Классный час «Сила воли – это умение себя победить»
Пояснительная записка к презентации
Сила воли – это умение себя победить
Цель: активизировать интерес к волевой сфере личности
Задачи:
1.Раскрыть смысл понятия «сила воли»
2. Подвести учащихся к пониманию необходимости тренировки силы воли, характера для преодоления трудностей
3. Научить способам тренировки моральной дисциплины
1. Вступительное слово учителя.
Просмотр отрывка из мультфильма «Великий нехочуха»
Слайд 1/data/files/e1497330024.pptx (Презентация к классному часу "Сила воли")
- Ребята, вы посмотрели отрывок из мультфильма «Великий нехочуха». Как вы думаете, хорошо ли поступает мальчик? У вас есть свои обязанности? Какая ваша главная обязанность?
-Учиться, и учиться хорошо!
- Что надо для того, чтобы хорошо учиться (учить себя)? (ответы ребят)
Чтобы заставить себя заняться учебной работой, которая бывает не очень интересной. Для этого требуется… воля, сила воли.
Итак, о чем мы с вами будем сегодня беседовать? (дети называют тему урока)
Слайд 2
Какие цели перед собой мы сейчас поставим? (дети называют)
Что же такое воля?
Слайд 3
Воля – это власть человека над самим собой: способность управлять собой, регулировать свою деятельность, строить свою жизнь в трудных условиях.
Слайд 4
Давайте взглянем на историю силы воли. Для этого нам нужно перенестись на сто тысяч лет назад. Представьте себя первобытным человеком.
Вы можете представить его себе с избыточным весом или лежащим пузатым где-нибудь в пещере и говорящим своей первобытной жене: «Сегодня не пойду на охоту. Не хочу!»
Конечно, нет.
Много-много тысяч лет назад сила воли вообще не была нужна. Человеку не нужно было принимать волевых решений. Он не боролся с искушением не пойти в спортзал на тренировку, выпить с друзьями, закинуться кучей пончиков и так далее. Ему не нужно было сохранять спокойствие, когда директор вызывает его на «ковер».
Все, чего хотел первобытный человек, — это просто найти еды, чтобы не умереть. Но добыть еду было не так-то просто: надо было много бегать, догоняя мамонта, или провести несколько часов, ловя рыбу.
Слайд 5
Нужна ли в наше время человеку сила воли? Давайте на этот вопрос ответим в конце классного часа.
Человек может многое, если захочет.
Слайд 6
Мне хочется рассказать о мальчике, обладающего необыкновенной силой воли. Это Данил Плужников. Данил родился 26 января 2003 года, в Адлере, семье музыкантов. Мама поёт и играет на фортепиано, отец – на ударниках и гитаре. Не удивительно, что маленький Даня, едва научившись говорить, уже пел под караоке все песни из «Бременских музыкантов».
Ясное и безоблачное небо над этой семьёй начало покрываться тучами, когда Даниле исполнилось 10 месяцев. Мама заметила, что сын перестал расти и набирать вес. Врачи сначала успокаивали и не делились своими подозрениями, но вскоре вынесли неутешительный диагноз: у мальчика спондилоэпифизарная дисплазия верхних и нижних конечностей. Это сложное системное заболевание костей.
Но жизнь продолжалась. И мужественные родители делали всё от них зависящее, чтобы сын получал от этой жизни всё, что она может ему дать. Данил Плужников учится в школе. Правда, для него выбран способ домашнего обучения: 4 урока с учителями и ещё 7 по интернету. При этом мальчик не требует для себя никаких поблажек и не даёт себе расслабиться: он отличник.
У Дани множество увлечений. Он обожает кататься на скейтборде и специальном скутере, напоминающем двухместное мини-авто. А ещё он любит рисовать и пишет стихи. Но главная любовь всей жизни Дани – это музыка.
Несколько раз в неделю родители отвозят сына в музыкальную школу, где он старательно занимается вокалом. Не так давно Данил Плужников начал сочинять инструментальную музыку, подбирая мотив на синтезаторе.
