Классный час в 4 классе на тему «Что такое дружба»
Конспект классного часа в 4 классе
"Что такое дружба"
Составила и подготовила:
Чижанова Ю. С.
Учитель первой квалификационной категории
Цель: формирование у детей дружеского отношения.
Задачи:
Образовательные:
- выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- помочь учащимся осознать качества характера человека, важные в дружбе
- познакомить учащихся с правилами дружбы.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция сознания детей по отношению к другим воспитанникам;
- развитие навыков анализа.
Воспитательные:
- воспитывать у детей добрые качества, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
Оборудование: Памятки "Правила дружбы", цветок с качествами характера друга.
Ход занятия
I Актуализация опорных знаний
1.Определение темы классного часа
На доске вывешены буквы Д, Р, У, Ж, Б, А (вперемешку)
Детям предлагается из этих букв составить слово. Дети составляют слово "Дружба".
- Ребята, как увы уже догадались, темой сегодняшнего классного часа будет тема "Дружба"
- А что такое дружбы вы знаете? Как вы понимаете значение этого слово (Ответы детей)
- А кто такой друг? Каким должен быть друг? (Ответы детей)
- У вас есть друзья? (да)
- А вы себя считаете хорошим другом?
2. Обсуждение понятия "Дружба"
- Послушайте, пожалуйста, какое определение слову дружба дается в толковом словаре.
- Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни, одно из лучших нравственных чувств человека.
- В этом определении на первом месте стоит понятие бескорыстных взаимоотношений. а что такое бескорыстие? (ответы детей). Ты дружишь с человеком не из-за выгоды. А потому что тебе близки его интересы, увлечения, взгляды.
- Сегодня мы с вами разберемся, что такое дружба. Что значит быть другом.
II Работа по теме.
3. Анализ текста В. Осеева "Синие листья"
У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зеленый карандаш.
А Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси еще у брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена. – Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
– Ну, что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зеленого нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берет.
Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
-Ребята, понравился вам рассказ? (да)
- О ком идет речь в рассказе? (две подружки Катя и Лена)
- Что происходит между детьми?
- Почему Катя не дает карандаш? Хочет ли она его дать? (Катя все время ищет отговорки, чтобы не давать карандаш. Катя не хочет делиться)
-Почему Катя так себя ведет? (Потому что Катя - жадная девочка)
-Права ли она? (нет)
- Как бы вы поступили на ее месте. (ответы детей)
- Как надо было поступить? (Надо было сразу поделиться карандашом)
-Почему Лена не взяла карандаш? (Увидев недовольную реакцию Кати, Лена отошла в сторону)
-Почему Катя покраснела? (Поняла свою ошибку)
- Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прочитав это произведение? (Истинные друзья должны помогать друг другу искренне и бескорыстно. Катя так долго тянула с решением дать ли подруге карандаш, что Лена в итоге вынуждена была отказаться от ее помощи. Рассказ учит не быть жадным и оказывать помощь друзьям и близким.)
- Каковы главные слова всего произведения? (Надо так давать, чтобы можно было взять)
- Как вы их понимаете?
4. Решение ситуативных задач
- Для того, чтобы узнать, хороший ли вы друг (подруга), мы решим несколько ситуативных задач.
1.Если друг предложил прогулять уроки, то я...
2.Если я справился с заданием, а друг затрудняется с решением, то я...
3.Если друг забыл пенал и ему нечем писать в тетради, то я...
4. Если я подшутил над другом, а он обиделся, то я...
5. Если бы у меня были конфеты, то я...
6. Если бы мне друг рассказал секрет, то я...
7. Если друг получил двойку, то я...
5. Игра "Мой друг"
- Ребята, сейчас мы с вами вырастим цветок. Для этого к середине цветка будем крепить лепестки. На лепестках написаны качества характера. Вы будете крепить те качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать хороший друг.
Доверчивый Честный
Безответственный Безынициативный
Спокойный Справедливый
Равнодушный Ехидный
Добрый Душевный
Завистливый Ворчливый
Порядочный Исполнительный
Несерьезный Грубый
Исполнительный Искренний
Капризный Слабовольный
- А теперь, используя отмеченные положительные качества, расскажите хорошее о своих одноклассниках (Дети по цепочке называют положительные качества одноклассников).
III Итог урока
- Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили что такое дружба, что значит быть другом.
- И помните, чтобы дружба была крепкая, нужно придерживаться нескольких очень важных правил:
* не ссориться;
* уступать;
* не бояться просить прощения, если обидел друга;
* не злиться;
* не жадничать;
* помогать другу;
* быть честным;
* быть внимательным.
- И в завершении нашего классного часа, хочется прочитать вам стихотворение Р. Гамзатова
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился -
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его - вини дорогу
И коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.