

Говорим... («Прости, пожалуйста»)

5. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы... («Спасибо»)

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорим... («До свидания»)

7. Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого... («Здоровья»)

Ребята, давайте все вместе составим правила вежливости. (Работа по группам)

Правила вежливости:

Будь вежлив всегда и со всеми.

Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь благодари; уходя, не забудь попрощаться.

Старшим, маленьким, больным уступай место в общественном транспорте.

Упавшему помоги встать, прояви сочувствие.

Совершай все хорошие поступки с доброжелательностью.

Не спорь с товарищами по пустякам, не давай им прозвищ, не дерись.

Помогай младшим, заступайся за них, не обижай.

Никогда не капризничай и не груби.

Игра «Волшебные» слова» 
Участники по очереди называют «волшебные» слова. Кто не находит, что сказать, выбывает из игры. Нельзя повторяться

 

А кто же скажет: - Что же такое вежливость?

Вежливость - это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим людям, умение вести себя в зависимости от требования и сложившейся конкретной обстановки. Умение встретить гостей в доме, уважительно относиться к старшим и к ровесникам.

- Значит наше общение и наше поведение невозможно без такого качества как вежливость.

Умение владеть культурой речевого общения - это один из главных секретов доброжелательных отношений между людьми.

Ребята, назовите примеры речевой формы вежливого обращения (здравствуйте, до свидания, будьте так любезны, будьте так добры, извините).Дать слова. И сейчас мы с вами поупражняемся на речевых формах вежливого обращения. Узнаем, умеете ли вежливо обращаться друг к другу.

Игра « Вежливо - невежливо»

- Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости.

Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней.

Поздороваться при встрече…(вежливо)

Толкнуть и не извиниться…( невежливо)

Помочь подняться упавшему…( вежливо)

Не встать, приветствуя учителя..( невежливо)

Не уступить место пожилому человеку…(невежливо)

Пропустить вперёд учителя…( вежливо)

Перебивать взрослого во время разговора…(невежливо)

Игра « Вежливо - невежливо»

- Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости.

Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней.

«Станция «Этикет»

Читается часть стихотворения, в которой описаны неверные действия героев. Играющие должны сказать, что герои не должны делать. 

Волк: В классе «умный» ученик 
Взял изрисовал дневник, 
Стены тоже красить стал, 
Стул ногою раскачал, 
Дверь открыл пинком ноги, 
Что неверно? Помоги! 
Ну??? 
Волк (улыбаясь): А кто еще знает правила поведения в школе? 
Зрители: 
—Нельзя портить школьные учебники! 
— Нельзя бегать на переменах! 
— Нельзя списывать! 
— Нельзя обижать тех, кто младше! 
— Нельзя болтать на уроках и есть! 
Волк: Ну, вы даете — справились! Ладно, теперь задание посложнее. Слушайте: 
Нет билета у ученика, 
Школьник прячется, 
Ведь контролера нет пока. 
Зайцем он и всех боится! 
От кондуктора в углу забился и таится! 
Денег жалко, лучше «зайцем» стать! 
И билет совсем не покупать! 
Заяц: А что сразу заяц? В транспорте нужно покупать би-лет! Я никогда «зайцем» не езжу! 
1-й бельчонок: Я больше не буду сорить в транспорте! 
2-й бельчонок: Надо уступать место старшим. 
Зрители: 
— Нельзя высовываться в окно! 
— Нельзя заходить в автобус с мороженым! 
—Не надо разговаривать громко. 
—Не наступай на ноги пассажирам! 
Волк: Все верно. Следующая ситуация: 
Пригласили в гости - 
Двоечника Славу, 
Стол накрыли вкусный, 
Стол красив на славу! 
Только Слава сообщил: 
Ну и кислые же щи! 
А салат из овощей 
Имеет запах тех же щей! 
Есть у вас не буду! 
Пусть голодным буду! 
Этикет: Ну, это уж слишком. В гостях нельзя критиковать еду, наоборот, нужно хвалить хозяйку и ее кушанья. 
Заяц: А еще в гостях нужно разуваться. 
Зрители: 
— Надо помочь после праздника убрать хозяйке со стола. 
— Нельзя приводить с собой друзей, если позвали только тебя. 
— Нехорошо опаздывать. 
— Надо мыть руки перед едой. 
— Нельзя мусорить в гостях. 
— Не стоит надоедать своим присутствием и засиживаться допоздна. 

