Классный час «Уважая себя, уважайте других»
классный час «Уважая себя, уважайте других»
Цель: развитие толерантного отношения к другим людям.
Задачи: формировать терпимого отношения к другим, их привычкам, взглядам, готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других; организовывать позитивный опыт толерантного взаимодействия.
Актуализация знаний
На доске- пословицы
«Не делай людям того, что не желаешь себе» (И. Гете).
«Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе» (И. Гете).
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добрый – делающий добро другим, отзывчивый; несущий благо, добро, благополучие
- Вы слышали, наверное, эти пословицы. Как вы думаете, какой скрытый смысл в них.
Работа над содержанием сказки «Разговор Солнышка и Облачка».
- Ребята, послушайте сказку «Разговор Солнышка и Облачка». После слушания вы ответите на некоторые
вопросы.
Встретились как-то Солнышко и Облачко.
- Здравствуй, Солнышко! Как тебе живётся? – спросило Облачко.
- Доброе утро, облачко. У меня всё хорошо. Каждое утро я заглядываю в окна домов и вижу много
хороших людей. И ты, Облачко, очень хорошее!
- Спасибо за теплые слова. А ты, Солнышко, уважаешь себя?
- Да, уважаю себя за то, что я большое, яркое, теплое и бываю даже жаркое. А еще больше я уважаю
себя за то, что помогаю расти детям, цвести садам и согреваю землю. И тебя, Облачко, я уважаю за то,
что ты не только можешь быть и тёмной тучкой, и лёгким облачком, похожим на лошадку или птицу,
но и за то, что поишь землю живительной влагой.
- Спасибо, Солнышко, за добрые слова!
Солнышко и Облачко весело распрощались.
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто из героев понравился? Чем?
- За что Солнышко больше всего уважает себя?
- Да, больше всего оно уважает себя за пользу, которую приносит другим.
- А как вы думаете, уважительно ли относится Облачко к Солнышку? Почему?
- Действительно, Облачко уважает Солнышко не только за то, что Солнышко такое красивое и
приносит много пользы всему живому, но, я думаю, и за то, что оно уважительно относится к
Облачку.
- Солнышко пришло к нам, чтобы послушать, как мы будем рассуждать об уважении.
- Скажите, ребята, нам, людям, нужно уважать себя?
- Что значит, по вашему мнению, «уважать себя»? (Себя уважать - это значит вести себя так,
чтобы с тебя брали хороший пример все остальные, чтобы твое поведение вызывало уважение, а
не осуждение).
- Почему важно уважать себя? (Если уважать себя, тогда и другие будут относиться к тебе с уважением,
тебе захочется стать лучше и добрее, ты больше добьёшься в жизни).
- Но не забывайте, что… (Дети читают со слайда: «Себя уважать - это значит вести себя так,
чтобы с тебя брали хороший пример все остальные, чтобы твое поведение вызывало уважение, а не осуждение».
Работа в группах
Учитель. Давайте поучимся проявлять доброе отношение к людям в разных ситуациях.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.
1 ситуация.
На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация.
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация.
У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?
Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.
Знакомство со стихотворением Е.Евтушенко.
Учитель читает строки из стихотворения Евгения Евтушенко “Людей неинтересных в мире нет...”:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
Учитель:
В этом стихотворении говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.
Беседа «Кого мы уважаем и за что»
Учитель предлагает детям поговорить об уважении, о людях, которых они уважают.
Доска делится на две части. На одной части записываются имена людей, которых уважают дети, а на другой имена тех, чье уважение они хотели бы заслужить.
– Назовите людей, которых вы уважаете, и объясните, почему?
– Назовите людей, чье уважение вы хотели бы заслужить? Почему вы хотите, чтобы они вас уважали?
Итог.
Учитель. Пришло время заканчивать наш необычный классный час.
Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества. У Н. Заболоцкого, поэта, есть такие строчки: Прочитайте их.
«Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь. И день, и ночь»