Первые победы не замедлили появиться. В первый же год занятий вокалом принесли Дане 11 наград. Плужников регулярно посещал разные музыкальные конкурсы, некоторые из которых проводились далеко от родного Сочи. Сейчас у юного исполнителя более 20-ти медалей 1-ой степени и 7 наград 2-ой. Он победитель 3-го сезона шоу «Голос».
У этого маленького ростом – всего 98 сантиметров – человека огромное и доброе сердце. Мальчик, достойно и мужественно неся бремя собственной непростой судьбы, занимается благотворительностью. Он посещает Московский онкологический центр, где поёт и играет на синтезаторе для самых маленьких пациентов.
Данил признаётся, что эти поездки даются ему непросто, потому что видеть тяжелобольных детей и понимать, что некоторых из них спасти невозможно, очень страшно. Но улыбки и хорошее настроение малышей дарят ощущение, что он делает доброе и нужное дело.
Звучит песня в исполнении Данила Плужникова
Слайд 7
Теперь каждый ученик подготовил рассказ о непростых судьбах известных людей, обладающих также необыкновенной силой воли.
Диана Гурцкая (рассказывает Новоселова Яна)
Слайд 8
Вероника Скугина ( Банщикова Люба)
Слайд 9
Франклин Делано Рузвельт (Горбунов Вадим)
Слайд 10
Ирина Гордеева (Ширнина Дана)
Слайд 11
Стивен Хокинг (Рыжов Саша)
Слайд 12
Джессика Лонг (Одинцова Арина)
Слайд 13
Людвиг ван Бетховен (Шпомер Алеша)
Слайд 14
Ник Вуйчич (Андреева Даша)
Слайд 15
Алексей Маресьев (Абрашкин Максим)
Слайд 16
Эрик Вайхенмайер (Чепрасова Вероника)
Слайд 17
Не каждый из нас вами задумывается о том, что рядом есть люди, жизнь которых - ежедневная борьба. У них нет того, что нам кажется обычным, элементарным... Мы не всегда ценим здоровье, семью, дом, мирное небо. А кто-то может только мечтать об этом. И преодоление становится его девизом.
Мы говорили о людях, личность которых формировалась в крайне сложных условиях. Одним из них пришлось бороться с тяжелыми заболеваниями, другим - с опасными травмами, третьим - с влиянием неблагополучной, враждебной или даже преступной среды... И все же они не сдались, нашли в себе силы идти вперед: развиваться, получать образование, заниматься творчеством, достигать профессиональных успехов, создавать семью, помогать другим.
Ребята, а вам когда-нибудь приходилось проявлять силу воли? (ответы детей)
Как вы думаете, какие составляющие есть у воли?
(на доске написано слово ВОЛЯ, дети выбирают и прикрепляют слова, относящиеся к качествау воли)
Воля состоит из таких качеств как: энергичность, терпение, выдержка, смелость, сила, самообладание, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность. (Лень, страх, нежелание, зазнайство, гордыня, зависть, безответственность).
Упражнение " Популярные отговорки".
Это упражнение поможет Вам осознать, что у вас есть выбор: или получить то, что Вы желаете от жизни (достичь поставленной цели ), или постоянно искать причину своих неудач.
Каждый из вас называет по очереди причины, которые вы приводите, чтобы не делать домашние задания, не мыть посуду, не убираться по дому, не дежурить в классе, не делать по утрам зарядку, есть чипсы, пить газировку и т.д..
На подготовленный плакат с надписью «Любимые отговорки» каждый наклеивает то, что написал на листах.
Обсуждение, почему люди выискивают причины неудач вместо того, чтобы стремиться к достижению цели.
Так что ж мы достигаем, придумывая отговорки? В большинстве случаев защищаемся от чувства дискомфорта, если сложилась неприятная ситуация.
Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только сам!
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты!
Где куются ключи в твоей горькой судьбе?
Лишь в тебе!
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь собой!