Ответьте на вопросы:

Если телефон отключился, кто должен перезвонить? (тот, кто звонил)

По какую руку от женщины должен идти мужчина? (по левую руку)

Вы опоздали к началу представления, ваши места в центре зала, как вы поступите? (Либо продвигаетесь лицом к сидящим, либо присаживаетесь на ближайшие места, а в паузу пересядете на свои места)

До которого часа вечером можно шуметь дома? (до 22ч)

Кто из пары должен идти первым при входе в двери и выходе из дверей? (при входе - мужчина, при выходе - женщина)

Вы хотите есть и на улице купили пирожок. Ваши дальнейшие действия? (остановиться в стороне от движения, чтобы никому не мешать и съесть)

Вам нужно покинуть концерт, в какой момент это удобнее сделать? (во время смены актеров, декораций или объявления новых участников)

Кто из пары должен спускаться и подниматься по лестнице первым? (спускается - мужчина, поднимается - женщина)

Какое место в легковом автомобиле с незнакомым водителем считается наиболее удобным? (сзади справа)

С какого времени утром можно звонить по телефону друзьям и знакомым? (с 9 ч)

Станция «Народная мудрость» Курочкина Т.А.

Игра в пословицы.
Соедините слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.

Добро помни, а 

добра не делает никому

За добро

зло забывай

Доброе слово и

а злое калечит

Худо тому, кто

добром платим

Доброе слово лечит,

кошке приятно

Игра «Сотвори солнце в себе».
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. ( Двумя руками обводят круг). Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. (Кисти рук – в один кулак у сердца) Мысленно направляем к ней лучик, который несет добро. Звездочка стала больше. (Шар у сердца растет.) Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. (Шар становится больше и больше.) Оно несет тепло всем – всем. (Руки разводят в стороны.)

Чувствуете, как по-своему тепло и уютно стало в зале. Это вы своим добрым взглядом согрели его. 

Станция «История и дисциплина»
В Конституции РФ, главном документе страны, прописаны права и обязанности граждан России. Чтобы в стране был порядок, все должны соблюдать законы. В вашей школе дисциплине и порядку уделяется большое внимание, ваши ученики добрые, внимательные, дисциплинированные, трудолюбивые. Так держать!

Пример дисциплины и ее отсутствия (из истории; к чему это может привести).

- Дать определение термину «дисциплина»

станция «Дисциплина» Умение выполнять команды.

Военные живут по Уставу и четко выполняют все приказы и команды.


 

Подведение итогов на общей линейке:

Отчет классов о проведенных добрых делах.

Результаты соревнований классов по станциям.

По итогам присваивается звание «Самый вежливый и дисциплинированный класс»

 

 

Приложение 2

Материалы к классному часу «КАК НАУЧИТЬСЯ ПРОЩАТЬ. Простые шаги на пути к прощению».

«Мирись, мирись и больше не дерись» — в детстве этой фразы было вполне достаточно, чтобы, взявшись за руки со своими обидчиками, вновь бегать по двору и резвиться. Но то ли обиды стали сильнее, то ли мы разучились прощать. Зачастую злость и обида съедают изнутри, но и простить человека, причинившего боль, кажется немыслимым. Вне зависимости от жизненной ситуации обида не дает человеку ничего, кроме негативных эмоций и проблем со здоровьем, тогда как прощение порой меняет мир вокруг нас. Как же научиться прощать?

Учись прощать. Молись за обижающих.

Зло побеждай лучом добра.

Иди без колебаний в стан прощающих

Пока горит Глогофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,

А сердце, словно чаша горьких слёз,

И кажется, что доброта вся выжжена,

Ты помни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом,

А всей душой, всей сущностью своей.

