Классный час в 3–4 классах на тему «Что такое дружба?»
Классный час « Что такое дружба?»
Тема: « Что такое дружба?»
Цель: Воспитывать нравственность чувств и этического сознания
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формировать знание моральных норм;
- формировать умение ориентироваться в социальных ролях, и межличностных отношениях.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-уметь слушать и понимать речь других;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Предполагаемый результат:
Укрепление представления детей о значении доброжелательных, бесконфликтных отношений с друзьями, близкими людьми.
Форма проведения: Классный час
Методы воспитания: объяснение, беседа, этическая беседа, рассказ
Оборудование (средства воспитания) Компьютер, аудиозапись, сказочный герой Кот Леопольд, словари Даля, Ожегова, карточки с пословицами, карточки с проблемными ситуациями.
Ход занятия
Этапы воспитательного занятия |
Деятельность классного руководителя |
Деятельность воспитанников |
Методы воспитания |
1. Организационный момент (Мотивационно-целевая установка)
|
Звучит песня "Улыбка" из мультфильма "Крошка Енот". Слова «До свидания», Давайте дружно будем жить |
Слушают песню «Улыбка» " из мультфильма "Крошка Енот". Слушают рассказ учителя.
Читают девиз Давайте дружно будем жить |
Рассказ |
2. Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание)
|
Сегодня вместе со мной на классный час пришел сказочный герой, а вот кто он вы сейчас попробуйте отгадать загадку. «Ребята, ребята, давайте жить дружно! Не нужно ругаться и злиться не нужно, Ведь даже травинка чувствует боль!» - Поёт добродушный кот…(Леопольд). Ребята поможем Леопольду понять смысл этих пословиц? Старый друг лучше новых двух. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Человек без друзей, что дерево без корней. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Нет друга — ищи, а нашел — береги. Друзья познаются в беде.
Молодцы, ребята. О чем были пословицы? Назовите, о чём мы будем сегодня говорить. Тема классного часа. Назовите задачи классного часа. -А кто такие друзья? Какого человека можно назвать настоящим другом? |
Внимательно слушают.
Отвечают: Леопольд.
Отвечают, поможем. Объясняют смысл пословиц. Приложение №1
Дети отвечают: в этих пословицах говорится о дружбе. Называют тему занятия и ставят задачи. Отвечают на вопросы А кто такие друзья? Какого человека можно назвать настоящим другом? |
Беседа |
3. Основная часть (Операционно-деятельностный этап)
|
- Я хочу вам рассказать одно чудо! Когда я была маленькой и училась в начальной школе, нам много рассказывали про дружбу. Однажды я прочитала рассказ М.В.Водопьянова “Один за всех и все за одного”, который до сих пор помню и хочу вам рассказать. Работа со словарем. – Нет на свете человека, который не задумывался, что такое дружба? Как вы понимаете слово дружба? 1 группа. Найти в “Толковом словаре” В. И. Даля объяснение слова “дружба”. 2 группа Найти в словаре синонимов – синонимы к слову “друг”. 3 группа. Кого можно назвать приятель, товарищ, знакомый, друг. -Дружба нужна и взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба? Звучит песня « Улыбка», Шаинский. Давайте поиграем в игру. Игра. Я буду называть качества человека. А вы, услышав качество, которое можно отнести к другу хлопаете. Весёлый, злой, драчливый, доброжелательный, равнодушный, добрый, общительный, хвастливый, отзывчивый, жадный. Обсуждение проблемных ситуаций: “Как бы я поступил?”. 1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. 2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. 3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. 4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты. 5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. 6 .Витя и Коля - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Коля не очень. Витя по-доброму относится к Коле, постоянно дает ему списывать домашнее задание. А как бы вы поступили на месте Вити? 7.Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Тебе это не нравится, но он твой друг. Что делать? 8.Твой друг стал плохо учиться, родители запрещают с ним дружить. Как ты поступишь? Тренинг «Узор» –Сложите листок пополам, ещё раз пополам, оторвите правый верхний угол, затем – левый верхний угол, нижний левый угол и т.д., оторвите кусочки по-своему усмотрению. Получились совершенно разные узоры. – Ребята, посмотрите внимательно друг на друга. Все вы разные: каждый со своей внешностью, своим характером, своими особенностями, странностями, причудами. А что же вас объединяет? Что общего? 8. Игра «Найди достоинства» – Теперь попробуем определить качества человека, которые помогают нам жить в обществе и ладить со всеми людьми. – Кто в нашем классе самый честный?
|
Внимательно слушают рассказ учителя. Приложение №2
Работают со словарём. - Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Отвечают на вопросы. Подпевают песню.
Играют в игру.
Обсуждение проблемных ситуаций и как поступили.
Мы класс, вместе учимся и отдыхаем!
дети берут "ладошку" и прикрепляют ее к сектору Честность, Уважение и т.д.
|
Этическая беседа,
объяснение.
Игра
Тренинг
Тренинг
Игра. |
4. Заключительная часть (Рефлексивно-оценочный этап)
|
И в заключение я хочу прочитать стихотворение М. Садовского «Если б капли не дружили». Если б капли не дружили, Вот и подошел к концу наш классный час. Давайте встанем и скажем, друг другу слова известного героя добрейшего и терпеливого кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно! |
Внимательно слушают стихотворение М. Садовского «Если б капли не дружили».
Все хором говорят слова кота Леопольда « Ребята, давайте жить дружно!» |
|
Приложение № 1
Старый друг лучше новых двух.
Со старым другом человек много вместе пережил, это испытанный друг, который никогда не подводил. Кто его знает, как поведут себя двое новых друзей в тяжелой ситуации? Может и не друзьями они окажутся.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Настоящая дружба (крепкая) не зависит от внешних обстоятельств, ничто не может ее разрушить, никакие наговоры, сплетни, мелкие обиды, ее не разрубишь топором.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Думаю, смысл пословицы в том, что каким бы сильным, большим, могучим дерево не было - без корней оно погибнет, ведь они его держат, даже дубу будет без корней не устоять и ветра не надо, оно упадет, не дожидаясь его. Так и человек, каким бы он сильным, здоровым не был, богатым не был, без друзей он пропадет и держится своими друзьями, которые в трудную минуту всегда придут на помощь и выручат. Сам по себе человек не может одолеть и трудности, а с друзьями и беду пережить легко. Поэтому, друзей нужно ценить, любить, уважать и не ссориться с ними.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба дороже любых денег и материальных благ. Деньги как приходят, так и уходят, а друзья всегда рядом
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Очень трудно найти друга, который подошел бы тебе по характеру, по интересам. Но если такой друг у тебя есть нужно помогать друг другу, где-то уступать и не ссориться по мелочам.
Друзья познаются в беде.
Это значит, что друг это не тот ... Друг, прежде всего тот, кто с нами в трудную для нас минуту
Приложение №2 Разговор – импровизация Тема: «Друг познаётся в беде»)
М.В.Водопьянов “Один за всех и все за одного”
“Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой. Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему. И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции. С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук”.
- Вот оно чудо! Дружба спасла человека, верные друзья! Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. А ведь все могло быть иначе.
Кушнарева Татьяна Николаевна
Кольмай Надежда Ивановна