12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пашутко Ирина Борисовна27
Россия, Брянская обл., Воронок Стародубского района

МБОУ «ВОРОНОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Классный час

(для 7 класса)

Подготовила: классный руководитель

Пашутко Ирина Борисовна

2018 год

КЛАССНЫЙ ЧАС

ТЕМА: «Ваши права»

Цели:

воспитание правовой культуры школьников и чувства причастности к международному правовому сообществу;

ознакомление учащихся со статьями Конвенции ООН о правах ребенка;

воспитание уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные : формирование умений принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные: формирование навыка осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; развитие умений строить сообщения в устной; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные: формирование умений адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Личностные результаты:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Оборудование:

Примечание: класс разбит на 2 группы (команды) для участия в викторине.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступление. Мотивация учебной деятельности.

1-й ученик: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2-й ученик: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где люди часто преследуются за религию, за их политические взгляды.

1-й ученик: всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

2-й ученик: Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребёнок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Учитель: С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения права ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

И на сегодняшнем классном часе мы поговорим о правах детей, т.е ваших правах, закрепленных в государственных документах. Главными из них являются: Конвенция ООН о правах ребенка и Декларация прав человека. Ознакомимся с этими документами. А также в ходе классного часа выявим, насколько вы хорошо владеете отдельными правовыми знаниями.

Слушаем представителей команд.

П. Открытие новых знаний. Знакомство с государственными документами.

(работа в группах-командах)

1 команда

2 команда

2.1. Конвенция ООН о правах ребенка.

1-команда:

1-й ученик. С 1990 г. Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990г. вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г.

2-й ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

3-й ученик. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

 

Учитель: А сейчас познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией ООН.

Ст.1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ст.6. Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Ст.7. С момента рождения ребенок имеет право на имя и приобретение гражданства.

Ст.13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.

Ст.14. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии.

Ст.16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ст.28. Ребенок имеет право на образование.

Ст.37. Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.

Ст.31. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

  1. 2.2. Всеобщая Декларация прав человека.

2-команда.

1-й ученик. Декларация прав человека (ребенка) была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959г.

2-й ученик. Во Всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство.

3-1 ученик. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство, на их собственное благо и на благо общества.

Учитель: познакомимся с некоторыми статьями Декларации.

Ст.3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу.

Ст.4. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Ст.5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.

Ст.6. Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.

Ст.12. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.

Ст.13. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства.

Ст.18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять религию или убеждения.

Ст.19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение.

Ст.23. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы.

Ст.24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

Ст.26. Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным. Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей.

Ш. Закрепление знаний на основе практической деятельности:

Учитель: А теперь давайте посмотрим небольшую сценку из школьной жизни (у нас это часто бывает)

Сценка: «Чужое письмо»

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их)

Нина: А ты не пойдешь на физкультуру?

Катя: Нет, я освобождена.

(все уходят, остается Катя. Она садится и начинает рисовать).

Катя: Ой, стирки нет. У кого взять? У Нины посмотрю.

(Катя роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина)

Нина: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Катя: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель: На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение? Какую из статей Конвенции ООН нарушила Катя?

(Обсуждение. Учащиеся высказывают свое мнение)

Проблемный вопрос: являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения своего мнения?

(Обсуждение)

Практическая работа

Учитель: Спасибо, а теперь, прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание по группам (командам).

1 команда: составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?

2 команда: потребности человека с возрастом меняются. И в 13-14 лет, т.е в вашем возрасте, у ребенка могут быть и другие потребности. Составьте список потребностей ребенка 13-14 лет.

(5 минут)

Обсуждение.

Как с возрастом меняются потребности ребенка? (они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше)

1V. Применение знаний. Выявление уровня правовой культуры учащихся.

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с отдельными статьями главных документов о правах ребенка. А сейчас проведем правовой турнир, посмотрим, кто из вас владеет большим запасам правовых знаний.

Учитель: вам, ребята, вопрос: какой главный документ гражданина своей страны вы получили?

(паспорт).

Итак, первый конкурс.

Блиц-опрос «Как ты знаешь свой паспорт?». (Команде, которая правильно отвечает на вопрос, присуждается 1 балл)

Сколько страниц в паспорте? (19)

С какого возраста паспорт действует бессрочно? (с 45 лет)

Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской федерации).

На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (на стр.2)

Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения)

Какие сведения о владельце ещё указаны в паспорте? (воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте)

Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное положение»? (две -14 и 15).