Прощение рождается любовью

В борениях молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощение радость скрыта.

Великодушие лечит, как бальзам.

Кровь на Кресте за всех пролита.

Учись прощать, чтоб был прощён ты сам..

Про обиду и прощение масса цитат есть. И все они подчёркивают основную мысль "Будь проще, забывай обиды. Себе же во благо, и другим не порти жизнь своим кислым лицом". И вот парочка из таких высказываний:

Тот, кто обижает других - очень несчастный человек. Об этом ему напомнит жизнь, но очень цинично... Тогда уж обижаться будет не на кого.

Обиды лучше не проглатывать, их надо сплёвывать.

Умный не обижается, а делает правильные выводы.


 

Почему нужно прощать других, если они обидели вас, оскорбили, поступали по отношению к вам плохо, были несправедливы? Многие люди не понимают этого. Они не понимают, почему нужно прощать обидчиков, лжецов, предателей. Они не понимают, что смысл прощения - освободить себя (а не обидчика) от тяжести на душе, очистить свое тело и душу и тем самым облегчить свою жизнь, свой путь к радости и здоровью. До тех пор пока вы не простили обидчика, вы позволяете ему властвовать над вами, вы признаете, что он имеет над вами силу, что он заставляет вас страдать, носить обиду в душе и тем самым разрушать себя.

 Простить - значит признать: да, этот человек поступил со мной плохо, у него долг передо мною, но я не буду ждать, что он отдаст мне этот долг, я прощу и забуду и не буду больше копаться в этом прошлом, потому что мне нужны силы, чтобы жить и действовать в настоящем. Многие думают, что простить - это значит помириться с обидчиком и продолжать и дальше терпеть от него обиды. Поэтому многие люди боятся прощать - они думают, что, простив, они уступят обидчику, признают его право обижать их и дальше. Но это не так. Прощение и примирение - разные вещи. Прощать нужно всегда и всех, а вот мириться нужно далеко не со всеми.

 Если человек не попросил у вас прощения, не признал, что поступал с вами плохо, не покаялся - не торопитесь примиряться. Простите его - и тем самым признайте, что вы списываете ему его старые долги, ничего больше не ждете и не хотите от него. Тогда вы сможете забыть об этом человеке, больше никогда не иметь с ним дела и никогда больше не страдать от него. Простив, вы признаете, что он больше не властен над вами, мысли о нем не занимают ваше сердце и душу, не разрушают вас и не лишают сил - он больше вам неинтересен, вы знаете, что он не отдал вам долги, а значит, больше не будете иметь с ним дела и тем самым сохраните себя от разрушения. Вы можете дать понять такому человеку, что вы его простили, но не доверяете ему и не обязаны с ним мириться. Вы не обязаны с ним и общаться, так как лишь вред может принести общение с человеком, который причиняет вам зло и не раскаивается и не хочет ничего менять в своем поведении. Простить - это не значит продолжать общаться с тем, чье поведение разрушительно по отношению к вам. Таких людей, несмотря на прощение, лучше держать на расстоянии.

Помните, что прощать надо не только других, но и себя. Если вам трудно прощать самого себя - обратитесь с просьбой о прощении к Всевышнему. Нет вашей вины перед ним - есть лишь ваша вина перед собой, это ваше саморазрушительное поведение. Пока вы не осознаете это и не попросите о прощении, вы вновь и вновь, в новых и новых воплощениях будете повторять все те же свои старые ошибки в поведении, будете осуществлять саморазрушительную модель своей жизни.

Я как будто упал в расщелину 

И от страха ознобом било... 

Я не знал, что такое прощение, 

Пока ты меня не простила. 

Я как будто упал в расщелину 

Среди чащи глухой, безлюдной 

И считал уже все потерянным 

И что вот он пришел - День Судный.

Будто ранен был, без движения, 

И из ран моих кровь сочилась, 

И мысль страшная - неужели здесь 

Пролежу до своей кончины. 

Я почти потерял сознание, 

И не верил в свое спасенье? 

Я себя хоронил заранее – 

Но явилось твое прощенье. 