Вместе с детьми разрабатываем памятку «Как можно развивать силу воли?»
Пожелание всем:
Пообещал - сдержи слово!
Умей добиваться поставленной цели.
Умей отстоять свою точку зрения.
Работай над собой, воспитывай в себе настойчивость, выдержку, решительность, твердость, терпение.
Велик ты или мал, будь опорой в семье, чтобы на тебя можно было положиться.
Осознавай свои действия и их возможные результаты.
В человеке должна быть внутренняя сознательность.
Следи за тем, что делаешь, вовремя обрывай себя.
Умей заставить себя делать то, что важнее.
Работа в группах
УПРАЖНЕНИЕ «ВЫХОД»
Постарайтесь найти выход из следующих ситуаций:
Ситуация 1. Вы совершили проступок, разбили стекло. Никто об этом не знает. Ваши действия.
Ситуация 2. Месяц назад на классном часе мы говорили о правильном питании, о вреде чипсов, колы, соленых орехов и сухариков. Употребляете вы их сейчас?
Ситуация 3. Вы идете на лыжах, впереди еще более 1 километра. Сила на исходе. Надо победить. Ваши мысли вслух.
Ситуация 4. Вы в огороде полете грядку, только начали. Мимо по дороге проходят друзья и зовут вас купаться на речку. Ваши действия.
Ситуация 5. Можете ли вы, проспорив, зайти с голыми ногами в заросли крапивы?
Ребята, в наше время нужна сила воли? Для чего?
Просмотр мультфильма (концовка) «Великий нехочуха»
Слайд 18
Сейчас подведем итоги нашего классного часа. На доске вертикально написаны слова «СИЛА ВОЛИ», напротив каждой буквы нужно написать прилагательное, характеризующее наше мероприятие.
Слайд 19
Домашнее задание.
Каждому из вас я раздам тест «Уровень развития своей силы воли»
Домашнее задание. Тест: Необходимо выбрать и отметить в таблице знаком + или – один из трех ответов 1-да; 2 – не знаю; 3 – нет.
В состоянии ли вы завершить вовремя начатую работу, если она вам не нравится?
Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно делать что-то трудное, непосильное и неприятное?
Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию, способны ли вы объективно ее оценить?
Если вы на диете, можете ли вы ее легко придерживаться?
Можете ли вы встать раньше обычного времени или лечь спать позже, если это было бы не запланировано?
Остановитесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
Быстро ли вы отвечаете на письма?
Не отменяете ли вы посещение стоматолога из-за болезни?
Будете ли вы принимать горькое лекарство?
Являетесь ли вы человеком слова?
Не боитесь ли вы в одиночку ехать в незнакомое вам место?
Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
Можете ли вы вовремя не вернуть книгу в библиотеку?
Отложите ли вы выполнение уроков ради просмотра телепередачи, которая вам нравится?
Сможете ли вы не ссориться, несмотря на нанесенную обиду?
Суммируйте полученные ответы по бальной системе: «да» - 2 балла; «не знаю» - 1 балл; «нет» - о баллов.
0 - 12 очков:
С силой воли у вас дела обстоят неважно. Вы делаете то, что вам легче и интереснее, даже, если это в чем-то может навредить и вам. К своим обязанностям вы относитесь спустя рукава. Вы эгоистичны и это влияет на ваши волевые качества. Вам пора изменить отношение к миру и окружающим, от этого вы только выиграете.
13 – 21 очко:
Ваша сила воли имеет средние пределы. Если вы встречаетесь с препятствием, то преодолеваете его, но если увидите обходной путь, то тут же им воспользуетесь. Неприятную работу вы выполняете, но постоянно при этом ворчите. Лишние обязанности вы на себя не берете. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте свою волю.
22 – 30 очков:
С силой воли у вас все в порядке. Вас не страшат трудности, но иногда нужно проявлять такие качества, как гибкость, доброта, снисходительность. Это вам поможет в достижении цели.
Слайд 20
Ильина Оксана Геннадьевна
Данильченко Ольга Васильевна