Классный час «Поделимся друг с другом добротой»
Пояснительная записка к презентации
1. Создать условия для усвоения учащимися понятия « доброта». Показать ценность и значимость доброты.
2. Развивать у учащихся знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культуры поведения, общения с людьми.
3. Расширять этический кругозор учащихся, активизировать практику общения, применения этических норм поведения.
Оборудование:
- ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация;
- Рисунки «Тучка», «лепесток» по количеству учащихся (приложение 1);
- Распечатанное из словаря С.И. Ожегова определение слова «доброта»;
Предварительная подготовка:
- подбор учащимися пословиц о доброте
- разучивание учащимися стихотворений о добре
- подготовка учащимися инсценировки
I. Вступительное слово учителя:
-На классных часах мы с вами затрагиваем различные темы. Мы учимся общаться друг с другом, учимся грамотному отношению к окружающим нас людям, всему живому. И сегодня мы продолжим наше общение. А о чём конкретнее будем говорить, вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы в слово. (слайд 2)/data/edu/files/b1466410027.pptx (Поделимся друг с другом добротой)
(собрать из букв слово ДОБРОТА.)
– Давайте прочитаем хором это слово. Прислушайтесь к его звучанию. Оно произносится очень мягко и нежно. Давайте подумаем, что такое доброта?
– Есть очень ёмкое определение этого слова по словарю Ожегова: (слайд 3)
Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
– Давайте предположим, как появилось это понятие?
– Люди издавна с благодарностью воспевали всё, от чего человеку было хорошо, тепло, радостно. Так в народных сказаниях, легендах, песнях, сказках и стало воспеваться всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. И в древней славянской азбуке буква Д называлась «добро» (слайд 4).
II. Сообщение темы классного часа.
– С чем можно сравнить доброту?
– Когда у вас в классе, дома всё хорошо, какое у всех настроение?
– Всем становится теплее. Так на что похожа доброта?
– Да, на солнышко! Есть даже такая пословица: «Доброта, что солнце» (слайд 5). Как вы понимаете эту пословицу?
– Когда солнышко светит – хорошо, а когда все кругом добрые – ещё лучше, поэтому тема нашего классного часа так и звучит «Поделимся друг с другом добротой». И сегодня нам на уроке поможет солнышко. Оно будет нас согревать своими лучиками. Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка тоже согревает своим теплом, улучшает настроение. Давайте вспомним песню об улыбке
(дети поют 1 куплет песни « Улыбка»).
– Настроение поднялось?
III. Беседа о доброте.
– У понятия « доброта» очень древние корни. Заглянем в «Книгу мудрых мыслей», чтобы постичь значение, мудрость добра. Здесь записано много интересного и поучительного. Я приготовила мудрые советы из этой книги, давайте их прочитаем: (слайд 6)
Мудрые советы:
1. Уважая человека – уважаешь себя.
2. Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.
3. Старайся всегда и со всеми быть вежливым.
4. Никогда не смейся над недостатками других.
5. Если ты сделал добро – скрой. Если тебе сделали добро – расскажи.
– Старайтесь придерживаться этих советов. Также много мудрых мыслей содержат пословицы и поговорки. Люди с древности придумывали пословицы и поговорки о добре и зле. Вы должны были постараться их найти, давайте проверим, как это у вас получилось.
(дети зачитывают пословицы и поговорки, объясняют значение)
– Теперь попробуйте сами собрать пословицы о добре и зле из рассыпанных слов (задание по группам).
Пословицы:
1. Путём зла не доходят до добра.
2. Добрыми делами славен человек.
3. Доброе слово, что весенний день.
4. Худо тому, кто добра не делает никому.
(Каждая группа зачитывает пословицу, объясняет её значение.)
– Сейчас прозвучала пословица «Добрыми делами славен человек». А какие добрые дела делаете вы?
(дети рассказывают о своих добрых делах)
– Молодцы, ребята, старайтесь делать добрые дела, даже незначительные, маленькие, как в стихотворении «Попробуй сам».