"Как узнала",- спросил тихонечко: 

"Что лежу в ожиданье смерти?" 

Прикоснулась ко лбу ладонью ты 

И погладила взглядом светлым. 

И сказала: "Сама не знаю я, 

Только вдруг мне в ночи приснилось, 

Что лежишь ты в крови, израненный, 

Не надеясь на божью милость. 

И проснулась от страха потная, 

И рванулась, как пес по следу, 

И искала тебя упорно я, 

Голодна и полуодета. 

И искала тебя я сутками, 

И звала, не жалея голоса, 

И нашла тебя и спасу тебя 

И спасибо за это Господу..." 

А потом улыбалась щедро ты 

И из фляги водой поила... 

Я не знал, что такое прощение – 

Пока ты меня не простила.


 


 

 Человек не всегда знает, за что он должен просить прощения, и даже не знает, что он вообще должен просить прощения. Чтобы понять и осознать это, надо прислушиваться к своим внутренним импульсам, которые иногда называют голосом совести. Эти внутренние импульсы стучатся к вам, они говорят: нужно просить прощения, нужно простить. Не обязательно идти к тому человеку, которого вы обидели или о ком говорили или думали плохо, чтобы просить у него прощения. Достаточно устремить свою просьбу о прощении вверх, к Богу, выразить свою просьбу о прощении и свое прощение - и в нужное время это придет и разрубит все пагубные узы, связывающие вас.

Вредная эмоция

Психологи и психотерапевты обычно считают, что любые подавленные эмоции вредны для нашего здоровья. Поэтому зачастую советуют не скрывать своих слез, переживаний, быть искренними и открытыми.

Гораздо полезнее дать злости и гневу вырваться наружу. Правда, направить свою отрицательную энергию нужно в правильное русло.

Но обида – коварная эмоция, она угасает со временем, кажется незначительной, но все же сидит внутри, иногда так глубоко, что только психотерапевт поможет избавиться от нее.

Обида заставляет жить в мире несправедливости, с подсознательным желанием наказать обидчика, а иногда и отомстить.

Но ни в коем случае нельзя пытаться забыть обиду, ведь проповедь прощение не имеет ничего общего с амнезией. Вы можете не общаться с обидчиком, стараться не вспоминать о болезненном для вас событии, но спустя годы рискуете обнаружить, что именно это не дает вам покоя.

Обиженные, оскорбленные, униженные люди жаждут мести и расплаты. В действительности же наказать человека могут разные инстанции: если это детская ссора, то вмешаются родители, если преступление, то покарает суд. Но простить можете только вы. Никто этого не сделает за вас.

Как научиться прощать

Учиться прощать нужно каждый день. Конечно, в идеале было бы лучше не обижаться, ведь это такая «детская» и бесполезная эмоция. Но жить без нее практически невозможно, как и без других человеческих эмоций. Прощать же нужно осознанно и искренне, а путь к прощению тернист и длинен.

Итак, психотерапевты утверждают, что обида – это эмоция психологической защиты, а для того, чтобы осознать, почему эта защита срабатывает, необходимо самому себе признаться в том, что вы обиделись, вас задело слово или дело, вы действительно разозлились, вам плохо и вы сильно переживаете.

Вы должны понять, что внутри вас есть «плохие чувства», от которых пора избавляться. Если вы откажетесь признать это, то все вредные эмоции будут подпитываться вашим негативом.

Кстати, только подумайте, сколько вы тратите энергии и эмоциональных сил, возвращаясь к одним и тем же ситуациям, вспоминая разговоры, мысленно снова ссорясь и злясь на человека. Вы вновь и вновь репетируете сценарии мести, кары, возмездия и расплаты. 

Чтобы научиться прощать, прежде всего, следует понять, что это необходимо именно вам, а не вашему обидчику. Только после осознания, что избавление от обиды – лучшая стратегия будущей жизни, можно приступать к фазе действий.

Для начала нужно пересмотреть сложившуюся ситуацию, иногда перевернув ее наизнанку или встав на место собственного обидчика. Самое сложное в этой ситуации – попробовать понять другого человека, пережить эмпатию, посочувствовать, ведь, возможно, на той стороне тоже есть боль, страдание и сожаление.

