Классный час «У лукоморья дуб зелёный...» (литературный вечер по сказкам А.С. Пушкина)
Внеклассное мероприятие
Тема: «У лукоморья дуб зелёный…» (литературный вечер по сказкам А.С.Пушкина).
Направление: художественно-эсетическое.
Участники: учащиеся параллели 4 классов С(к)ОУ VIII вида.
Цели:
обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у учащихся знания содержания, героев сказок А.С. Пушкина и его биографии;
воспитывать у детей интерес к чтению;
развивать творческие способности детей через обучение инсценировки частей литературных произведений.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент
Парты расставляются по периметру классной комнаты. Дети делятся и рассаживаются на две команды (по классам «А» и «Б»).
Актуализация знаний, активизация психических процессов восприятия, мышления, памяти, воображения. (7 мин)
На экране видео фрагмент «У лукоморья дуб зелёный…»
- Скажите, ребята, о ком говорится в этом стихотворении? Каких героев вы повстречали в этом отрывке? (дети называют сказочных героев)
- А где вы можете встретить названных героев? Может быть, вы где-то уже слышали о них? (это герои сказок, дети называют сказки)
- Кто написал это стихотворение? (А.С. Пушкин)
II. Открытие темы урока/классного часа. (3 мин)
- Кто-то может быть уже может сказать, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Какая тема занятия? («Сказки А.С. Пушкина»)
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней
Чем наши волшебные сказки.
- Сегодня мы вспомним сказки А.С. Пушкина, поговорим о самом писателе, поиграем в «сказочные» игры и, конечно же, посоревнуемся и выясним, кто лучший знаток сказок А.С. Пушкина.
III. Основная часть.
Историческая справка (2 мин)
- Сказки на Руси рассказывались с древнейших времен. Вся жизнь крестьянина сопровождалась устной народной поэзией. В станину предания, сказки заменяли школу. Кто рассказывал – поучал, кто слушал – поучался. От поколения к поколению передавалось сочиненное устно, что-то добавлялось последующими рассказчиками, что-то придумывалось заново. Позже сказки стали записывать, а затем и печатать, издавать.
- А.С. Пушкин также собирал, записывал, изучал произведения народного творчества. Писатель родился 6 июня 1799 года (в этом году 215 лет со дня рождения) в Москве. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной, с увлечением слушал её сказки, а когда подрос, стал записывать их.
Задание 1 «Расшифруй сказку» (8 мин)
- Сейчас я предлагаю вам тоже записать сказку. Но только записывать вы её будете не как писатели-составители. Попробуйте расшифровать написанные А.С. Пушкиным сказки.
- Перед вами шифр. У каждой команды в конверте листы с зашифрованными строками из сказок. Ваша задача – расшифровать строки и определить, из какой сказки эти строчки. В это время часть детей из каждой команды пойдут готовиться к следующему заданию.
Дети, готовящие выступление уходят готовиться. Оставшиеся дети (по командам) разгадывают шифр.
(…)
Задание оценивается: 5 баллов – верная расшифровка + 5 баллов – верное название сказки
Задание 2 «Инсценировка» (10 мин)
- Каждая команда заранее готовила выступление – инсценировку фрагмента одной из сказок А.С. Пушкина. Сейчас каждая команда представит своё выступление. Задача другой команды – разгадать название сказки.
(…)
После каждого выступления детям задаются вопросы по произведению.
(…)
Задание оценивается: 5 баллов – выступление + 5 балов верное название сказки + 1 балл за каждый верный ответ на вопрос по произведению.
Задание 3 «Угадай, кто и откуда?» (5 мин)
- А.С. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку – высмеял и осудил глуповатых, злых царей, жадных попов, хитрых бояр.
- Сегодня все эти герои с нами. А вот сможете ли вы их узнать? Попробуйте угадать пушкинских героев и определить, из какой они сказки.
«Он рыбачил тридцать лет и три года» (Старик, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.» (Мачеха, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
«Около царя сидят
Четырьмя все три глядят» (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, «Сказка о царе Салтане…»)
«Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе:
Во саду ли в огороде.» (Белка, «Сказка о царе Салтане…»)
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька жупчит.» (Царевна-лебедь, «Сказка о царе Салтане…»)
Задание оценивается: 1 балл – верное название сказки + 1 балл - верное название героя.
Задание 4 «Бюро находок» (5 мин)
- Какие вы молодцы! Вы знаете и сказки и сказочных героев! А знаете ли вы сказочные предметы? Здесь у нас «Бюро находок», в котором собраны различные сказочные предметы. Попробуйте определить их хозяев и сказки, из которых они.
Корыто (Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Яблоко, зеркальце (Мачеха, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Невод (Старик, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Орешки (Белочка, «Сказка о царе Салтане…»)
Мешок и верёвка (Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Задание оценивается: 1 балл – верное название сказки + 1 балл - верное название героя.
IV. Подведение итогов (5 мин)
Если очень захотеть,
В сказке можно очутиться.
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться.
Как прекрасно добрым быть
Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки:
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда,-
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
- Я благодарю вас, ребята, за участие в сегодняшнем мероприятие и надеюсь, что оно лишь подогреет в вас желание еще глубже проникнуть в мир произведений великого русского поэта А.С. Пушкина.
Подсчёт баллов, подведение итога, объявление победителей
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест по сказкам.
Сколько лет прожили старик и старуха у синего моря? (5, 20, 33)
Кого поймал старик неводом? (русалку, рака, рыбку)
Какой волшебный предмет был любимым у царицы в «Сказке о мертвой царевне»? (кольцо, зеркало, венец).
Кто помог королевичу отыскать невесту? (солнце, месяц, ветер)
Сколько девиц пряли поздно вечерком в «Сказке о царе Салтане»? (семь, две, три)
Кто жил в хрустальном доме под окном? (сурок, белка, гусь)
Какую птицу подарил царю Дадону мудрец в «Сказке о золотом петушке»? (ворону, галку, петуха).
Как звали работника попа в «Сказке о попе и о работнике его….»? (Иван, Балда, Егор).
Чем должен заплатить за работу поп Балде? (золотом, серебром, щелчком).