(чтение стихотворения наизусть учащимися)
1. Стать добрым волшебником, –
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не надо особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
2. На клумбе цветок.
Его листья повисли.
Грустит он, о чём его мысли?
О чём его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
3. Хоть мама ещё не вернулась с работы
Нетрудно узнать её думы, заботы.
«Вернусь, - хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять».
4. И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, просияла посуда.
И ахнула мама, вернувшись, домой:
– Да это как в сказке, волшебник ты мой!
– Вы тоже можете быть такими волшебниками, что для этого нужно сделать?
– Ребята, посмотрите! (слайд 7) Появилась грустная тучка. Интересно, почему она здесь, ребята?
– Наверное, потому, что в нашем классе не всегда всё гладко, иногда ребята обижают друг друга, употребляют грубые слова. Давайте посмотрим сценку «Два товарища» и подумаем: можно ли назвать этих друзей добрыми, заботливыми и почему?
Сценка:
1 – Вот, например, если я сижу в автобусе, а входит старушка, я ей сразу место уступаю.
2 – Это каждый дурак знает!
3 – А ещё надо сказать: «Садитесь. Пожалуйста!» – Поняла, ворона?
4 – Ты что, с приветом?
5 – Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны, садитесь, пожалуйста!»
6 – Понятно! А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место.
7 – Да пока ты будешь говорить свои ослиные речи, старушка может вообще выйти из автобуса!
(рассуждения учащихся)
– Что вам не понравилось в разговоре о вежливости?
– Не употребляйте такие слова и выражения! Ребята, а что нужно вспомнить, когда хочется сказать или уже сказали грубое слово?
– Да, нужно вспомнить доброе вежливое слово. Тогда не будет у нас такой грустной тучки. Есть очень красивая пословица. Я её нашла в « Книге мудрых мыслей». (Слайд 8)
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
– Объясните смысл пословицы.
– Давайте и мы вспомним добрые, вежливые, волшебные слова.
– У каждого из вас на столе лежит маленькая тучка. Напишите на ней самое любимое ваше вежливое слово. Можете украсить свою тучку.
– Какие слова написали?
– Эти тучки также поместим в «Книгу мудрых мыслей». Давайте стараться употреблять эти слова как можно чаще и тогда ни одна плачущая тучка не залетит в наш класс.
– А для чего человеку нужны руки?
– Можно ли с помощью рук общаться?
– Какими бывают ваши руки?
– Могут ли они быть добрыми, злыми?
– Потрогайте руки друг друга. Они сегодня, наверное, у вас тёплые, ласковые, добрые, мирные. Может ли человек обидеть другого, если у него такие добрые руки?
– Руки могут помочь подружиться. Не зря друзья берутся за руки, при встрече здороваются. Старайтесь дружить! Старайтесь добрее относиться друг к другу! Понятие «доброта» вам поможет раскрыть стихотворение, которое так и называется «Доброта».
(чтение стихотворения наизусть учащимися)
1. Добрым быть совсем просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
2. Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
3. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
4. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
– В каждом из вас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
– Смотрите, цветок вырос! (слайд 9) Но он без лепестков. Лепестки этого цветка у вас. Сейчас вы должны подумать и на лепестке написать имя и фамилию того человека, которого вы считаете самым добрым в нашем классе.
Дети пишут под музыку. Затем сдают лепестки, учитель подводит итог.
IV. Заключение.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта.
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится – стыдится!
– Давайте не будем злиться! Давайте, как солнышко, согревать друг друга своим теплом.
– А теперь я хочу предложить вам зажечь огонёк общения: встаньте в круг, обняв друг друга за плечи; подумайте и скажите, что, по вашему мнению, было сегодня интересным.
– Пусть огонь доброго общения никогда не потухает в нашем коллективе.
Литература:
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1987.
2. Персидская И. В. Классные часы в 1-4 классах.- Волгоград: Учитель, 2007.
3. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. С.О. Домбек. Вып. 2. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2003.
Приложение 1