Побывав в роли обидчика, можно увидеть смысл прощения, ведь пережитая ситуация и испытанные чувства помогут жить иначе. Кроме того, человек несовершенен, мы порой не замечаем, что и сами сильно раним окружающих людей. Ведь и мы нуждаемся в чьем-то прощении?  

Инструкция к действию

Процесс прощения — довольно сложная работа над собой и своими чувствами. Для того чтобы выработать привычку не обижаться, желательно работать над собой ежедневно, а для этого психологи изобрели несколько несложных приемов.

В момент ссоры мы, как правило, слишком эмоциональны, поэтому трезво рассуждать у нас не получается. На расстоянии любые ситуации видятся лучше. Поэтому следует отдалиться от обидчика и в прямом, и в переносном смысле. Можно уйти на прогулку, сходить выпустить пар в тренажерном зале, пообщаться с другими людьми. И конечно, главное отдалиться во времени, чтобы осознать, как вы себя чувствуете без обидчика. Возможно, вам покажется, что ссора была нелепой, бессмысленной, тогда вы сделаете первый шаг. Прощение никогда не бывает проигрышем, прощение – это всегда победа.

Совершенно неслучайно психотерапевты часто просят своих клиентов вести личный дневник. Если описать ссору или обиду на листке, а потом проговорить вслух, открывается совершенно иное видение произошедшего. Иногда перечитывать необходимо несколько раз, иногда возвращаться к рассказу о ссоре лучше спустя время. В любом случае ваша обида должна вылиться на бумагу, а не копиться внутри.

Раздувайте ссору в воображении до огромных размеров – делайте из мухи слона. Рано или поздно этот раздутый слон обязательно лопнет, ведь ситуация достигнет крайне нелепого состояния, а сама ссора в этих масштабах окажется сущей ерундой.

А еще создайте свой ритуал прощения – сжигайте описанные на листке бумаге ссоры, посылайте обидчикам воображаемые письма со словами прощения, запускайте в небо воздушные шарики.

Помните, ваша цель — освободиться от гнета дурных мыслей, стать свободнее и жить счастливой жизнью.


 

Как научиться прощать?

Разобравшись со всеми своими тараканами в голове, давайте перейдем к простым советам, которые помогут вам быстрее простить своих обидчиков.

Совет 1. Осознайте причину обиды

На следующий день после ссоры или конфликта, прокрутите в голове ситуацию еще раз. С вероятностью в 90%, что она вызовет у вас лишь смех. Ведь часто под влиянием эмоций мы воспринимаем ситуацию несколько иначе, чем она есть на самом деле. А если ситуация окажется действительно пустяковой, то выбросить ее из головы не составит никакого труда.

Совет 2. Выпустите агрессию на волю

Нет, – это совсем не означает, что вам нужно идти и бить в морду своему обидчику. Сходите лучше в спортзал и выплесните всю свою злость на тренировке. Вы увидите, как в конце занятия вам однозначно станет легче.

Совет 3. Узнайте своего обидчика

В данном случае вам стоит проанализировать, по какой причине конкретный человек мог вас обидеть. Возможно, для него сказанное является нормальным, а для вас нет. Если это так, то вам просто нужно поговорить с человеком и выяснить все недоразумения.

Возможно, вашему обидчику с детства внушались какие-то стандарты поведения. А тут вдруг вы решили обидеться на какую-то ерунду.

К примеру, несколько лет назад я встречалась с один парнем, которому с детства внушили, что мама – это царь и бог. И нужно советоваться по любым вопросам только с мамой. В итоге этот молодой человек часто обижал меня сам того не замечая. Приносил еду из дома, заявляя, что я плохая хозяйка. Требовал, чтобы я каждый месяц мыла окна во всем доме, а полы 3 раза в неделю с порошком. В противном случае заявлял, что я свинья и неряха. Хорошо я вовремя разглядела воспитание этого человека, и дальше пошла своей дорогой, оставив позади все обиды.

