Классный час по правовому воспитанию
Классный час по правовому воспитанию.
(правовая игра)
Оборудование: материал – 2, альбомные листы – 2, фломастеры – 2, иллюстрация богини правосудия, жетоны, правовые ситуации на листах – 4, тесты – 2, памятные подарки.
Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и даже ответственность, о которых он не должен забывать и должен соблюдать, иначе это его может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности.
Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобрести знания о своих правах, и выясним, как вы разбираетесь в законах рядом, с которыми мы живем.
В 1948 г. появилась Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г. А затем человечество задумалось и о правах детей. 1959 г. – Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.). И спустя 30 лет в 1989 году ООН принята Конвенция о правах ребёнка. Сегодня Конвенция - это универсальный международно-правовой документ. Конвенция о Правах Ребенка - единственный документ, который ратифицирован всеми государствами мира за исключением США и Сомали. Российская Федерация также подписала и ратифицировала Конвенцию. Все это международные документы. А для нас с вами основным документом является Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 года. Еще о правах и обязанностях нас как граждан своей страны мы узнаем из кодексов (это гражданский, административный, семейный, кодекс законов о труде и т.д.). В 1998 году нашим правительством утвержден закон о защите прав ребенка. А для того, что бы жить по закону соблюдая его не нарушать самим и не позволять ущемлять ваши права другим, нужно, конечно же, их знать.
Сегодня вы будете участвовать в правовой игре, она пройдёт по командам. За правильные ответы команда будет получать жетоны. Победитель определится большинством жетонов.
Задание №1
Представление команд (название), выбор капитана (название и командира команды записывают на доске).
Задание № 2
Вам необходимо командой вспомнить: кто является богиней правосудия, воссоздать ее образ (командам предоставляются шарфы, материал, альбомные листы, фломастеры). Нужно объяснить, почему такой образ.
Фемиду изображают с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие, с весами в одной руке и мечом в другой. Такое распространённое изображение она получила уже у римлян, заимствовавших её образ у греков в виде Юстиции. Римляне вложили в её руку меч вместо рога изобилия, первоначально же у неё не было и повязки, то есть она изображалась с весами и рогом изобилия. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом. Меч – символизирующий расплату за деяния, наказание; весы – определяющие меру наказания; повязка на глаза – признак объективного решения.
Вручение жетонов, комментарии.
Задание № 3
«Сказочный юрист»
Командам необходимо по описанию сюжета сказки увиденного глазами юриста вспомнить название сказки.
1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно?
«Красная Шапочка»
2.В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.
«Сказка о попе и работнике его Балде».
1.Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.
« Волк и семеро козлят»
2.В этой сказке речь идёт о неком искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает.
«Колобок»
Вручение жетонов.
Задание № 4
Капитаны, по очереди (один в это время за дверью) будут отвечать на вопросы. Сколько правильных ответов, столько и жетонов.
Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? (Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет).
Какой День является Днем Конституции? (12 декабря).
Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (с 18 лет).
Как именуется тайное хищение имущества? (кража).
Бессмысленное уничтожение ценностей называется? (вандализм).
С какого времени наступает уголовная ответственность? (14, 16 лет).
Задание №5
(Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни. Сценки разыгрывают команды).
1 команда:
Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!
Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…
На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).
2 команда:
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: У Меня завтра контрольная…
Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак…
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в получении образования.
Что должна ответить мама? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)
За правильное выполнение – жетон.
Задание №6
Каждой команде будет предоставлен тест с 5 вопросами и 3 варианта ответа, вы должны выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ – жетон.
1.С какого момента человек становиться гражданином
1) с момента рождения (+)
2) с 7 лет
3) с 14 лет
2. С какого момента ребенок приобретает право голоса в решении некоторых семейных и юридических вопросов. С какого возраста при усыновлении требуется согласие ребенка
1) с 10 лет (+) (ст.103 Кодекса о браке и семье РФ)
2) с 14 лет
3) с 16 лет
3. Право на жилье человек имеет
1) с рождения (+) ( ст. 54, 132 Жилищный кодекс РФ)
2) с 10 лет
3) с 18 лет
4. Установленный законодательством запрет принимать на работу лиц моложе _____ лет означает, что именно с этого возраста подросток может стать субъектом трудовых правоотношений
1) с 14 лет(+)
2) с 16 лет
3) с 18 лет
5. В каких случаях наступает правовая самостоятельность
1) в 14 лет
2) в 16 лет
3) в случае вступления в брак до совершеннолетия (+)
Дорогие ребята, наша игра подошла к концу, пора подсчитать количество жетонов в каждой команде. Итак, побеждает…