На скольких страницах паспорта проставлен номер (на 10).

Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (да).

Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (немедленно заявить в органы внутренних дел)

Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (отметки о группе крови и резус-факторе)

каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет)

Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (нет)

В каком году началась выдача паспорта нового образца? (2001)

Указывается ли в паспорте национальность гражданина? (нет)

Встречаются ли в паспорте римские цифры? (нет)

Сколько цифр в номере паспорта? (10)

Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (одна – 13-я)

В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (при утрате паспорта и при смене фамилии)

В каких случаях паспорт необходим? (при устройстве на работу, при покупке билета на самолет или поезд, при получении денег в сберкассе и т.д.)

(Подведение итогов блиц-опроса)

Второй конкурс «Знание правовых основ»

Учитель: каждой команде предлагается по 4 вопроса. Время на обдумывание 1 минута.

1-ая команда:

1) Что такое право? ( Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми)

2) Назовите основной закон государства (Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности)

3) С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (С 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет)

4) Что такое презумпция невиновности? (Положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке)

2-ая команда:

1) Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)

2) Что такое превышение пределов необходимой самообороны? ( Превышение имеет место в том случае, если обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не вызывалось ни характером нападения, ни реальной обстановкой, и кончается, как правило, либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его)

3) Назовите основные государственные символы (Герб, флаг, гимн)

4) Что такое алиби? (В уголовном процессе – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте)

Третий конкурс «Юридическая консультация»

Командам предлагается решить юридические задачи

(Приложение)

Четвертый конкурс «Знаком ли ты с детективом?»

Учитель: все вы читали или смотрели фильмы про Шерлока Холмса?

Конкурс на знатока героев. (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Назовите адрес Шерлока Холмса? (Бейкер-стрит, 221 б, Лондон)

Кем был доктор Ватсон до встречи с Ш.Х.? (отставным врачом).

Кому из героев Конан Дойля принадлежит монограмма из четырех сабель, скрещенных в форме буквы М? (профессору Мориарти)

Любимая фраза Ш.Х.? (Это же элементарно, Ватсон)

На каком инструменте играл Ш.Х.? (на скрипке)

Кем был по профессии главный противник Ш.Х.? (Профессор математики Мориарти).

Какое преступление совершил Геракл, совершая свои подвиги? (Украл золотые яблоки).

Кто жил по этому адресу: Швеция, Стокгольм, крыша обычного дома? (Карлсон)

Пятый конкурс (капитанов) «Отгадай сыщика»

Учитель: По словесному портрету назвать имя и фамилию сыщика. За правильный ответ – 2 балла.

1-я команда: «Национальность – бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными полосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов». (Эркюль Пуаро)

2-я команда. «Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от различных химикалий. Хобби – музицирование». (Шерлок Холмс)

У. Подведение итогов:

?? Какие документы обеспечивают права детей?

?? Куда можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

Рефлексия:

- что сегодня показалось мне самым интересным?

- что вызвало затруднение?

-что нового для себя я узнал и что мне может пригодиться в жизни?

Спасибо за участие. Обогащайте себя правовыми знаниями.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ к конкурсу «Юридическая консультация»

Задача для 1-й команды.

17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение несправедливым, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд?

(Ответ: считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних)

ПРИЛОЖЕНИЕ к конкурсу «Юридическая консультация»

Задача для 2-й команды.

Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?

(Ответ: поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет).

 

Ведущие (вступление)

1-й ученик: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2-й ученик: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где люди часто преследуются за религию, за их политические взгляды.

1-й ученик: всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

2-й ученик: Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребёнок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

1-я команда

1-й ученик. С 1990 г. Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990г. вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г.

2-й ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

3-й ученик. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Сценка: «Чужое письмо»

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их)

Нина: А ты не пойдешь на физкультуру?

Катя: Нет, я освобождена.

(все уходят, остается Катя. Она садится и начинает рисовать).

Катя: Ой, стирки нет. У кого взять? У Нины посмотрю.

(Катя роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина)

Нина: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Катя: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

2-команда.

1-й ученик. Декларация прав человека (ребенка) была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959г.

2-й ученик. Во Всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство.

3-1 ученик. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство, на их собственное благо и на благо общества.

ПРИЛОЖЕНИЕ к конкурсу «Юридическая консультация»

Задача для 1-й команды.

17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение несправедливым, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд?

ПРИЛОЖЕНИЕ к конкурсу «Юридическая консультация»

Задача для 2-й команды.

Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.