Вот и вы сначала узнайте вашего обидчика!

 

Совет 4. Скажите о своей обиде

Никогда не ждите того момента, когда обидчик вдруг сам осознает свою вину и явится к вам с извинениями. Если вас обидели – не молчите. Скажите об этом напрямую. Ведь обидевший может даже не подозревать о нанесенной вам душевной травме.

Совет 5. Посмотрите на себя со стороны

В ссоре обычно виноваты двое. Именно поэтому проанализируйте свое поведение. В доброй половине ссор и конфликтов вы сами оказываетесь виноваты.

Приведу вам пример одной своей соседки, которую раньше бил муж.

После побоев она всегда плакала, жаловалась, но никогда не делала выводов. А ведь на самом деле вся проблема была именно в ней. Она любила унижать мужа при других людях. В результате мужик терпел, а когда терпение иссякало, давал соседке в табло.

Если для вас подобный пример кажется слишком грубым, приведу вам другой.

Все знают об отсутствии логики у женщин. Так вот, скажу вам прямо, в 50% случаев логика и вправду отсутствует. Одна моя подруга любит закатывать мужу скандалы по любому поводу. Собрался муж с друзьями в бар в субботу, спросил у жены. А она ему в ответ сладким голоском – иди, конечно, милый. Когда же муж возвращается, она закатывает ему скандал с претензией, что муж мог бы и догадаться, что к друзьям идти не нужно было, а стоило провести время с семьей. И причем такие скандалы закатывает каждая вторая женщина.

А кто виноват? Конечно козел муж. И кто просит прощение? Думаю, ответ очевиден.

Так что перед тем, как искать соринку в чужом глазу, вытащите сначала полено из своего.

Совет 6. Не пытайтесь мстить

Месть – это не выход. Начиная продумывать для кого-то план мести, мы оказываемся в ловушке собственного сознания. Превращаемся в злобных карликов, теряющих друзей, уважение и репутацию. Вам это нужно?

Вместо того чтобы мстить обидчику, научитесь прощать его. А если он и правда виноват, то жизнь сама накажет его.

В заключение хочется посоветовать вам, не записывать обиды и не хранить их долгие годы!

Со временем злость разъедает и человек превращается в старую ворчливую бабку (или деда). Подобных стариков в нашей жизни можно встретить достаточно много. Неужели вы хотите через 20-30 лет стать такими же? Нет? Тогда срочно выбрасывайте из головы все обиды и забывайте о своем обидчике.

Лучше всего не делать ничего такого, за что надо было бы просить прощение и тем более не воспринимать чужие действия в обидной для себя форме. Однозначно, что просить прощение, когда виноват - это не унизительно, не вредно и не болезненно... Просить прощение тогда, когда это уместно (а не просто так), в правильной форме и с искренним раскаянием, твёрдым намерением больше так не поступать. К прощению можно приложить (если есть возможность) поступок, который хоть на грамм (или больше) сгладить вину.

С прощением всё понятно, как раз это действие является более простым и безвредным, чем обида. С поводом или без повода, но состояние обиженки может нести серьёзный удар по психическому состоянию человека. Мысли о чём-то, что нас унизило, оскорбило или возмутило... они не дают спокойно жить, изъедают изнутри. Что с этим делать? Простить, забыть... Если кто-то скажет "Легко рассуждать о прощении", будет тоже прав. Но давайте задумаемся вот над чем: "А что хорошего, если мы будем обижаться на человека, мстить (что ещё хуже)"? Человек в состоянии обиды живёт только своими переживаниями. Перестаёт замечать окружающих, довольно часто свои проблемы выливает на близких... это разве правильно?

Если виноват, - попроси прощение, исправь свою оплошность (если возможно) и никогда больше не повторяйся. Если тебя обидели, тогда у тебя есть выбор: либо обижаться и тем самым воровать ценный минуты жизни у себя, либо простить, сделать выводы и чаще задумываться над своими поступками (а может быть и мы кого-то обижаем, только не видим дальше своего носа в зеркале?).


 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.