Классный час «У лукоморья дуб зелёный...» (литературный вечер по сказкам А.С. Пушкина)

3
0
Материал опубликован 23 February 2017 в группе

Внеклассное мероприятие

Тема: «У лукоморья дуб зелёный…» (литературный вечер по сказкам А.С.Пушкина).

Направление: художественно-эсетическое.

Участники: учащиеся параллели 4 классов С(к)ОУ VIII вида.

Цели:

обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у учащихся знания содержания, героев сказок А.С. Пушкина и его биографии;

воспитывать у детей интерес к чтению;

развивать творческие способности детей через обучение инсценировки частей литературных произведений.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент

Парты расставляются по периметру классной комнаты. Дети делятся и рассаживаются на две команды (по классам «А» и «Б»).

Актуализация знаний, активизация психических процессов восприятия, мышления, памяти, воображения. (7 мин)

На экране видео фрагмент «У лукоморья дуб зелёный…»

- Скажите, ребята, о ком говорится в этом стихотворении? Каких героев вы повстречали в этом отрывке? (дети называют сказочных героев)

- А где вы можете встретить названных героев? Может быть, вы где-то уже слышали о них? (это герои сказок, дети называют сказки)

- Кто написал это стихотворение? (А.С. Пушкин)

II. Открытие темы урока/классного часа. (3 мин)

- Кто-то может быть уже может сказать, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Какая тема занятия? («Сказки А.С. Пушкина»)

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней
Чем наши волшебные сказки.

- Сегодня мы вспомним сказки А.С. Пушкина, поговорим о самом писателе, поиграем в «сказочные» игры и, конечно же, посоревнуемся и выясним, кто лучший знаток сказок А.С. Пушкина.

III. Основная часть.

Историческая справка (2 мин)

- Сказки на Руси рассказывались с древнейших времен. Вся жизнь крестьянина сопровождалась устной народной поэзией. В станину предания, сказки заменяли школу. Кто рассказывал – поучал, кто слушал – поучался. От поколения к поколению передавалось сочиненное устно, что-то добавлялось последующими рассказчиками, что-то придумывалось заново. Позже сказки стали записывать, а затем и печатать, издавать.

- А.С. Пушкин также собирал, записывал, изучал произведения народного творчества. Писатель родился 6 июня 1799 года (в этом году 215 лет со дня рождения) в Москве. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной, с увлечением слушал её сказки, а когда подрос, стал записывать их.

Задание 1 «Расшифруй сказку» (8 мин)

- Сейчас я предлагаю вам тоже записать сказку. Но только записывать вы её будете не как писатели-составители. Попробуйте расшифровать написанные А.С. Пушкиным сказки.

- Перед вами шифр. У каждой команды в конверте листы с зашифрованными строками из сказок. Ваша задача – расшифровать строки и определить, из какой сказки эти строчки. В это время часть детей из каждой команды пойдут готовиться к следующему заданию.

Дети, готовящие выступление уходят готовиться. Оставшиеся дети (по командам) разгадывают шифр.

(…)

Задание оценивается: 5 баллов – верная расшифровка + 5 баллов – верное название сказки

Задание 2 «Инсценировка» (10 мин)

- Каждая команда заранее готовила выступление – инсценировку фрагмента одной из сказок А.С. Пушкина. Сейчас каждая команда представит своё выступление. Задача другой команды – разгадать название сказки.

(…)

После каждого выступления детям задаются вопросы по произведению.

(…)

Задание оценивается: 5 баллов – выступление + 5 балов верное название сказки + 1 балл за каждый верный ответ на вопрос по произведению.

Задание 3 «Угадай, кто и откуда?» (5 мин)

- А.С. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку – высмеял и осудил глуповатых, злых царей, жадных попов, хитрых бояр.

- Сегодня все эти герои с нами. А вот сможете ли вы их узнать? Попробуйте угадать пушкинских героев и определить, из какой они сказки.

«Он рыбачил тридцать лет и три года» (Старик, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.» (Мачеха, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

«Около царя сидят
Четырьмя все три глядят» (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, «Сказка о царе Салтане…»)

«Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе:
Во саду ли в огороде.» (Белка, «Сказка о царе Салтане…»)

«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька жупчит.» (Царевна-лебедь, «Сказка о царе Салтане…»)

Задание оценивается: 1 балл – верное название сказки + 1 балл - верное название героя.

Задание 4 «Бюро находок» (5 мин)

- Какие вы молодцы! Вы знаете и сказки и сказочных героев! А знаете ли вы сказочные предметы? Здесь у нас «Бюро находок», в котором собраны различные сказочные предметы. Попробуйте определить их хозяев и сказки, из которых они.

Корыто (Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Яблоко, зеркальце (Мачеха, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Невод (Старик, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Орешки (Белочка, «Сказка о царе Салтане…»)

Мешок и верёвка (Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

Задание оценивается: 1 балл – верное название сказки + 1 балл - верное название героя.

IV. Подведение итогов (5 мин)

Если очень захотеть,
В сказке можно очутиться.
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться.

Как прекрасно добрым быть
Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда.

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки:
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда,-
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!

- Я благодарю вас, ребята, за участие в сегодняшнем мероприятие и надеюсь, что оно лишь подогреет в вас желание еще глубже проникнуть в мир произведений великого русского поэта А.С. Пушкина.

Подсчёт баллов, подведение итога, объявление победителей

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест по сказкам.

Сколько лет прожили старик и старуха у синего моря? (5, 20, 33)


Кого поймал старик неводом? (русалку, рака, рыбку)

Какой волшебный предмет был любимым у царицы в «Сказке о мертвой царевне»? (кольцо, зеркало, венец).

Кто помог королевичу отыскать невесту? (солнце, месяц, ветер)

Сколько девиц пряли поздно вечерком в «Сказке о царе Салтане»? (семь, две, три)

Кто жил в хрустальном доме под окном? (сурок, белка, гусь)
Какую птицу подарил царю Дадону мудрец в «Сказке о золотом петушке»? (ворону, галку, петуха).

Как звали работника попа в «Сказке о попе и о работнике его….»? (Иван, Балда, Егор).

Чем должен заплатить за работу поп Балде? (золотом, серебром, щелчком).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.